Уголок мусульманинаО необходимости отдыха
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов веревку и спросил: «Что это за верёвка?» (Люди) сказали: «Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устает (от молитв)». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Отвяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать». (Аль-Бухари; Муслим)
|
|
|
Са тукхум са тейп, расскажите о своих корнях. |
|
|
Mustang GT |
Сообщение # 81
|
Govz-Профессионал
Репутация: 266
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2145
|
Цитата: Fantom 1. Аккий (чеч. Аьккхий ),
--------------------
dev
|
|
|
Sania_95 |
Сообщение # 82
|
Уже осваивается
Репутация: 4
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 54
|
Цитата: Strannik po seti po seti как мне повезло)))))))))
Дикам бу шарой зудри буй?
|
|
|
Sania_95 |
Сообщение # 83
|
Уже осваивается
Репутация: 4
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 54
|
Цитата: Strannik po seti po seti вир амал ю))))
Ца кусоооооооооооочек бе яц!
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 84
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Чеченцев обыкновенно делят на множество групп, или обществ, давая им имя от рек или гор, на которых они обитали, или от значительных аулов, обнаруживавших влияние на другие. Таковы алдинцы, атагинцы, назрановцы, карабулаки, джерахи, галгаевцы, мичиковцы, качкалыковцы, ичкеринцы, ауховцы и прочие, и прочие. Но это разделение чеченского народа на множество отдельных родов сделано, однако же, русскими и, в строгом смысле, имеет значение только для них же. Местным жителям оно совершенно неизвестно. Чеченцы сами себя называют нахче, т.е. народ, и название это относится одинаково ко всем племенам и поколениям, говорящим на чеченском языке и его наречиях. // (Василий Потто. Кавказская война. Том 2. ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008 г., с. 37)
*Предки Ингушей выселились из гор Гадчаевского общества в Тарскую долину и поселилась на р. Ангиш, впадающей в р. Камбилеевку. Получив название от реки, они в 1830 году переселились из Тарской долины к р. Назрань, впадающей в Сунжу и получили название Назрановцев. Язык Ингушей представляет только говор чеченского языка. // (МАТЕРIАЛЫ По АРХЕОЛОГИИ КАВКАЗА, СОБРАННЫЕ экспедициями ИМПЕРАТОРСКОГО Московского Археологического Общества, снаряженными на ВЫСОЧАЙШЕ дарованные средства. ВЫПУСК I ПОД РЕДАКЦИЕЙ ГРАФИНИ УВАРОВОЙ. МОСКВА. Типография A. Н. Мамонтова и К0, Леонтьевский переулок, № 5, 1888. С. 2)
«Чеченский язык, — писал в этой связи П. Услар, — представляет замечательный характер единства; уроженцы двух противоположных концов Чечни без затруднения могут разговаривать друг с другом, за исключением разве джераховцев, которые говорят весьма измененным наречием». // (Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 142)
Чеченцы занимали весь западный Дагестан, расположившись на востоке от осетин и кабардинцев. // (Реклю Элизе. Земля и Люди. Восточный Кавказ. Чеченцы, дагестанцы. Т. 6. – СПб. 1883. С. 108)
в 1888 году Л.П.Загурский отмечал о том, что чеченцы проживают от Дарьяла до самого истока реки Акташ, владея большой территорией. // (Загурский Л.П. Этнологическая классификация кавказских народов. – Б.М. 1888. С. 6)
“чеченцы, ауховцы, ичкеринцы, назрановцы, карабулаки, кистинцы, и мелхинцы в сущности составляют одно племя, один народ - нахче...” // (Ткачев Г.А. Ингуши и Чеченцы в семье народностей Терской области. Вып. 2-ой. Владикавказ, 1911. С.150)
"Шатоевцы и назрановцы неохотно зовут себя нахчоями, что происходит от их прежних враждебных отношений к чеченцам. Но при излиянии сердечных чувств при встречах, в гостях, на пути и проч., они всегда изъявляют свою единоплеменность, выражаясь: мы общие братья (вай ца вежерей деци), или: мы одинаковые нахчой (вай ца нахчой ду)"". // (Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён. Том I. Москва - 1997 г., с. 229)
Третья версия указывает, что чеченцы есть потомки некоего "Нахчо", жившего в ныне еще существующем селении „Нашхой" (О.Б. - в обществе Акка) Галанчожского округа . У указываемого „Нахчо", было якобы 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованиию 14 самых крупных родов (тейп) названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много. Вернее можно сказать, что чеченцы есть древнейшие оборегены территории, // (X. Ошаев. В Сердце Чечни. Издание Чеч. Одн. Грозный. Типо-лит. чеч. изд-ва "Серло", 1928. Стр. 4)
О самом племенном названии „Нахчо" вероятнее будет предположить, отбросив легендарные сказания, это оно происходит от слова „Нах" - народ. По смыслу „Нахчо", означает один из народа. // (X. Ошаев. В Сердце Чечни. Издание Чеч. Одн. Грозный. Типо-лит. чеч. изд-ва "Серло", 1928. Стр. 6)
В пользу этого как будто бы говорит и старинное предание о “Турпале Нахчуо”, в котором последний представлен как первопредок не только чеченцев, но и ингушей - двенадцать сыновей “Турпала Нахчуо” основали общества, которые стали носить их имена: “Ичкери, Аух, Чобирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джейрах, Ангушт” // Пожидаев В. Горцы Северною Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. М.-П., 1926. С.16. Взято из книги З.Х. Ибрагимова Мир чеченцев xix век
«Этимология нахского названия карабулаков «арштхой» указывает на то, что данный этноним возник в своё время как общее наименование всех вайнахов, обитавших на предгорных равнинах». // Г.А.Гантемирова, старший научный сотрудник музея. К истории карабулаков. // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Грозный – 1975 г., с.68.
Рукописи Н.И. Головинского приводят предание о родоначальнике карабулаков, Арштхоо, выводящее его из чеченского общества Акки (ингуш, qqij, чеченск. aqquoj). «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского//Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878, стр. 244.
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 85
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
«Мне представляется правильным толкование Н. Семенова. Нахчуо происходит от слова: нах - люди, народ и чу - внутри, тут место, и значит место, обитаемое народом; а слово Нахчой означает самый народ» // (Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. М., 2008, с. 42)
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 86
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Ни один из князей кумыкских, по словам ермолова, не смел выезжать, не будучи сопровождаемым чеченцем. // (Василий Потто. Кавказская война. Том 2. ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008 г. С. 55)
Чтобы раз и навсегда отделаться от этих беспокойных соседей, равно наносившим вред и русским, и кумыкам, ермолов решил очистить всю кумыкскую плоскость от наносного сброда, заставив чеченцев уйти отсюда за горный Качкалыковский хребет. Деревни качкалыковцев лежали, однако же, в твердых и лесистых местах; с ними были их семьи, а защищая семьи, чеченцы дерутся упорно, и победа над ними необходится дешево. Нужно добиться того, чтобы чеченцы сами удалили свои семейства, а поэтому понудить их можно только примером ужаса. И вот искупительной жертвой был избран богатый надтеречный аул Дады-юрт,...// (Василий Потто. Кавказская война. Том 2. ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008 г. С. 59)
Так как у чеченцев нет высших сословий, как у кумыков и кабардинцев, и все они равны между с собою, то правом всеобщего уважения пользуются у них только отличнейшие разбойники и воры. // (Василий Потто. Кавказская война. Том 2. ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008 г. С. 74)
И только покорив Чечню, можно было рассчитывать принудить к покорности и мирной жизни горные народы восточной полосы Кавказа. // (Василий Потто. Кавказская война. Том 2. ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008 г. С. 36)
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 87
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Чеченцы-овхой или ара-аккинцы кто они (Аренан Аьккхий,Овхары, аввхой, аухой, аwхой)?
На сегодня из исторических материалов и устной истории известно, что существовало 4 территориальных аккинских общества вай-нахов (нах-чуа/нохчий): Ламаха//Ламека (авт - нах. Ломеха/Ламаьха/Ламаькха/Аьккхийн-лам, в нее же входила и Сираха/Сирака/Щираьккха/Осыр-Аьккха); Аьккха (авт - нах. Аьккха/Аь-ха/Духа/Аькхе, - это в р-не бывшего Галанчожского округа); Чурака/Чураха (авт - нах. Чура Аьккха, Чуьр Аьха. Вайнахи до сих пор делят аккинцев на разные группы и среди них упоминают чур-аьккхий, также эта область упоминается средневековым ученым Масуди); Ареака (Арар-Аьккха, упоминается средневековым путешественником монахом Рубруком, известна еще как Панмохка, Байтоха, ауввха)
В - вв. на самом восточном крае Нахчуа шел длительный процесс формирования тукхумного и крупного общества Аренан-Аьккхий, в который вошли различные группы представителей всех почти нахчинских родов. Что такое чеченский тукхум и причины его возникновения изложены у Л. Ильясова:
"Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон – право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти горы». // (Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.176)
Немаловажно привести другой момент из замечательного труда Л. Ильясова "Культура чеченского народа" в котором наглядно изложен процесс сложения нахских обществ чеченцев:
"Потомками хурритов на Северном Кавказе являлись жители Ауха, Ичкерии и Чеберлоя. Но уже после XV века они были ассимилированы чеченцами — потомками алан, мигрировавшими сюда из западных районов Кавказа, по преданию, из Нашха". // (Леча Ильясов. Культура чеченского народа. М., 2009 г, с. 17-18)
«Первыми переселенцами из гор Аки-Лам (из местности Нашиха) были», говорят они, «части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой)…» // (Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 39-40И
Состав тукхума Ара-Аьккхий (тукхум- это территориально-военно-оборонительный союз из представителей разных тейпов на определенной территории, что нетождествено близко-кровно родственному союзу). Список тейпов ауховских чеченцев общества арар-аьккхий собран представителем этнического рода вяппьпий (Яндиев Элинбарз, р. Ингушетия) и собственноручно проверен А. Сулеймановым в 1992 г в г. Грозном.
1) пхарчахой(пхьарачхой),
2) бIарчхой(бIарчхой),
3) цоннтарой(цIенторой, цIоннтарой),
4) курчалой(курчалой, куршлой),
5) гулой(гIулой),
6) зандак-хой(зандакъой, зантIхой),
7) аллерой(Iаларой),
8) гилной(гилной),
8) беной(беной),
9) кеной(кеной),
10) чиччалхой(чиччалхой),
11) даттахой(даттыхой, даттахой, даьттехой),
12) ковстой(къовстой, къоувстой),
13) мержой(мержой),
14) цечой(цIечой, цIиечуой),
15) чянтий(чIаьнтий, чIентий, чIаьнте),
16) чантой(чIонтой, чонтой, чоунтой),
17) шарой(шарой),
18) шебарлой(шебарлой, щеберлой),
19) жевой(жевой, жеувой),
18) вабой(ваьппий, фяьппий, гIап-пой, вабой, уабой, wаьппе),
19) меркой(меркхой, мяьркахой),
20) чхарой(чхьарой, чхьаурой),
21) зогой(дзIогой, дзхьогой, зIогой, зIоугой),
22) ноккой(нокхой, ноккхой, ноукхой),
23) чунгрой(чунгрой, чуонгархой),
23) сюлий(суьйлий, суьле, соьлий, сылий),
24) боной(боной),
25) хиндахой(хIиндахой),
26) билтой(билтой),
27) акгой(акхгаой),
28) гендаргной(гендаргной),
28) аккой(Iаккой),
29) кушкаш(кушкаш, куьшкаш),
30) чартой(чартой, чяьртой),
31) ширдой(ширдой, ширдий, щирдий),
32) таркой(таркхой),
33) шанарой(цанарой, шанарой),
34) пешхой(пешхой),
35) сесаной(сесаной),
36) нашхой(нашхой),
37) шотой(шотой),
38) пулой(пулой),
39) кевой(кевой),
40) пхарчой(пхьарчой),
41) пордалой(пордалой),
42) бей(бIацой, бацой, бIой, бей),
43) овршой(овршой, овуршой, овршой, оуршой) - в Ингушетии есть такие, хасовские аккинцы-овршой говорят что они давно переселились со стороны Ингушетии и родственны фамилии Аушевых,
44) кархой(кхархой, къоцой),
45) окой(окуй)
46) уптой (йиптой(?), уптой)
47) терлой (тиерри, терлой)
и др.
-------
Состав Арар-Аьккхий:
а) * Аккинцы (аьккхий) - ауховцы состоят из следующих родов: пхарчхой, барчхой, цIенторой, курчалой, гIулой, зандакъой, Iаларой, гилной, беной, кеной, чиччалхой, даттахой, къовстой, мержой, цIечой, чIаьнтий, чантой, шарой, шебарлой, жевой, ваьппий, меркхой, чхьарой, зIогой, нокхой, чунгрой, суьйлий, боной, хIиндахой, билтой, акхгаой, гендаргной, Iаккой, кушкаш, чартой, ширдой, таркхой, шанарой... // (А.С. Сулейманов Топонимия Чечни, Мини-АтагIа (Мини-ТогIи), Гамиях (Новолакского р-на Респ. Даг.), Нальчик "Эль-Фа", 1997. С. 377-381)
б) Как уже отмечалось, восточные, равнинные аккинцы представляют смешанную в племенном отношении группу, образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкеринцев) и менее аккинцев. Основу этой группы составили карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это ЦIечой тейпа (карабулаки), переселившаяся на восток из Аккилам, т.е. горного Акки . // (Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 168)
Автор: Яндиев Элинбарз, г. Назрань, 2009
|
|
|
lollipop |
Сообщение # 88
|
Govz-форумчанин
Репутация: 177
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1516
|
Тукхум - Шотой;
Ц1ера - Лакха Варандо;
Тайп - Бет1рар ю
:)
--------------------
В моде
в каждой
так положено,
что нельзя без пуговицы,
а без головы можно. ©
|
|
|
Grozz |
Сообщение # 89
|
Есть прописка
Репутация: 44
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 368
|
Чартой (чеч. Чартой). Нохчмахкой!
Породистый )))
Может кто расскажет о моем тайпе, а то знаю крайне мало ?
Знаю, что наших много в селе Герменчук, откуда я и родом.
--------------------
Вернулся ваш блудный сын)))
|
|
|
Frenki_Gapen |
Сообщение # 90
|
Осматривается
Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 29
|
Тукхум - МЕЛХИ
Ц1ера - БАМУТ
Тайп - КАМАЛХОЙ
|
|
|
Lili 10 |
Сообщение # 91
|
Govz-форумчанин
Репутация: 210
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1559
|
А мой тайп ни в какой тукхум не входит)
--------------------
Люблю govzpeople)
|
|
|
Alet,,, |
Сообщение # 92
|
Govz-форумчанин
Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340
|
Fantom,
я тоже ваштаро..тукхум шото..тукхумы действительно были по всей видимости территориально административными единицами...в которые входили не всегда родственные тайпы..потому что представители тех или иных тайпов имеют родовые села в нескольких районах начиная с Ингушетии.. В общем можно сказать,система государственного и общественного устройства чеченцев была настолько действенна что позволяла регулировать морально общественный образ жизни практически каждого члена определенного тайпа..а значит и всего народа..ибо у нас не было человека не помнящего родства или не принадлежащий к определенному роду... Глубоко ошибаются все кто говорит что чеченцы делятся на кланы..тайпы не кланы и наши предки институтом тайпов пользовались не для того чтобы развивать кланавость" а для того чтобы пресечь эту клановость в корне..
--------------------
“Истина не распознается по людям, однако люди распознаются по истине”
|
|
|
Alet,,, |
Сообщение # 93
|
Govz-форумчанин
Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340
|
Не понравилось про то что продавали рабов в атаг1чу...не слышала такое..) такие рынки были во времена нашествия моголов и Тамерлана были они слышала в другом месте..Ваштарой основали несколько сел вдоль левого берега реки Аргун вплоть до Шатоя.. Со стороны Ведено соседствуем с Чермой..У А.Сулейманова есть определенная версия почему те или иные тайпы заселялись вдоль основных главных дорог..
--------------------
“Истина не распознается по людям, однако люди распознаются по истине”
|
|
|
Alet,,, |
Сообщение # 94
|
Govz-форумчанин
Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340
|
benoevskij,
Согласна ..у нас было общество равных людей и кто хотел делать попытки изменить принцип равноправия чеченцев давалось по шапке да так что рады были остаться в живых оглядываясь со злобой назад..Все войны,вечное противодействие империи как бы она не называлась..было вызвано именно неприятием чуждого нашему естеству зависимости одной богом данной человеческой жизни от несправедливости и капризов равного тебе такого же человека..
--------------------
“Истина не распознается по людям, однако люди распознаются по истине”
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 95
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Предание указывает на три главных рода этих аборигенов края — Галга, Ахо или Ако и Шато, от которых уже произошли другие фамилии. Так от Галгая производят преимущественно ингушские фамилии, от Ахо общества: ахой, пешхой, нашхой ... // Терскій сборник. Том 3. Часть 2. Владикавказ: Изд. Терскаго областного статистическаго комитета, 1893. С. 24
Это предание нашел из архива Сесано.
|
|
|
Alet,,, |
Сообщение # 96
|
Govz-форумчанин
Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340
|
ready2die,
Хьурко из тайпа мулкъой,это не отдельный тайп а род,есть еще четыре рода если не ошибаюсь кроме хьуркой,которые входят в этот тайп..здесь видимо нет мулкъой они бы тебя объяснили.. Недавно читала статью в инете где один знаток авторитетно пишет о тайповом составе нохчи раскидывает происхождение по другим народам и сочиняет новый тайп по имени родового села где проживают они же..не всегда название села совпадает с именем того же тайпа основателя села..на самом деле тайп один и тот же.. Robertokarlo,
Лаьшкарой входят в тукхум маьлхи если не ошибаюсь..
--------------------
“Истина не распознается по людям, однако люди распознаются по истине”
|
|
|
Alet,,, |
Сообщение # 97
|
Govz-форумчанин
Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340
|
Lili 10,
Если нет в этих списках будут в других от другого автора...Чеченцы не оставляли никого без присмотра и без ответственного..) Пришлые иногда не входили в тайпы а развивались как некъе отдельно..
--------------------
“Истина не распознается по людям, однако люди распознаются по истине”
|
|
|
Azazelec |
Сообщение # 98
|
Govz-форумчанин
Репутация: 177
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1731
|
Тукхум - Нохчмахкахой
Гордалой (чеч. ГIордалой)
--------------------
Навошта гэтыя межы, Калі за іх рэжуць?
Навошта гэтыя гімны, Калі за іх гінуць? ©
|
|
|
Алия |
Сообщение # 99
|
Govz-форумчанин
Репутация: 196
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1464
|
Цитата: Fantom , 6. Кей это мой тейп
|
|
|
Lili 10 |
Сообщение # 100
|
Govz-форумчанин
Репутация: 210
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1559
|
Цитата: Alet,,, Lili 10,
Если нет в этих списках будут в других от другого автора...Чеченцы не оставляли никого без присмотра и без ответственного..) Пришлые иногда не входили в тайпы а развивались как некъе отдельно..
Да, наш тайп особняком стоит по ходу)))
--------------------
Люблю govzpeople)
|
|
|
|
|
|
|
|