Горная Чечня — Ламахара Нана Нахчийчоь
Чеченская республика, г. Шали, 2012.
Автор: Майрэли Шэлахо.
Ссылка: с сайта
www.yandex.ru
Казбек, Дариал, Галанчожский р-н, Аргунское ущелье ... — Нана Нахчийче (Нана Нохчийчоь)
У истоков реки Терека (Ломехи) в горах Казбека (Баш-лам) в Дарьяльском ущелье где были ворота алан "Баб-Алан" (Алийн-бIо-ков)
[QUOTE]«Некогда аккинцы, вышедшие из Шами,— рассказывается в предании,— обосновались под горой Казбек // Н.Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». М., 1974. Стр. 143[/QUOTE]
«Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена» // Н. Я. Марр «К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа». Известия АН, No 15, 1916. С. 1395–1396
Баш-лам — щира Нохчий лам
Гора Казбек (Бешт-лам/Баш-лам)
[QUOTE]«Там, в стороне Баш-лама, — рассказывают старики-чеченцы, — есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это — горы Акилам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть "лам-кристов" вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцев) ели тогда свинину и были "русские", т. е. "христиане"». Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400—500 назад; очевидно, они оставались ими и долгое время после выселения из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесененное ими с гор христианское учение. // Б. К. Далгат «Первобытная религия чеченцев и ингушей». Москва: "Наука", 2004. С. 39[/QUOTE]
Ларс — проход в Дарьяле, контролировался чеченцами с незапамятных времен
Знаменитый Ларс — крепость чеченцев в Дарьяле (Военно-грузинская дорога. Башня Дударовых — выходцев из Аккинского общества. XIX век.)
[QUOTE]В XVII веке селение Ларс было важным стратегическим пунктом на дороге в Закавказье. Сейчас трудно восстановить всю систему оборонительных сооружений, ибо они практически не сохранились. Археологи, исследовавшие данный населенный пункт, высказали предположение о существовании здесь в древности хорошо укрепленного поселения. Относительно хорошо сохранилась сторожевая башня чеченцев Дударовых, расположенная в 1 км к северу от села на скале, возвышающейся над Военно-Грузинской дорогой. Она сложена из хорошо подогнанных друг к другу речных камней и песчаника на известковом растворе. В основание сооружения уложены массивные валуны. [/QUOTE]
Сторожевая башня аккинцев Дударовых (Дарьял, Ларс)
[QUOTE]«По общему признанию, Дударов (по-чеченски — Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)» // Л. П. Семенов «Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг.». Грозный, 1963. С. 24[/QUOTE]
До аккинцев Дударовых укрепления Ларса контролировали чеченцы из другого аккинского тайпа "вяппий" сыновья Ушармы:
Боевые и жилые башни Эрзи
[QUOTE]Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения – автор) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. // Л. Ильясов «Tени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». М.: «Пантори», 2004. С. 320
«Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо.
Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха (Галанчожский район) или Лам-Аьккха (обширный район, который еще до половины XVII века включал в себя часть Джейрахского и Дарьяльского ущелий и земли, влоть до горы Казбек. – Авт.). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу» (221, с. 13). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 133
Когда-то Аьккха была густо заселена. Башенные селения Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале, Эрзи, Ларс, Гвилети до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор. В средние века территория Аьккхи простиралась до подножий горы Казбек, включая Джейрахское и Дарьяльское ущелья. Знаменитый Салтан-Мурза, контролировавший Дарьяльский проход, был братом знаменитого Ших-Мурзы Окоцкого, чеченца-аккинца первым установившего взаимоотношения с Русью.
Тукхум Аьккхий очень близок с тукхумом Орстхой. Одни предания гласят, что орстхой происходят от аьккхий, другие говорят о том, что они близкородственны по своему происхождению. // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 138
Ваьппий (вабой) один из аккинских тайпов. Известные селения с боевыми и жилыми башнями Эрзи, Ларс, Гвилети, Балта были ваьппинскими. Особенно впечатляет башенный комплекс Эрзи, который, почему-то, называют ингушским. Называют гIалгIаем и известного мастера по строительству боевых башен Янда, который, на самом деле, был ваьппинцем. Ваьппи жили в Джейрахском ущелье, граничащем с востока с ГIалгIай (Кхекхаьлой). Они, как и цхорой, не относились к гIалгIаям. По преданиям, записанным Чахом Ахриевым, аккинцы произошли от орстхойцев или наоборот (68, с. 113). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 139
Салтан-мурза, неоднократно упоминая в своих речах Ших-мурзу Окуцкого известного вайнахского
PoLiTi4!!еского деятеля второй половины XVI в., называет его своим братом. Естественно возникает вопрос, свидетельствует подобное обращение о родственных связях Ших-мурзы Окуцкого и Салтан-мурзы или только о
PoLiTi4!!еских симпатиях ларсского феодала, проявляемых к чеченскому владельцу? Последнее представляется маловероятным. Ни один из известных нам в настоящее время русских документов XVI—XVIII вв., описывающих
PoLiTi4!!еские связи и устремления северокавказских феодалов, не содержит подобных обращений. Поэтому более возможным представляется, что
в этом обращении Салтан-мурзы из Ларса отразился факт кровного родства последнего с Ших-мурзой, вайнахом по происхождению. Поскольку Ших-мурза был убит, видимо, в самом конце XVI в., то становится ясным, что Салтан-мурза, имевшие тесные связи с Ших-мурзой, уже жил в Ларсковом кабаке во всяком случае не позднее последнего десятилетия XVI в.
Второе известие представляет рассказ Ших-мурзы Окуцкого о том, что царствование Ивана Грозного (т. е. не позднее начала 80-х годов XVI в.) он водил русские посольства в «Железных воротех» (видимо, Дарьяльское ущелье). Если сопоставить эти данные и приведенные выше сведения о владельце Ларса брате Ших-мурзы Окуцкого Султан-мурзе, то становится понятной, та сравнительная доступность этого участка Дарьяльского ущелья для Ших-мурзы, проводившего здесь русских послов во второй половине XVI в. // Н. Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века". Москва: "Наука", 1974. С. 126
[/QUOTE]
___________________________________
Народ чеченский состоит из многочисленных родов, спаянных вместе многотысячилетней историей и общими корнями.
Самоназвание народа — "нахчуа"/"нахчо"/"ноахчи"/"нохчий".
"Вайнах" — буквально означает : наши люди или наш народ.
Своим первопредком все нахчои считают легендарного благородного рыцаря Тур-Пала Ала Нахчуа, который был по преданиям предком всех известных нахчойских обществ:
Тур-Пал Ала Нахчу был по преданиям этнонахов легендарным прапредком всех чеченцев:
[QUOTE]
А местность Нашха/Нахша (от слова «нах» – народ) – является колыбелью чеченского народа, от которого происходит и самоназвание чеченцев – «нахчий». Отсюда вышел легендарный предок чеченцев – Турпал-Нахчо.
Кстати, по одному из ингушских преданий первопредок гIалгIай – ГIа являлся одним из трех сыновей Турпала-Нахчо. // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 44
Предание указывает на три главных рода этих аборигенов края — Галгай, Ахо или Ако и Шато, от которых произошли уже другие фамилии. Так от Галгая производят преимущественно ингушеские фамилии,
от Ахо—общества: ахой, пешхой, нашхой, цехой и др., от Шато—шатоевское, чиэнхой, ченты, хачерой, шаро, пихалой и пр. // Терский сборник. Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 24
Третья версия указывает, что
чеченцы есть потомки некоего "Нахчо", жившего в ныне еще существующем селении „Нашхой" (авт. — здесь имеется в виду горный аул Нашхой в Аккинском обществе) Галанчожского округа . У указываемого „Нахчо", было якобы 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованиию 14 самых крупных родов (тейп) названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много. Вернее можно сказать, что чеченцы есть древнейшие оборегены территории, // X. Ошаев «В Сердце Чечни». Грозный: "Серло", 1928. С. 4
...в горной зоне Чечено-Ингушетии, заставляет вспомнить о существовании одного из крупнейших и древних горных вайнахских обществ — Акко (Аьккхи). Оно занимало горные ущелья верховьев р. Гехи и ее притоков, непосредственно гранича с областью Кийста и располагаясь в сердце вайнахских земель, в районе Нашхи — легендарной прародины чеченцев.
Огромное количество разнообразных памятников археологии и архитектуры, известных вблизи каждого аула аккинцев, неоспоримо свидетельствует о большом значении территории этого общества в истории вайнахов.
Фонетическая близость плиниевского термина «аккисы» к племенному названию «аьккхи» («акки») неоспорима. // К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 57-58[/QUOTE]
___________________________________
Сколько было местностей с названием Нашха?
С такими вопросами часто обращаются читатели, студенты, журналисты и простые жители.
Чеченцы под названием Нашха имеют в виду 3 определенных места, приведем внизу перечень этих местностей:
1.1) под названием Нашхой или Нана-Нашхой подразумевают весь Галанчожский район, куда входили следующие исторические области: Кей, Мержа, Мелхист, Нашхой-мохк, Акки, Ялхар, Галайн-чож, Терла.
[QUOTE]Дополнительно к пункту 1.1):
Общепризнанной территорией зарождения и формирования чеченского этноса является Нашха (Нахша). Она занимала всю горную часть современной Чечни: МIайста, Маьлхиста, Хилдехьа, ТIерла, Аьккха, Галай и собственно Нашха (кроме Шатойского, Чеберлойского, Шаройского, Веденского и Ножай-Юртовского районов), земли которых выходцами из Нашха были освоены позже, так же, как и земли на плоскости.
Как свидетельствуют многочисленные родовые таьптары и предания жителей всех этих районов, из Нашха/Нахша представители различных тайпо-тукхумных объедиинений «нахший» расселились на восток (Нахчмохк), на запад (горная Ингушетия), а после распада Золотой Орды – и на север (Орцах и Ара). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс Грозненский рабочий», 2012. С. 39.[/QUOTE]
1.2) под названием Нашхой подразумевают также историческую область Нашха/Нашхой-мохк, которая состоит из 6 башенных аулов и многочисленных хуторов.
[QUOTE]Дополнительно к пункту 1.2):
«Приблизительно с начала XVIII века собственно Нашхом стала называться территория в верховьях реки Гехи, включавшая селения Моцарх, Чармах, Хайбах, Тестарх, Хилах, Могуст, Хижигхо. По преданию, их основали шестеро братьев». // Л.Ильясов Тени вечности. «Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». Москва, 2004. С. 276[/QUOTE]
1.3) под названием Нашха также подразумевают урочище Нашхой где расположен аул Нашхой (ныне аул безлюден, как и весь Галанчожский район), урочище Нашхой с одноименным названием Нашхой расположен в черте башенного аула Воуги в Аккинском обществе (Галанчожский район).
[QUOTE]Дополнительно к пункту 1.3):
«Неподалеку от этих мест локализуется местность, где стояло село под тем же названием и ныне именуемя «Нашха лаьттина меттиг» — место, где стояло Нашхо. Видимо, речь здесь идет об одноименном хуторе». // К. З. Чокаев «Нахские языки: историко-филологические разыскания». Грозный: "Книга", 1992. С. 26
Месторасположение аула и урочища Нашхой в горной Акки:
А. Сулейманова, Топонимия Чечни, микротопонимия аула Вовга:
Нашах лаьттинчу кога (Нашах ляттинчу кога) «Нашах стоял (где) впадине к» - на в. Вовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик: Эль-Фа, 1997. С. 46
Географические расположение аккинского урочища Нашхой и аула Нашхой, а также ближайшие к нему горные поселения:
ближайший расположенный аул Вовга (Акки), на юго-западе — развалины Ткуеста (Акки), на северо-востоке — развалины Галанчож (аул Галанчож принадлежит тайпу Галай).[/QUOTE]
Башир Далгат: «тайпы возникли в горах, хотя и на плоскости возникали новые тайпы из выходцев из гор, но мне неизвестны случаи, чтобы эти новые тайпы окончательно забыли, что они – члены одной общей тайпы, жившей некогда в горах неразрывно, вместе» // Б. К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей». Москва, 2008. С. 87
«
Сами чеченцы себя называют Нахче, т. е. «народ», и это, как мы сказали выше, относится для всего народа, говорящего на чеченском языке и его наречиях». // А. П. Берже «Краткий обзор горских племен на Кавказе». Тифлис, 1858. С. 31
"чеченцы, ауховцы, ичкеринцы, назрановцы, карабулаки, кистинцы, и мелхинцы в сущности составляют одно племя,
один народ - нахче..." // Г. А. Ткачев «Ингуши и Чеченцы в семье народностей Терской области». Вып. 2-ой. Владикавказ, 1911. С.150