о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

О записи благих и плохих дел

Абу-ль-Аббас Абдуллах бин Аббас бин Абд аль - Мутталиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, передавший слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, сказал:
«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет (за ним) у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел, если (человек) решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах Всевышний запишет (за ним) у Себя (совершение) целого доброго дела, а (за тем), кто решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет одно дурное дело». (Аль-Бухари; Муслим)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Са тукхум са тейп, расскажите о своих корнях.  
Fantom
Сообщение # 1


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Напишите о своей земле,откуда ваши предки и о своем тейпе.
У многих тейпов своя история,отразившаяся в его характере.

Просьба не листать вкладки сайтов и копировать,не все понятные источники.

Можно и что то от себя,спросите своих стариков послушайте что скажут они.Это интересно будет и вам и им поведать это.Видя и так малый интерес в наше время молодым поколением к себе.





--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
Fantom
Сообщение # 2


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Тукхум-Шотой
Тейп-Вашандарой

Между Селами Чишки и Дачу-Борзой есть низменность(поле у реки Аргун).Там в давние времена был рынок рабов.Вашиндарой продавали там пленных и рабов.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
babajko
Сообщение # 3


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 4

Извините, я всегда скептически к любой информации, в том числе и моем тайпе.

Я к примеру Итум кхало. Мы входим в тукхум ч1антий, но мы не являемся по происхождению ч1антий. Нашим предком был Итон, он пришел к дишнийцам и попросил дать ему жить здесь, он был из Востока.
Этническими ч1антий являються дерхой, хьачарой, хазкхалой и т.д.

А предком селения Итум Кхало был аварский князь Джай и итум калинец Итон. Они вместе освободились от власти тусхаройцев дишний, потому что чеченцы заставляли Итона пасти коров, он тогда после 27 лет восстал против них.
У нас старики говорят так, но почему то не пишут об этом, только несколько авторов.

У моего старшего брата жена вашиндорой, мы слышали что они грузинского происхождения.


Fantom
Сообщение # 4


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

babajko,

эту тему я начал,чтоб получить ответы о тукхуме и тейпе.

Многие историки замазывают историю,коверкают на свой лад и вкус чтоб угодить власти в которой они живут.За это получая премии и тд.. и происходит это при каждой новой власти.

Что касается тукхума Шотой к которому я отношусь,грузия не имеет там ни корней ни предков.

Это тоже самое что щас доказывать что люди произошли от обезьяны Астаг1фирулахь!

Это долгая история..но поверь мне.




ВОТ ЭТИ ТАЙПЫ ЯВЛЯЮТСЬЯ ЧИСТИМИ НОХЧИЙ

1) Туккхум Аккий (чеч. Аьккхий)

1. Аккий (чеч. Аьккхий ), 2. Кевой (чеч. Кевой),3. Пулой (чеч. Пулой), 4. Зогой (чеч. ЗIогой), 5. Кархой (чеч. Кхархой), 6. Пхарчой (чеч. Пхьарчой), 7. Пхарчахой (чеч. Пхьарчахой), 8. Чонтой (чеч. ЧIонтой), 9. Ноккой (чеч. Ноккхой), 10. Овршой (чеч. Овршой), 11. Пордалой (чеч. Пордалой), 12. Жевой (чеч. Жевой), 13. Ваппий (чеч. Ваьппий), 14. Шинарой (чеч. Шинрой).

2) Туккхум Мелхий (чеч. Маьлхий)

1. Амхой (чеч. Iамхой ), 2. Баетий (чеч. БIаьетий), 3. Бастий (чеч. БIаьстий), 4. Бенастхой (чеч. БIаьнастхой), 5. Икалчхой (чеч. Икалчхой), 6. Италчхой (чеч. Италчхой), 7. Комалхой (чеч. Куомалхой), 8. Коратхой (чеч. Кхуоруоттахой), 9. Мешихой (чеч. Мешиехой), 10. Тертхой (чеч. ТертгIой), 11. Саханахой (чеч. Сахьанахой), 12. Жархой (чеч. ЖIархой), 13. Кеганхой (чеч. КIаьганхой), 14.Юеганхой (чеч. Юхеганхой), 15. Чархой (чеч. ЧIархой), 16.Эрхой (чеч. Аьрхой), 17. Барчахой (чеч. Барчхой).

3) Туккхум Нохчмахкахой (чеч. Нохчмахкахой)

1. Алларой (чеч. Iалларой), 2. Айткалой (чеч. Айткхаьллой), 3. Беной (чеч. Беной), 4. Центорой (чеч. ЦIонтарой), 5. Гендаргеной (чеч. Гендарганой), 6. Деттахой (чеч. Даьттахой), 7. Курчалой (чеч. Курчалой), 8. Гуной (чеч. Гуоной), 9. Харачой (чеч. Хорчой), 10. Ширдий (чеч. Ширдий), 11. Шуоной (чеч. Шоьной), 12. Эгишбатой (чеч. АьгIашбатой), 13. Элистанжхой (чеч. Iаьлистанжхой), 14.Энакалой (чеч. Аьнакхаьллой), 15. Энгеной (чеч. Аьнганой), 16. Эрсеной (чеч. Аьрсаной), 17. Тазенкалой (чеч. Тезакхаьллой), 18. Билтой (чеч. Билтой), 19. Ишхой (чеч. Ишхой), 20. Белгатой (чеч. БеллагIаттой), 21. Сесаной (чеч. Саьсаной), 22. Чермой (чеч. Чаьрмой), 23. Зандакой (чеч. Зондукъой), 24. Ялхой (чеч. Йалхой), 25. Бийтарой (чеч. Бийтарой), 26. Гордалой (чеч. ГIордалой), 27. Ихирхой (чеч. Ихирхой),28. Сингалхой (чеч. Сингалхой), 29. Чартой (чеч. Чартой).

4) Туккхум Tерлой (чеч. ТIаьрлой)

1. Бавлой (чеч. БIавлой), 2. Гемерой (чеч. Гимрой), 3. Гезехой (чеч. Гизхой), 4. Кенахой (чеч. Кхенахой), 5. Моцарой (чеч. Моцкъарой), 6. Никарой (чеч. Никъ-Арой), 7. Ошний (чеч. Оьшний), 8. Сенахой (чеч. Саьнахой), 9. Шундий (чеч. Шуьндий), 10. Элдаперой (чеч. Аьлдапхьархой), 11. Мештерой (чеч. Мештарой), 12. Горой (чеч. Гуорой), 13. Геший (чеч. ГIеший), 14.Юрдахой (чеч. Юьрдахой), 15. Тухой (чеч. Тоьхой), 16. Идахой (чеч. Идахой), 17. Целтакумой (чеч. ЦIелтуккхумой), 18. Арстахой (чеч. Арстахой), 19. Желашкхой (чеч. Желашкхой), 20. Бархой (чеч. Бархой), 21. Бушной (чеч. Боьшний), 22. Бешхой (чеч. Бешхой), 23. Гелашхой (чеч. Гилшхой), 24. Жерахой (чеч. Жерахой).

5) Туккхум Чантий (чеч. ЧIаьнтий)

1. Чантий (чеч. ЧIаьнтий), 2. Дишний (чеч. Дишний), 3. Зумсой (чеч. Зумсой), 4. Хачарой (чеч. Хьачарой), 5. Хилдехарой (чеч. Хилдехьарой), 6. Коктой (чеч. Кхокхтой).

6) Туккхум Чеберлой (чеч. ЧIаьбарлой)

1. Сирхой (чеч. Сирхой), 2. Ачалой (чеч. Ачалой), 3. Ригахой (чеч. Ригахой), 4. Чубехкинарой (чеч. Чубаьхкинарой), 5. Кулой (чеч. Къулой), 6. Арцахой (чеч. Арцхой), 7. Нижелой (чеч. Нижлой), 8. Бегачерой (чеч. Богачарой), 9. Осхарой (чеч. Осхарой), 10. Чуринмехкахой (чеч. Чурейнмахкахой), 11. Макажой (чеч. МакIажой), 12. Кезеной (чеч. Къоьзуной), 13. Ихорой (чеч. Ихорой), 14.Хой (чеч. Хой), 15. Харкарой (чеч. Хьаркъарой), 16. Кулинахой (чеч. Куланхой), 17. Садой (чеч. Садой), 18. Желошкхой (чеч. Желошкхой), 19. Шимерой (чеч. Шимрой), 20. Цацакой (чеч. Цацакъой), 21. Каухой (чеч. Ковхой), 22. Хорсухой (чеч. Хьорсухой), 23. Арсой (чеч. Орсой), 24. Буний (чеч. Буний),25. Цикарой (чеч. ЦIикарой), 26. Нохч-Киелой (чеч. Нохч-КIиелой), 27. Хиндой (чеч. ХIиндой),28. Басхой (чеч. Бассахой), 29. Боссой (чеч. Буосой), 30. Циндой (чеч. ЦIиндой), 31. Коштой(чеч. КIоштой), 32. Чуной (чеч. ЧIуной), 33. Монахой (чеч. Меънахой), 34. Дай (чеч. ДIай), 35. Инзой (чеч. Инзой), 36. Сeльбeрой (чеч. Саьльбюрой), 37. Лешкарой (чеч. Лаьшкарой), 38. Нуйхой (чеч. Нуйхой), 39. Гулатхой (чеч. Гулатхой), 40. Сиккой (чеч. Сиккхой), 41. Занастой (чеч. Занастой), 42. Салой (чеч. Салой), 43. Зурхой (чеч. Зуьрхой), 44. Тундукой (чеч. Тундукъой).

7) Туккхум Шарой (чеч. Шарой)

1. Шарой (чеч. Шарой), 2. Шикарой (чеч. Шикъарой), 3. Хакмадой (чеч. Хьакмадой), 4. Хуландой (чеч. Хуландой), 5. Химой (чеч. ХIимой), 6. Жогалдой (чеч. ЖогIалдой), 7. Сандухой (чеч. Сандухой), 8. Кочехой (чеч. Кочехой), 9. Чейрой (чеч. Ча-арой), 10. Кебосой (чеч. Кебосой), 11. Кеселой (чеч. КIесалой), 12. Мазухой (чеч. Мозухой), 13. Серчихой (чеч. Серчихой), 14.Говалдой (чеч. Говалдой), 15. Дукархой (чеч. Дукархой), 16. Хашелдой (чеч. Хьашалдой), 17. Чехилдой (чеч. Чехилдой), 18. Жангулдой (чеч. Жангулдой), 19. Босой (чеч. Босой), 20. Даней (чеч. Даной), 21. Цесий (чеч. ЦIесий), 22. Икарой (чеч. Икъарой), 23. Хихой (чеч. Хихой).

8) Туккхум Шатой (чеч. Шуотой)

1. Вашиндарой (чеч. Ваштархой), 2. Хаккой (чеч. Хьаккой), 3. Саной (чеч. Суоной), 4. Саттой (чеч. Саьттой), 5. Памтой (чеч. Пхьамтой), 6. Гаттой (чеч. ГIаьттой), 7. Дехестой (чеч. Дехастой), 8. Келой (чеч. КIелой), 9. Мускулхой (чеч. Мускулхой), 10. Ургюххой (чеч. Iуьргюххой), 11. Варандой (чеч. Варандой), 12. Мяршой (чеч. Маьршой), 13. Нихалой (чеч. Нихлой), 14. Тумсой (чеч. Тумсой).

9) Туккхум Орстхой (чеч. Аьрштхой)

1. Балой (чеч. Буолой), 2. Ялхорой (чеч. Йалхорой), 3. Виелхой (чеч. ВиелгIой), 4. Калой (чеч. Къолой), 5. Галай (чеч. ГIалай), 6. Мержой (чеч. Мерджой), 7. Цечой (чеч. ЦIечой), 8. Хайхарой (чеч. Хьаьвхьарой), 9. Гандалой (чеч. ГIандалой), 10. Терхой (чеч. Терхой), 11. Мужахой (чеч. Мужахой), 12. Анастой (чеч. Анастой), 13. Андалой (чеч. Iандалой), 14.Белхарой (чеч. Белхарой), 15. Мужгахой (чеч. Мужгахой), 16. Гарчой (чеч. ГIарчой), 17. Булгуч-Неки (чеч. Булгуч-Некъе), 18. Орг-Неки (чеч. Оьрг-Некъе), 19. Перг-Неки (чеч. Перг-Некъе), 20. Бока-Неки (чеч. Бока-Некъе), 21. Виелха-Неки (чеч. ВиелгIа-Некъе), 22. Алха-Неки (чеч. Iалха-Некъе).

Тейпы не входяший в Туккхум

1. Нашхой (чеч. Нашхой), 2. Пешхой (чеч. Пешхой), 3. Майстой (чеч. МIайстой), 4. Мулкой (чеч. Мулкъой), 5. Гухой (чеч. Гуохой), 6. Кей (чеч. Ковхой), 7. Чинхой (чеч. ЧIинхой), 8. Гучинги (чеч. Гучинги), 9. Башинги (чеч. Башинги), 10. Дурдзукой (чеч. Зурзакъой).

я не националист,и не заявляю превосходство одного тейпа над другим.

Просто интересна история тейпов сохранившаяся в нынеших характерах ее потомков.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
Fantom
Сообщение # 5


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Насчет итум-калла. Все эти истории от спартака до итона тоже придуманны.Буг1 бац оьецу информаций,теш мегар дац.

Там были обороняющие селения,для припятствия прохода в аргунское ущелье. Итум-кала данное название данно монголами,так как это место они не смогли пробить. После заключения договора с низменной частью селений они остановились на этом месте,и дали название Итум-кала (Звериное логово). После Тохтамыш собрав войска двинулся к тереку в обход гор. Это не значит что нынешние люди с итум-калы потомки монголов.Их тогда и не было там,это те тейпы которые отбили землю и стали жить там.Но название осталось..



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
benoevskij
Сообщение # 6


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Вроде по чеченским традициям и согалсно всем, кто изучал структуру чеченских тайпов и тукхумов, тукхум это не родственное а территориально-военное-экономическое объединение представителей разных тайпов.
Известно, что представители одного и того же тайпа проживают и в Ингушетии, ив Чечне и в аннексированном Нохчи Аухе.
К примеру среди арар аьккхий очень много беной, как и др. тайпов.
Поэтому когда пприводят чей то список тукхумов и тайпов нужен материал на кого ссылаеться автор. Список приведенных сверху, как и список М. Вачагаева не отвечает реалиям.
Потому что в Хасав Юрте живут представители более 100 разных тайпов. Но почему то в списке их нет. Об этом много написал известный светила чеченской истории А. Сулейманов. Сам М. Вачагаев пишет, что его список имеет неточности, об этом много людей говорят.
Тукхум понятие пришло после Хромого Тимура. Беной основали несколько сел в Аухе, но в списке нас нет, нет хасовскхи нашхой, нет ч1антий, нет дишний, нет шатойцев...
Поэтому нужна серьезная работа в этой части. Есть чеченский историк в Хасав Юрте из тайпа нашхой, он проездил по всей Чечне и писал один раз, что в Чечне он встретил много горных аккинцев, но ни в одном списке их нет.
За то много тайпов нечеченского происхождения пишут себе историю.
Получаеться мы беной, ц1онтарой, дишний, шотой, ч1аьнте, нашхой, билтой, 1аларой и др. в Хасе не существуем, да мы называем себя аккицами, да мы не те ингушские аккинцы или не те горные аккинцы что живут в Чечне. Но оказываеться нас нет. А сколько сел в Аухе основали шарой, они тут 1000 лет жили. Да нас в Аухе могли всех кто в тукхуме ара аьккхий назвать к примеру Арар Шотой или Арар Нохчиймахкахой, или Арар Шотой, но мы сегодня зовемся арар аьккхий, раньше всех здесь звали овхой.
Дуккха х1уманаш нийса дац брат. Соьх кхета хьажалахь. Ларамца.


Fantom
Сообщение # 7


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Я понимаю о чем ты говоришь,в теме задан конкретный вопрос. О своем тукхуме и тейпе. Если человек не знает..что тоже не исключено,есть повод узнать. Если тема называлась бы,происхождение тейпов и тд...то здесь возникло бы столько же историй и домыслов сколько историков и людей их писавших.

В дагестане есть чеченские тейпы,они есть и в москве.Если там проживают чеченцы) мы же не зовем их москвичами.

Просто нужно указать свой тейп и тукхум.Исчезновение тэйпа это совсем другое дело,просто так никто не исчезает и не уходит.Значит были причины о которых умалчивают..

Заметьте одну деталь,где был депортамент охраны исторических памятников нашей культуры.Когда солдаты,разбивали наши башни и старые сооружения.Когда расхитители склепов выкидывали кости и останки умерших в маисты,мялхисты,в городе мертвых??? Они молчали... и щас молчат называя теперь оставшиеся скифские и сарматские курганы (многие давно перекопанны) нашими историческими памятниками.

А кто там похоронен? наших там нет это точно.Там те кто женились на своих сестрах,поклонялись огню и тд.. Уже не раз я в исторических книгах читал как пытаются навязать нам их историю.А нашу потихоньку стирают.
Как сказал один человек,личность не знающая свою историю это личность без лица.

Я очень сильно желаю,чтоб мы не теряли свои корни.Чтоб у каждого в доме висела картина дерево предков,и чтоб имен на каждой ветке становилось с каждым годом больше.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
ready2die
Сообщение # 8


Есть прописка
  • 51

Репутация: 13
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 273

Цитата: Fantom
6. Мержой

Это же ингуши.


Fantom
Сообщение # 9


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

ингуши Г1ал г1ай,при переводе охраники города или крепости.Тукхум орстохой и основные его тейпы были военные.Заметьте что в их языке,говор идет в приказном тоне..это все от корней.Ингуши это щас их так называют,но относятся мержой к чеченскому тейпу.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
Strannik po seti
Сообщение # 10


GOVZ-постер
  • 85

Репутация: 205
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 3376

какое разделение народа.тайпан юккъехь некъш ду вай



--------------------
О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой пророк
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил у Тебя защиты Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!
benoevskij
Сообщение # 11


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

ready2die,
Цитата: ready2die
Это же ингуши.

Мержой большой тайп, они проживают в Ингушетии, Чечне и Нохчи Аухе. Еще 200 лет назад все мы были одним народом.

1. Корни мержой:

"Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой , аккий, мержой и цечой. “ Мы все орстхой из Акки ”, – говорят представители этих групп."// (Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С.151)


2. Предок орстхойцев аккинец Арштхо:

«..некий акинец по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества – прим.У.Далгат] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски – Карабулак: прим У.Далгат]. От населения, основанного здесь Арштхо, образовалось особое общество, называвшее себя …Арштхой».// (Попов И. Ичкеринцы/ ССТО. Владикавказ, 1878. Вып 1. С244).


3. У. Б. Далгат «Первобытная религия чеченцев»:

«Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(авт- груз. Ломеки, см. Ломе Аькхе); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... »// (У. Б. Далгат, 1893: 45). Б. Далгат «Первобытная религия чеченцев» 1893, с. 45, цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год)


Lexxx
Сообщение # 12


Местный житель
  • 34

Репутация: 10
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176

Я тоже из -Шотой
Тейп - Вашандарой или (Ваштархо)
Fantom, разъясни как будет правильно.
Там, в стороне Баш-лама(Казбек)

не в тему, но тут я не понял, это они намекают что Башлам и Казбек одна гора?


Fantom
Сообщение # 13


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Да башлам это казбек,хотя в названиях гор не могу быть точным.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
кацимодо
Сообщение # 14


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
3) Туккхум Нохчмахкахой (чеч. Нохчмахкахой)

1. Алларой (чеч. Iалларой)

Я, из этих.


Lexxx
Сообщение # 15


Местный житель
  • 34

Репутация: 10
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176

Получается, что, то что называют в Чечне Башламом - не является им.


Fantom
Сообщение # 16


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Lexxx,

получается так..

Я всегда знал,что некоторые историки врут.Вот представь такое,ты историк и хочешь написать свою инфу.По любому ты возьмешь в основу другие источники.И только те к которым имеешь доступ,потом после тебя твой последователь берет твое и дополняет своей басней.И что в конце мы получаем?

Но это не значит что все басни,просто нужно сравнивать разные материалы. Быть довольно начитанным и информированным в этом плане,тогда легче отсекать плевело от пшеницы,



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
Lexxx
Сообщение # 17


Местный житель
  • 34

Репутация: 10
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176

Шотой Башламом называют снежный хребет видимый в Аргунском ущелье. Прям напротив Тазбичи. Казбек довольно далеко и вовсе не в Чечне. Поэтому мне показалось странным отождествление Казбека с Башламом. Наверное наши называют все горы покрытые ледниками ("тающие") летом Башламом.


Musa
Сообщение # 18


Активный форумчанин
  • 51

Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 776

Цитата: Lexxx
Шотой Башламом называют снежный хребет видимый в Аргунском ущелье. Прям напротив Тазбичи. Казбек довольно далеко и вовсе не в Чечне. Поэтому мне показалось странным отождествление Казбека с Башламом. Наверное наши называют все горы покрытые ледниками ("тающие") летом Башламом.


Это действительно странно, если это одна и та же гора, что мы можем в ясную погоду видеть этот пик который находится на границе Грузии и Сев. Осетии и из Грозного.

Из Википедии:
Осетинское название Казбека — Урсхох (Уршхох) — дословно означает «белая гора». Другое название Чырыстийы цъупп — «пик Христа»[6]. Грузинское название — Мкинварцвери — переводится как «гора с ледовой вершиной». Чеченское название этой горы — Башлам (инг. Баш лоам) — «тающая гора».

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.



--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
Musa
Сообщение # 19


Активный форумчанин
  • 51

Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 776

кацимодо,
Я тоже из этих:

Туккхум Нохчмахкахой (чеч. Нохчмахкахой)

1. Алларой (чеч. Iалларой)



--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
benoevskij
Сообщение # 20


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320


Первым в советское время систему тухкумов записал (Дала геч дойла цуна) Мамакаев, хотя там много ошибок, но пока другой нет. Хорошо изучил А. Сулейманов и ряд др. Надо просто работать нашим историкам, а не перетягивать одеяло, пяясь возвысить свой род-тайп толкуя те ли иные предания пос вой лад. У нас общество равных людей.