Незнаю, может уже и рассказывал эту историю на форуме. Но решил снова написать.
Людей чувствительных и очень БРЕЗГЛИВЫХ прошу не читать спойлер. :-) Один из моментов в рассказе я скрою.
В 2001-ом году, когда я еще работал в школе, меня отправили на отдых с детьми в лагерь "Азгек", что в городе Теберда, недалеко от Домбая (Карачаево-Черкессия). Назвать это отдыхом можно было с большой натяжкой, и все потому, что для меня это был не отдых, а большая ответственность: следить за 60 детьми шестиклассниками.
Со мной еще один учитель и девушка - дочь технички - которая отвечала за прекрасную женскую половину шестиклассников. Я сказал "прекрасную"? Ага, как же. Чертовки еще те штучки! В свои 11-12 лет у них интриги не хуже взрослых.
Что-то не могу собраться с мыслями, начну по порядку.
В общем, хочу или нет (а я не хотел, так как по сути - домосед), меня посылают с детьми. Дело в том, что в школе был дефицит мужчин-учителей, и волей-неволей мне и Казбеку (учитель) пришлось согласиться.
Посадка.
К драмтеатру подъехали ПАЗики. Так как я уже был наслышал о "зайцах" (вот была бы воля, реально таких бы сажал на года два или три), я решил встать на подножку и тупо не впускать в автобус никого, даже родителей - только детишек и только по списку. Подходит какой-то мужик и просит дать список.
- Зачем? - спрашиваю, и уже внимательно разглядываю внешность 45-летнего "зайца" - вдруг понадобится словесный портрет?
- Дай я посмотрю! - требовательно.
- С чего я тебе должен его давать? - Я в два раза его младше, но такая наглость вынудила меня перейти с обороны в нападение.
- Посмотреть хочу.
- Зачем тебе смотреть?
- Я в гороно работаю.
- А! - с нелепой улыбкой я отдаю ему список и начинаю припоминать, что действительно видел его пару раз с нашей директоршей, вот, блин, попал. Сейчас хлопот не оберешься, надо будет оправдываться, хотя я, в принципе, прав. А он оказался нормальным мужиком, и лестно отозвался потом об этой моей выходке начальству, мол, вон какой воспитатель был в пятом потоке, всех бы таких! Было же время... А сейчас?
В общем, родители пихают детей в автобусы без разбора. Им без разницы, кто будет воспитатель - главное запихнуть чадо в пазик и отправить на отдых, после чего можно будет вернуться домой и спокойно позырить телевизор. Пихают без разницы. Детишки яро сопротивляются, мол, это не моя школа и тем более не мой класс, - все равно запихивают, и даже утрамбовывают. А там, если что случится, то спрос с воспитателя будет. За каждого разбитого ребенка он двух положит.
Оказалось, если пресечь беспорядок в стадии зачатия, то он как-то рассасывается. Куй железо, не отходя от кассы! Видя, что железо горячо, я начал ковать!
- Ма ел г1ов! (А ну молчать!)
Мамаши такого не ожидали и сразу притихли. Я мысленно поблагодарил всех их мужей за выработанные долгими годами тренировок рефлексы подчинения и продолжил:
- В этот автобус... строго по списку... по одному... шестой "В" класс. Родители прощаются у дверей. Никому заходить нельзя. После того как дети в автобусе - я за них отвечаю. Надо будет поругать - поругаю, надо будет наказать - накажу. Кто не согласен - уходим домой.
По толпе прошел гул одобрения. Изначально недовольные мамы резко сменили тон и стали передавать мне детей. Каждая просила приглядеть за своим чадом особенно внимательно. Пазик забился. И теперь надо было ждать отправления. На других автобусах видимо с мамашами не справились. Там бардак. У меня все как в аптеке. Аж загордился своим маленьким успехом. Дети очень легко чувствуют слабину: не покажешь строгость с самого начала - поезд уехал. Пришлось одергивать их каждую секунду, чтобы сидели на местах. В конце этого путешествия я пришел к выводу, что строгость с детьми - не лишнее. Надо умело сочетать кнут и пряник, чтобы боялись и любили. Никогда не угадаешь, кто из детей способен на авантюру.
Пересчитал. 32. Вместе с "В" классом тут часть "Б". Занес в список. Перед отъедом провожу перекличку. Среди чеченских фамилий какая-то явно не чеченская:
- Андреева?!
- Со ю! (Я!)
Опа, как я такое допустил? Надо же, говорит на чеченском, я фамилия русская. Надо посмотреть, может "заяц"? Иду в конец.
- Мил ю? (Кто?)
- Со ю!(Я!)
- Андреева?
- Х1аъ, со г1аскхи ма ю. (Да, я же русская).
Никогда не думал, что услышу такую фразу на чеченском языке. Девочка оказалась русской, но идеально знала чеченский язык. Да и вообще, вела себя как чеченка, и оказалась просто умницей.
Тронулись.
Не успели выехать из города как некоторые из девочек (причем, самые худые, а не толстые!) достали из сумок припасы и начали тут же их уничтожать. Для них отдых УЖЕ начался и его надо было отметить совместной трапезой.
Другие детишки, как оказалось, были плотно накормлены дома. Видимо, мамаши не стали париться с упаковкой еды на дорогу, а решили просто вложить ее детям в рот. И тут наступило время спойлера.
Автобусы поехали через старопромысловский район, через 15 молсовхоз и т.п. В дороге трясло и некоторым детям прямо на глазах поплохело как котятам в багажнике. Водитель оказывается не раз отмывал салон автобуса и поэтому припасся целофановыми пакетами.
- Раздавай!
Быстро взял пакеты и прошелся по трясущемуся пазику взад-вперед, раздавая пакеты. Сделал это очень вовремя, потому что не успел я вернутся и присесть, как к дальнего конца мне стали жестикулировать. Что такое? Прохожу назад и.... меня чуть не вывернуло. Ну как из шестиклассника может столько выйти за такой короткий промежуток времени??? Где справедливость?! Чтобы съесть нужно полчаса, а чтобы выложить обратно - десять секунд? Парнишка держал за края целофановый пакет почти что ДО КРАЕВ наполненный разноцветной субстанцией! А пазик трясет! Водитель ничего не слышит! Что делать?! Первое, что пришло в голову: достать себе пакет и тоже его наполнить. Но я овладел своими рефлексами, сдержал тошноту, взял себя в руки, и открыл форточку, которая, к счастью, оказалось прямо на головой парня.
- Не двигаться! - я выглядел как сапер из американского фильма, который держит бoмбу.
Я аккуратно взял пакет за края (машину трясет, я до сих пор не верю тому, как я мог удержатья на двух ногах! По дороге в Горагорск есть дорога, выложенная камнем - ужасно трясет!), поднимаю его вверх, следя за уровнем болтающейся в нем субстанции, подношу к форточке (как хорошо, что она широкая и пакет пролезет! Спасибо инженерам ПАЗа!) и выкидываю пакет. Боковым зрением вижу, что, падая, пакет на огромной скорости разбрызгивает содержимое, которое из субстанции превратилось в какие-то оранжевые осколки. Ехавшая позади нас милицейская девятка увернулась от цветной шрапнели, и не пострадала. Видимо, не впервой уворачиваться от детских блевотин.
Тут же выдал пацану еще один пакет, кто знает, сколько он вообще ел. Выкинул еще парочку пакетов, к счастью, не таких полных. Кстати, выкидывал в лесистой местности, тем самым удобряя почву.
Заяц.
Приехали в Горагорск, кажется. Тут пересадка на Икарусы. Всех вывел из пазика и отвел в сторону, чтобы не мешались с другими детьми из других школ. Вижу коллег. Что? Куда? Понятно. Указали на Икарус. Посадил детей. Стою снаружи. Разговариваю с нашей училкой начальных классов (у нее своя группа детишек была). Вдруг подходит какой-то парень со спортивной сумкой. Внешность сразу выдавала в нем "зайца". Начал парить мозги нашей училке начальных классов. А все училки начальных классов почему-то всегда очень доверчивые. Видимо думают, что люди даже позврослев не могут врать и честно стоят в углу за хулиганство. Парень ее грузит, мол, я с вами должен доехать, мне сказали в гороно и т.п. Училка оборачивается на меня и спрашивает:
- Тебе говорили о нем?
За ее спиной парень мне помигивает и кивает головой, типа, скажи "да".
- Нет, мне ничего не говорили.
Каким-то образом парень разрулил ситуацию и, сославшись на свою ошибку, ушел. Кто-то подумает, что я зря поступил и что мне стоило довести до Теберды бедного парня? Забегая вперед скажу, что этот парень уже на первой остановке купил себе пива и демонстративно его распивал перед детьми, а по приезду в лагерь на следущее же утро (мы заехали ночью) зашел в местный ларек с кастетом и попытался его ограбить. А ведь мог и с моими детьми ехать в одном автобусе. Его задержала местная милиции и оформила по всей строгости закона.
Доехали.
Дальше доехали без происшествий ночью. Теберда, база "Азгек". О том, что было за три недели в лагере все и не вспомнишь: кражи, драки, псевдо-милиционеры, псевдо-пожар, сердечная недостаточность у одной, приступы эпилепсии у другой, побег детей из лагеря, потеря сознания в день своего рождения у третьей, червяки в гречке, роман воспитательницы из другой школы с местным воспитателем, драка на типадискотеке, ... Там было все, как в индийском кино! Я жалею, что не записывал все происшествия, потому что это было очень ужасно тогда, но было бы жутко интересно теперь. Расскажу о некоторых фрагментах.
Побег.
День первый. Утром поели, прогулились, осмотрели лагерь, прошли медосмотр, отобедали, и отправили детей на тихий час. Домики закрыли. Нас вызвали к директору на знакомство. Поболтали, возвращаемся с Казбеком обратно и видим, что из туалетной форточки нашего домика уже выбрался один, и выбирается второй шестиклассник. Если не так вылезет - может упасть и разбить голову об асфальт. Подбегаем. Впихнул второго обратно, а первого заставил залезать обратно тем же способом. Больше не вылезали.
Стаканы.
Решили как-то провести порядок в домиках. Бардак был еще тот, и Казбек взялся проверить все сам. Зашли в один, Казбек стал проверять прибрались ли в шкафу, открывает дверцу и оттуда падает сумка с вещами одного из пацанов и от удара слышен какой-то подозрительный звон.
- Что у тебя там? - Казбек спросил для прикола, но пацан потупил взор и опустил голову. Стало ясно, что тут что-то неладное.
Расспросы не помогли, шестиклассник молчал как мальчиш-кибальчиш, Казбек потряс сумку и зазвенело еще сильнее. Открыли. Двадцать стаканов, сворованных из столовой. Двадцать!
- Что вы с ними собираетесь делать? Зачем вам они?
Я подозревал, что может быть ребята из бедной семьи, наводил справки даже, но вроде нет. Не голодают. Просто пацаны видимо решили пополнить запасы стаканов. Свой поступок никак не объяснили.
Второй побег.
В день субботника вдруг пропали три пацана - самые старшие из всех и самые наглые (помимо шестиклассников были несколько семиклассников - братья или сестры детей помладше) Один из них пользовался своим особым статусом - он был сыном учительницы из группы первоклашек нашей школы (они тоже были с нами). Обыскали везде, где по логике они могли быть. Ну, думаю, вот как это бывает: следишь за ними, следишь, а все равно пропадают. Что я родителям скажу? Только было собрался бить тревогу и объявлять розыски, как вдалеке показались три фигуры - идут.
Меня и напарника они тоже видели, поэтому шли не спеша, шагом, гордо засунув руки в брюки, в надежде, что наша милость будет великодушной. Так же гордо стояли и мы, не отворачивая взгляда. В любой другой момент пацанчики свернули бы за угол, типа, мы просто гуляем, но они уже издалека чувствовали, как мы сверлим их вглядом и понимали, что достигли предела наглости, и еще одна выходка сулит карцером. Рядом со мной и Казбеком (воспитателем) и мать самого наглого. Отнимаю у Казбека из рук розги:
- Я им сейчас надаю по филейным местам!
- Нет я! Это мои розги! - Казбек пытается отнять их у меня, но тщетно (Казбек был инвалидом, без одной руки)
- Я придумал их наказать! - убеждаю я.
- Моего как следует можешь отхлестать! - учительница дала мне добро, чувствуя как во мне борятся желание надавать зачинщику и не обидеть ее материнские чувства.
Подошли. Гордо. Молчат. Куда ходили? Молчат. Кто разрешил? Молчат. А ну-ка, иди сюда. Подходит. Поворотись-ка сынку! Беру самый толстый прут и, широко замахиваясь, опускаю на пятую точку в черных джинсах. Пацан только выдал сдавленный и сдержанный стон, всунул руки еще глубже в карманы и отошел в строй. Я в шоке. Второй, та же ситуация. Подзываю третьего, пожирнее (сына учительницы). Весь пылаю из-за того, что наказание не приносит морального удовлетворения. Замахиваюсь еще сильнее и бью еще больнее.
- Ммм, - снова сдавленный стон и пацан возвращается в строй.
Думаю, нельзя терять свой авторитет, пусть думают, что я специально их не сильно бил, и решил добить их словами. Ругаю, угрожаю тем, что о поступке расскажу в школе и доложу родителям, и тут замечаю, что все трое как-то начали странно кривляться.
- М-м-м-м-Эх, ... М-м-м-м-Ох!
Оказывается, розги только сейчас дошли до нервных окончаний филейных мест и обдали пацанов сильным жжением и жаром. Спустя мгновение от их напыщенной гордости не осталось и следа, они вытащили руки и стали расстирать свои сиденья. Даже жалко их стало. А ведь не разыграй они Рэмбо, я бы не бил так сильно.
Бросок!
В полдень у детей тихий чаc. Мы с напарником закрыли детей на ключ, приказав им спать и отдыхать (выйти через окна они уже железно боялись, так что на этот счет мы не волновались). Девочки вообще тихони (ага, ЩАС! Вы тоже так думали? Отнюдь, но мы с вами неправы). В общем, мы с воспитателем успели выйти за пределы лагеря, отоварится в местном ларьке на предмет сигарет для него и жвачек и бритвы для меня, пофоткаться у подножья горы (она в метрах 500 от лагеря, рядом с дорогой) и вернуться обратно. Не больше часа.
Возвращаемся, и видим, что по территории лагеря бегают наши пацаны, причем, бегают беспорядочно, по-броуновски.
- Вообще обнаглели? - ору на первого попавшегося.
- Мы тебя ищем! Там одной девочке плохо стало!
Рявкнул на пацанов, приказав сидеть в домиках. Бежим в домику девочек. Отъезжает скорая. У меня душа в пятки! Останавливаю машину, заглядываю внутрь - пусто! Фельдшер успокаивает, и говорит, что все будет хорошо. Забегаю в домик. Наша воспитательница рядом с девочкой, у которой перевязана голова. Оказывается, две девочки (шестиклассницы) решили в тихий час... нет, не поиграться в куклы, не рисовать или краситься, или листать какой-то журнал. Они решили побороться. После нескольких минут неудачных удущающих и катаний по полу, одна из них решила продемонстрировать прием, который показал братишка. Как назло, знатоком приема оказалась девочка покрупнее. Она ловко сделала "бедро" девице помельче, которая пролетела в воздухе с метр, ударилась головой об угол стола и шмякнулась без сознания на пол. Не приходила в себя до приезда скорой помощи.
В общем, плюс ко всему оказалось, что у девочки в этот день был еще и день рождения. Отметила с размахом!
Повезло, что удар пришелся на темечко. В общем, Дела болх бу. Инвалидом не осталась.
Старый дом.
Недалеко от лагеря есть такой старый и очень красивый дом. Сразу видно: его строили зажиточные владельцы. Весь в старом стиле, не громадный, но и не маленький. И даже беглого взгляда было бы достаточно, чтобы понять, какой он уютный. Почему-то он сразу бросился всем в глаза, хоть и не был перед носом. Оказалось, что это музей, в котором жил один зажиточный, но спортивный человек. Он бы скалолазом и теперь в каждом помещении музей под стеклом лежит скалолазный инвентарь начала прошло века.
Нас повели в экскурсию по музею. Внутри нас встретила гид. Видимо, она имела в запасе некий трюк, которым удивляла посетителей с первых минут визита. Решила воспользоваться им, чтобы удивить детей, но разве наших чеченских детей удивишь?
- Этот дом принадлежал .... пам-пам-пам... Как вы думаете дети, сколько лет этому дому? - по глазам было видно, что она вот-вот скажет что-то удивительное, а мы должны будем дружно выдохнуть "Ого!", в то время как она будет гордо с умным видом продолжать нас удивлять.
Дети:
- Шестьсот!
- Восемьсот!
- Тысяча!
Те, у кого "пять" по математике:
- 890!
- 735!
На лице гида выступила грусть:
- Что вы, ему не столько. Ему 240 лет...
Дальше гид уже не вступала в диалог с детьми (чтобы наладить духовный контакт), а просто сухо прочитала всю программу.
Возвращение.
После трех недель лагерь нам стал надоедать. Уже не охото было куда идти ни нам - воспитателям, - ни детям, которые еще в первую неделю изучили каждую тропинку и каждый куст в радиусе километра. Выехали ночью, чтобы быть в Чечне днем - с темнотой на постах не пропускали.
В этот раз никого не тошнило. Ужин успел пройти детские желудки и поэтому детишки только тихо страдали на автобусных креслах.
- Ну что же вы не тошнитесь? - издевается Казбек, - пакеты раздать?
Утром мы были в Горагорске и ближе к обеду - в Грозном.
На площади у драмтеатра нас встречали только ответственные родители. Остальные видимо не знали о приезде (мы приехали на два дня раньше запланированного). Но особенно меня удивил один мужчина на семерке. Он забрал свое чадо и быстро направился к машине. Каким-то образом я узнал, что он живет в районе Северного базарчика (кажется дети подсказали, не помню) и попросил его отвезти одного ребенка, который жил там же.
- За ними сейчас приедут, не волнуйся, - и уехал. Успокоил меня, подбодрил, мол, не отчаивайся, все будет хорошо, посигналил и уехал.
Никто не приехал. Пазики уехали - они необязаны были нас отвозить. Центр города какой-то пустой. Людей нет. Что делать? Спасибо нескольким сознательным родителям, которые предложили помощь и увезли некоторых детишек по домам. Больше мест в машине не осталось. Осталось еще порядка 10 детей. После долгого переезда как-то не хочется ездить по микрорайону и отвозить каждого ребенка лично в руки родителям. Но пришлось. Водител маршрутки взял деньги только за старших и высадил нас в районе Северного базарчика. Пешком до Ипподромного. По дороге военные. Откуда дети? Куда? Что в сумках? Почему не бритые? Пронесло. Мог завернуть и положить домой свои сумки, чтобы налегке проводить детей, но те начали рыдать: "Хотим к маме быстрее попасть!" Блин! Обошел весь Ипподромный, завернул на Лермонтова, и пешком домой.
С Теберды каждый из нас вез отборных и жирных вшей. Они были такие отборные и такие жирные, что их было видно невооруженным, и даже немного близоруким взглядом. Почему-то там они не давали о себе знать, но по приезду они просто жадно набросились на мою голову, и готов поспорить, что я чувствовал как они вгрызаются своими челюстями. У одного даже был неправильный прикус.
Хотите поехать на отдых в качестве воспитателя? Если у вас есть чувство ответственности - не советую. С детьми очень трудно. Очень! Они очень непредсказуемы. Хвала Аллаху, мы приехали без происшествий, без травм, если не считать случая с девочкой, у которой был врожденный порок сердца, астма, гайморит, и плюс к тому же какая-то бронхиальная болезнь, при которой нежелательно подниматься в горы, т.е. в места с разряженным воздухом. И вот представьте, сколько хлопот было с той девочкой? Несколько раз она теряла сознание (один раз прямо на моих глазах, успел подхватить), раза три наступали приступы удушья, раз 5 - приступы истерики. И как можно таких детей отправлять куда-то? Неужели родная мать не боялась за нее? Неужели ей было наплевать? Как можно доверить своего больного ребенка с таким букетом недугов посторонним людям?
Д1адовл! Чтобы еще раз с детьми? Кстати, моя поездка среди учителей считалась "спокойной". У других еще хуже бывало, вплоть до тонущих детей, наркоманских шприцов, драк с госпитализацией и т.п.
Группа: Посетители
Комментариев: 9
После этого ушел со школы и дал слово никогда не учительствовать и смотреть за чужими детьми.
Когда уезжал каждый с района (отец или мать) просили строго смотреть и не давать спуску и живых-здоровых привезти домой... Ну я с ними как со своими, а потом ко мне приходили ч1ир д1аэца, за каждый подзатыльник))))
А то что вытворяли эти ... 3-5классники я даже в страшном сне видеть не мог, конечно большинство были адекватные, но вот те кто беспределил заслуживал как минимум детской колонии.
Люди отдыхайте только со своими детьми и обязательно их воспитывайте.
Дала ийман, собар лойла вайн!)))