о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

О том, как хорошо убирать препятствие с дороги

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Я видел человека, наслаждавшегося в Раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги(, поскольку) оно мешало мусульманам. (Муслим)
В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): «Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам», - и (за это) он был введён в Рай.

В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил ему (его грехи).
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Са тукхум са тейп, расскажите о своих корнях.  
zcby
Сообщение # 61


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 10
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 65
ICQ: 458485158

Тейп-Нашхо, а тукхум шун ца хаахь дац!)


benoevskij
Сообщение # 62


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

источник материала сайтa
Информация про нохчой-овхой или тукхум аренан-аьккхий нах.

«Тейпово-тукхумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон – право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти горы» (Ильясов:176).Ильясов Л. Чеченский тейп ///// Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.176-185.

"Потомками хурритов на Северном Кавказе являлись жители Ауха, Ичкерии и Чеберлоя. Но уже после XV века они были ассимилированы чеченцами — потомками алан, мигрировавшими сюда из западных районов Кавказа, по преданию, из Нашха". ---Леча Ильясов. Культура чеченского народа. М., 2009 г, с. 17-18

Полевые материалы помимо Чермой, Зандкой, Акки (Аух) фиксируют в Старом Юрте еще девять чеченских тейп: Шуаной, Харачой, Энгеной, Курчалой, Центорой, Чонти, Терлой, Чиннхой, Пешхой. (Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 183)

«Первыми переселенцами из гор Аки-Лам (из местности Нашиха) были», говорят они, «части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой)…»//// Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 39-40


Состав тукхума Арар-Аьккхий //Овхой// |авхой (тукхум - это территориально-военно-оборонительный союз из представителей разных тейпов, многие ненахи путают тукхум с кровным родством).
Этот список был больше, когда я дружил с А. Сулеймановым, мы еще трое студентов и двое руководителей в 1992 гг собрали материал и передали его в ЧИГУ...и нескольким историкам:

1) пхарчахой(пхьарачхой),
2) бIарчхой(бIарчхой),
3) цоннтарой(цIенторой, цIоннтарой),
4) курчалой(курчалой, куршлой),
5) гулой(гIулой),
6) зандак-хой(зандакъой, зантIхой),
7) аллерой(Iаларой),
8) гилной(гилной),
8) беной(беной),
9) кеной(кеной),
10) чиччалхой(чиччалхой),
11) даттахой(даттыхой, даттахой, даьттехой),
12) ковстой(къовстой, къоувстой),
13) мержой(мержой),
14) цечой(цIечой, цIиечуой),
15) чянтий(чIаьнтий, чIентий, чIаьнте),
16) чантой(чIонтой, чонтой, чоунтой),
17) шарой(шарой),
18) шебарлой(шебарлой, щеберлой),
19) жевой(жевой, жеувой),
18) гаппий(ваьппий, фяьппий, гIап-пой, вабой, уабой),
19) меркой(меркхой, мяьркахой),
20) чхарой(чхьарой, чхьаурой),
21) зогой(дзIогой, дзхьогой, зIогой, зIоугой),
22) ноккой(нокхой, ноккхой, ноукхой),
23) чунгрой(чунгрой, чуонгархой),
23) сюлий(суьйлий, суьле, соьлий, сылий),
24) боной(боной),
25) хиндахой(хIиндахой),
26) билтой(билтой),
27) акгой(акхгаой),
28) гендаргной(гендаргной),
28) аккой(Iаккой),
29) кушкаш(кушкаш, куьшкаш),
30) чартой(чартой, чяьртой),
31) ширдой(ширдой, ширдий, щирдий),
32) таркой(таркхой),
33) шанарой(цанарой, шанарой),
34) пешхой(пешхой),
35) сесаной(сесаной),
36) нашхой(нашхой),
37) шотой(шотой),
38) пулой(пулой),
39) кевой(кевой),
40) пхарчой(пхьарчой),
41) пордалой(пордалой),
42) бей(бIацой, бацой, бIой, бей),
43) овршой(овршой, овуршой, овршой, оуршой) - в Ингушетии есть такие, хасовские аккинцы-овршой говорят что они давно переселились со стороны Ингушетии.
44) кархой(кхархой, къоцой),
45) окой(окуй)
46) уптой (йиптой(?), уптой)
47) вабой (уабий, уабой, вяьппе, вяьппий, фяппий)
48) терлой (тⅠиерри, тⅠерлой)
и др.


----
МИНИ-АТАГIА (МИНИ-ТОГIИ), ГАМИЯХ (НОВОЛАКСКОГО Р-НА РЕСП. ДАГ.), С. 377-381

* Аккинцы (аьккхий) - ауховцы состоят из следующих родов: пхарчхой, барчхой, цIенторой, курчалой, гIулой, зандакъой, Iаларой, гилной, беной, кеной, чиччалхой, даттахой, къовстой, мержой, цIечой, чIаьнтий, чантой, шарой, шебарлой, жевой, ваьппий, меркхой, чхьарой, зIогой, нокхой, чунгрой, суьйлий, боной, хIиндахой, билтой, акхгаой, гендаргной, Iаккой, кушкаш, чартой, ширдой, таркхой, шанарой... (Мини-Атага см. А. Сулейманов Топонимия Чечни 1997)


Невидимка
Сообщение # 63


Осматривается
  • 17

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 11

Нашхо ю :winked:


royallord
Сообщение # 64


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 1

Гендаргеной (чеч. Гендарганой)


benoevskij
Сообщение # 65


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Интересное предание, нашел на сайте вчечне.ру:

Из личной рукописи А. Ш. Товбулатова из села Валерик, подаренной мне Леме Центороеву (мой псевдоним). Рассказал вийлхо Бабиев Ахьяд в 1992 г. из села Валерик, записал А. Товбулатовым в том же году. Рукопись личная, не опубликована. Предания проверены лично мной Лемой Центороевым в селе Валерик, который я посетил в 1998 г.

В Шеме жил правитель, он и его брат с родственниками покинули Шему. Они поселились в Азербaджане, там тогда было безлюдно, но потом сeмейства разделились и поссорились. Оттуда большая часть из них переселилась в Армению. Позже оттуда они пришли в Нашху, из Нашхи часть ушла на равнину и постепенно заселили горы и всю равнину. Когда два брата со своми родственниками царского рода пришли на Кавказ людей не было кроме диких людей-алмастов, здесь жил только один род со своими родственниками потомки Воккхана. Прошли тысячи лет (эзар шерш даьлча) пришли монголы, они не смогли вначале сломить чеченцев. Монголы сказали, что они не собираются воевать и покорять Кавказ. Позже 9 сыновей Га перессорились между с собой и было убито 5 братьев. Затем монголы напали на войско Га. Постепенно оттесняя чеченцев монголы заняли равнину и предгорья. Перед тем как поднятся в горы Га во главе 4 сыновей и лучших мужей страны собрал новое войско, но оно было разбито. Войско собралось там где проживал позже предводитель кумыков Шамхал Тарковский. Кумыки появились на Кавказе более 1000 лет назад, их правители подчинялись чеченцам. Главный из кумыков приходил к чеченцам на место где позже Тарковский Шамхал основал свою резиденцию. Раньше это было место где собиралось чеченское войско. Га и его оставшиеся в живых 4 сына с с родственниками и остатками войска поднялись далеко в горы. У Га был сын по имени Аккхе, у Аккхе был сын по имени Мед его звали также Нахшмед. В горах проживал род аккинца Воккала (Воккхала), он была дальним потомком Вокка (Воккхана). Нахчмед женился на дочери аккинца Воккхала. У Меда было 5 сыновей, они обосновались в Юкар Акке.

Две генеалогичские линии аккинцев рассказанные А. Бабиевым:

Аккинцы ведущие свое происхождение от двух братьев из Шемы царского рода, от них в дальних потомках ведет линия: Га (Га, Га, ГIам )> Ако (Аькхе, Аьхо, Аькхемир, Аькхеберг, Акхберг, Акхмед) > Нахшмед (Нахчомед , Мед, Мадт, Нахшмед) > братья: Хаттинг/Фоттинг (ХIаттинг, Фоттынг), Вовг (WIовг), Итар (Итиар, Иттар, Итир, Итар), Кей (Кий, Ков, Кей) и Зинг.

Аккинцы ведущие свое происхождение от Воккхана: (Воккхо, Воккха, Воккхана, Воккхалпул, Wоккхе), через несколько поколений от Воккхана ведут свое происхождение два брата, один из них Сиккам. Воккхал, который выдал свою дочь за внука Га вел свое происхождение от Воккхана и Сиккама. Одна из веток аккинцев Воккхана в Чечне: ...Малх, Конг (КIинг/КIонг/КIанг) > Азно (Аьзно)> Воккхал (Wоккхалл, Воккхалла) > Пул > Маса > Берс > Цамболт > братья Дюрда (Дюьрда) и Губаник (принял Ислам и стал Хьажа) > Довтак (ДовтIакъ) > Айдмар > братья Яхья, Бекморз... . Дюрд и Губаник разгромили пришлого князя Айдамира с его дружиной.
Греки выходцы из Кавказа, они отделились от чеченцев 5 000 лет назад и постепенно покинули Кавказ, многие на Кавказе ведут свое происхождение от греков. Греки появились несколько сот лет назад снова на Кавказе и Чечне, но не смогли ужиться с местным населением.


Элина 999
Сообщение # 66


Активный форумчанин
  • 51

Репутация: 112
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 848

Туккхум Нохчмахкахой
Энгеной



--------------------
Люблю Govzpeople )
Рада
Сообщение # 67


Местный житель
  • 34

Репутация: 31
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 178

Нохчмахкхой, Ц1онтро)))
Могу кому-то газават обеспечить))


Archi-95ru
Сообщение # 68


Местный житель
  • 34

Репутация: 18
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 189

Нохчмахкой, Эрсно.


Archi-95ru
Сообщение # 69


Местный житель
  • 34

Репутация: 18
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 189

Эрсно,потому что Аьрсно(как было где то повыше написано) как то не так звучит вообще.


Archi-95ru
Сообщение # 70


Местный житель
  • 34

Репутация: 18
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 189

А больше всего в этом приятно то,что не надо с пеной у рта кому то доказывать свою стопроцентную принадлежность к чистокровности и т.д.


Sania_95
Сообщение # 71


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 4
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 54

Цитата: Fantom
Туккхум Шарой (чеч. Шарой)

1. Шарой (чеч. Шарой)

А я из этих!


Sania_95
Сообщение # 72


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 4
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 54

Цитата: Stigal
Про каждый тейп есть прибаутки )

Аха,мне тоже говорят :"Шаро зудчунц ца де даькхнарг Ялсмане г1ур ву бох!"


indislam
Сообщение # 73


GOVZ-постер
  • 85

Репутация: 171
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 3162

Цитата: Sania_95
Аха,мне тоже говорят :"Шаро зудчунц ца де даькхнарг Ялсмане г1ур ву бох!"

это так смешно выглядит.
какой-то шутник, где-то в массовке кто-то пошутил и это стало крылатой фразой! ЗДОРОВО!
только очень жалко тех, кто в это верит и придает этому значение.


Sania_95
Сообщение # 74


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 4
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 54

Цитата: indislam
только очень жалко тех, кто в это верит и придает этому значение.

Не думаю,что кто-то примет это за правду,ишт ат Ялсман якх йиш хильчим шарой зудри къисаъ къуьсуш буьгар бар :smile: .Это просто намек на то, что у женщин из этого тайпа сложный характер.Как уже сказали: "Про каждый тейп есть прибаутки".


benoevskij
Сообщение # 75


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

По представлению жителей сел. Ольгеты, орстхой — это реальный народ, родственный аккинцам и малхистинцам, но не галгаевцам. Сохранившееся до наших дней среди западных вайнахов понятие об орстхойцах как своего рода «военной касте» в известной мере отражает реальную историю орстхойского народа. Их башни, построенные в верховьях р. Фортанги, считались наиболее совершенными постройками. //( Н. Г. ВОЛКОВА "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва, 1973. С. 171)


Седа
Сообщение # 76


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 201
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1314

Тукхум Нохчамачкхой
Тейп Ширди



--------------------
"Не полагайтесь слишком сильно на кого- нибудь в этом мире, потому что даже ваша собственная тень покидает вас , когда вы в темноте."
Strannik po seti
Сообщение # 77


GOVZ-постер
  • 85

Репутация: 205
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 3376

Цитата: Sania_95
"Шаро зудчунц ца де даькхнарг Ялсмане г1ур ву бох!"

как мне повезло)))))))))



--------------------
О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой пророк
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил у Тебя защиты Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!
Strannik po seti
Сообщение # 78


GOVZ-постер
  • 85

Репутация: 205
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 3376

Цитата: Sania_95
Это просто намек на то, что у женщин из этого тайпа сложный характер

вир амал ю))))



--------------------
О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой пророк
Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил у Тебя защиты Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!
south_man
Сообщение # 79


Активный форумчанин
  • 51

Репутация: 200
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 900

Цитата: Sania_95
"Про каждый тейп есть прибаутки".

Да-да))
Моя мама -ч1инхо и шутки помню,типа тех у кого жена ч1инхо в армию не забирали))
Конечно же все это шутки)



--------------------
ЗДЕСЬ БЫЛ НОХЧИ!
voice of reason
Сообщение # 80


Есть прописка
  • 51

Репутация: 32
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 237

5) Туккхум Чантий (чеч. ЧIаьнтий)
Итум-Калинская)



--------------------
Береги свою веру.