о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

О воздаянии

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме Рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха». (Аль-Бухари)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

11 страниц 1 2 3 ... 9 10 11 Далее
    Са тукхум са тейп, расскажите о своих корнях.  
Fantom
Сообщение # 201


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1318

Цитата: Vendetta74
я тоже так думала...дядя сказал, что нет


Интересно что бы сказал дядя если премьер министр был бы родом из турции.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
Vendetta74
Сообщение # 202


Есть прописка
  • 51

Репутация: 16
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 218

Fantom,
У нас своих министров и нашяльников хватает :winked:



--------------------
Мы прощаем себе все свои ошибки и косо смотрим на тех, кто их совершает...
Rima
Сообщение # 203


Есть прописка
  • 51

Репутация: 24
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 408

Т1ехьийз к1ант,ц1е Райбека-м яц хьа?:D



--------------------
маленький и смешнооой,апельсинчик мой)
Nohchi95
Сообщение # 204


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 5
ICQ: -

Тайпан Ч1аьнти ву, Ч1аьнтиш юкъе Хьелдхо ву, Иди-Хаси гарах ву.


SALIH
Сообщение # 205


Есть прописка
  • 51

Репутация: 18
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 257

тукхум-нохчмахкхо ,тейп- Ялхо


jambulat_75
Сообщение # 206


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 1

Кто знает про тейп САЛОЙ ?



Цхьоро
Сообщение # 207


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 90

Горная Чечня — Ламахара Нана Нахчийчоь


Чеченская республика, г. Шали, 2012.
Автор: Майрэли Шэлахо.
Ссылка:
с сайта www.yandex.ru

Казбек, Дариал, Галанчожский р-н, Аргунское ущелье ... — Нана Нахчийче (Нана Нохчийчоь)

%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF
У истоков реки Терека (Ломехи) в горах Казбека (Баш-лам) в Дарьяльском ущелье где были ворота алан "Баб-Алан" (Алийн-бIо-ков)

[QUOTE]«Некогда аккинцы, вышедшие из Шами,— рассказывается в предании,— обосновались под горой Казбек // Н.Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». М., 1974. Стр. 143[/QUOTE]

«Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена» // Н. Я. Марр «К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа». Известия АН, No 15, 1916. С. 1395–1396


Баш-лам — щира Нохчий лам

%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF
Гора Казбек (Бешт-лам/Баш-лам)

[QUOTE]«Там, в стороне Баш-лама, — рассказывают старики-чеченцы, — есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это — горы Акилам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть "лам-кристов" вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцев) ели тогда свинину и были "русские", т. е. "христиане"». Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400—500 назад; очевидно, они оставались ими и долгое время после выселения из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесененное ими с гор христианское учение. // Б. К. Далгат «Первобытная религия чеченцев и ингушей». Москва: "Наука", 2004. С. 39[/QUOTE]




Ларс — проход в Дарьяле, контролировался чеченцами с незапамятных времен

%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF

Знаменитый Ларс — крепость чеченцев в Дарьяле (Военно-грузинская дорога. Башня Дударовых — выходцев из Аккинского общества. XIX век.)

[QUOTE]В XVII веке селение Ларс было важным стратегическим пунктом на дороге в Закавказье. Сейчас трудно восстановить всю систему оборонительных сооружений, ибо они практически не сохранились. Археологи, исследовавшие данный населенный пункт, высказали предположение о существовании здесь в древности хорошо укрепленного поселения. Относительно хорошо сохранилась сторожевая башня чеченцев Дударовых, расположенная в 1 км к северу от села на скале, возвышающейся над Военно-Грузинской дорогой. Она сложена из хорошо подогнанных друг к другу речных камней и песчаника на известковом растворе. В основание сооружения уложены массивные валуны. [/QUOTE]


%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF
Сторожевая башня аккинцев Дударовых (Дарьял, Ларс)

[QUOTE]«По общему признанию, Дударов (по-чеченски — Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)» // Л. П. Семенов «Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг.». Грозный, 1963. С. 24[/QUOTE]




До аккинцев Дударовых укрепления Ларса контролировали чеченцы из другого аккинского тайпа "вяппий" сыновья Ушармы:

%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF
Боевые и жилые башни Эрзи

[QUOTE]Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения – автор) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. // Л. Ильясов «Tени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». М.: «Пантори», 2004. С. 320


«Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха (Галанчожский район) или Лам-Аьккха (обширный район, который еще до половины XVII века включал в себя часть Джейрахского и Дарьяльского ущелий и земли, влоть до горы Казбек. – Авт.). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу» (221, с. 13). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 133

Когда-то Аьккха была густо заселена. Башенные селения Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале, Эрзи, Ларс, Гвилети до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор. В средние века территория Аьккхи простиралась до подножий горы Казбек, включая Джейрахское и Дарьяльское ущелья. Знаменитый Салтан-Мурза, контролировавший Дарьяльский проход, был братом знаменитого Ших-Мурзы Окоцкого, чеченца-аккинца первым установившего взаимоотношения с Русью.
Тукхум Аьккхий очень близок с тукхумом Орстхой. Одни предания гласят, что орстхой происходят от аьккхий, другие говорят о том, что они близкородственны по своему происхождению. // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 138


Ваьппий (вабой) один из аккинских тайпов. Известные селения с боевыми и жилыми башнями Эрзи, Ларс, Гвилети, Балта были ваьппинскими. Особенно впечатляет башенный комплекс Эрзи, который, почему-то, называют ингушским. Называют гIалгIаем и известного мастера по строительству боевых башен Янда, который, на самом деле, был ваьппинцем. Ваьппи жили в Джейрахском ущелье, граничащем с востока с ГIалгIай (Кхекхаьлой). Они, как и цхорой, не относились к гIалгIаям. По преданиям, записанным Чахом Ахриевым, аккинцы произошли от орстхойцев или наоборот (68, с. 113). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 139


Салтан-мурза, неоднократно упоминая в своих речах Ших-мурзу Окуцкого известного вайнахского PoLiTi4!!еского деятеля второй половины XVI в., называет его своим братом. Естественно возникает вопрос, свидетельствует подобное обращение о родственных связях Ших-мурзы Окуцкого и Салтан-мурзы или только о PoLiTi4!!еских симпатиях ларсского феодала, проявляемых к чеченскому владельцу? Последнее представляется маловероятным. Ни один из известных нам в настоящее время русских документов XVI—XVIII вв., описывающих PoLiTi4!!еские связи и устремления северокавказских феодалов, не содержит подобных обращений. Поэтому более возможным представляется, что в этом обращении Салтан-мурзы из Ларса отразился факт кровного родства последнего с Ших-мурзой, вайнахом по происхождению. Поскольку Ших-мурза был убит, видимо, в самом конце XVI в., то становится ясным, что Салтан-мурза, имевшие тесные связи с Ших-мурзой, уже жил в Ларсковом кабаке во всяком случае не позднее последнего десятилетия XVI в.
Второе известие представляет рассказ Ших-мурзы Окуцкого о том, что царствование Ивана Грозного (т. е. не позднее начала 80-х годов XVI в.) он водил русские посольства в «Железных воротех» (видимо, Дарьяльское ущелье). Если сопоставить эти данные и приведенные выше сведения о владельце Ларса брате Ших-мурзы Окуцкого Султан-мурзе, то становится понятной, та сравнительная доступность этого участка Дарьяльского ущелья для Ших-мурзы, проводившего здесь русских послов во второй половине XVI в. // Н. Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века". Москва: "Наука", 1974. С. 126

[/QUOTE]


___________________________________



Народ чеченский состоит из многочисленных родов, спаянных вместе многотысячилетней историей и общими корнями.
Самоназвание народа — "нахчуа"/"нахчо"/"ноахчи"/"нохчий".
"Вайнах" — буквально означает : наши люди или наш народ.
Своим первопредком все нахчои считают легендарного благородного рыцаря Тур-Пала Ала Нахчуа, который был по преданиям предком всех известных нахчойских обществ:



Тур-Пал Ала Нахчу был по преданиям этнонахов легендарным прапредком всех чеченцев:

[QUOTE]
А местность Нашха/Нахша (от слова «нах» – народ) – является колыбелью чеченского народа, от которого происходит и самоназвание чеченцев – «нахчий». Отсюда вышел легендарный предок чеченцев – Турпал-Нахчо. Кстати, по одному из ингушских преданий первопредок гIалгIай – ГIа являлся одним из трех сыновей Турпала-Нахчо. // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 44


Предание указывает на три главных рода этих аборигенов края — Галгай, Ахо или Ако и Шато, от которых произошли уже другие фамилии. Так от Галгая производят преимущественно ингушеские фамилии, от Ахо—общества: ахой, пешхой, нашхой, цехой и др., от Шато—шатоевское, чиэнхой, ченты, хачерой, шаро, пихалой и пр. // Терский сборник. Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 24


Третья версия указывает, что чеченцы есть потомки некоего "Нахчо", жившего в ныне еще существующем селении „Нашхой" (авт. — здесь имеется в виду горный аул Нашхой в Аккинском обществе) Галанчожского округа . У указываемого „Нахчо", было якобы 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованиию 14 самых крупных родов (тейп) названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много. Вернее можно сказать, что чеченцы есть древнейшие оборегены территории, // X. Ошаев «В Сердце Чечни». Грозный: "Серло", 1928. С. 4


...в горной зоне Чечено-Ингушетии, заставляет вспомнить о существовании одного из крупнейших и древних горных вайнахских обществ — Акко (Аьккхи). Оно занимало горные ущелья верховьев р. Гехи и ее притоков, непосредственно гранича с областью Кийста и располагаясь в сердце вайнахских земель, в районе Нашхи — легендарной прародины чеченцев. Огромное количество разнообразных памятников археологии и архитектуры, известных вблизи каждого аула аккинцев, неоспоримо свидетельствует о большом значении территории этого общества в истории вайнахов.
Фонетическая близость плиниевского термина «аккисы» к племенному названию «аьккхи» («акки») неоспорима. // К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 57-58[/QUOTE]



___________________________________




Сколько было местностей с названием Нашха?

С такими вопросами часто обращаются читатели, студенты, журналисты и простые жители.

Чеченцы под названием Нашха имеют в виду 3 определенных места, приведем внизу перечень этих местностей:

1.1)
под названием Нашхой или Нана-Нашхой подразумевают весь Галанчожский район, куда входили следующие исторические области: Кей, Мержа, Мелхист, Нашхой-мохк, Акки, Ялхар, Галайн-чож, Терла.

[QUOTE]Дополнительно к пункту 1.1):

Общепризнанной территорией зарождения и формирования чеченского этноса является Нашха (Нахша). Она занимала всю горную часть современной Чечни: МIайста, Маьлхиста, Хилдехьа, ТIерла, Аьккха, Галай и собственно Нашха (кроме Шатойского, Чеберлойского, Шаройского, Веденского и Ножай-Юртовского районов), земли которых выходцами из Нашха были освоены позже, так же, как и земли на плоскости.
Как свидетельствуют многочисленные родовые таьптары и предания жителей всех этих районов, из Нашха/Нахша представители различных тайпо-тукхумных объедиинений «нахший» расселились на восток (Нахчмохк), на запад (горная Ингушетия), а после распада Золотой Орды – и на север (Орцах и Ара). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс Грозненский рабочий», 2012. С. 39.[/QUOTE]


1.2) под названием Нашхой подразумевают также историческую область Нашха/Нашхой-мохк, которая состоит из 6 башенных аулов и многочисленных хуторов.

[QUOTE]Дополнительно к пункту 1.2):

«Приблизительно с начала XVIII века собственно Нашхом стала называться территория в верховьях реки Гехи, включавшая селения Моцарх, Чармах, Хайбах, Тестарх, Хилах, Могуст, Хижигхо. По преданию, их основали шестеро братьев». // Л.Ильясов Тени вечности. «Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». Москва, 2004. С. 276[/QUOTE]


1.3) под названием Нашха также подразумевают урочище Нашхой где расположен аул Нашхой (ныне аул безлюден, как и весь Галанчожский район), урочище Нашхой с одноименным названием Нашхой расположен в черте башенного аула Воуги в Аккинском обществе (Галанчожский район).

[QUOTE]Дополнительно к пункту 1.3):

«Неподалеку от этих мест локализуется местность, где стояло село под тем же названием и ныне именуемя «Нашха лаьттина меттиг» — место, где стояло Нашхо. Видимо, речь здесь идет об одноименном хуторе». // К. З. Чокаев «Нахские языки: историко-филологические разыскания». Грозный: "Книга", 1992. С. 26


Месторасположение аула и урочища Нашхой в горной Акки:

А. Сулейманова, Топонимия Чечни, микротопонимия аула Вовга:
Нашах лаьттинчу кога (Нашах ляттинчу кога) «Нашах стоял (где) впадине к» - на в. Вовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик: Эль-Фа, 1997. С. 46


Географические расположение аккинского урочища Нашхой и аула Нашхой, а также ближайшие к нему горные поселения:

ближайший расположенный аул Вовга (Акки), на юго-западе — развалины Ткуеста (Акки), на северо-востоке — развалины Галанчож (аул Галанчож принадлежит тайпу Галай).[/QUOTE]


Башир Далгат: «тайпы возникли в горах, хотя и на плоскости возникали новые тайпы из выходцев из гор, но мне неизвестны случаи, чтобы эти новые тайпы окончательно забыли, что они – члены одной общей тайпы, жившей некогда в горах неразрывно, вместе» // Б. К. Далгат «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей». Москва, 2008. С. 87

«Сами чеченцы себя называют Нахче, т. е. «народ», и это, как мы сказали выше, относится для всего народа, говорящего на чеченском языке и его наречиях». // А. П. Берже «Краткий обзор горских племен на Кавказе». Тифлис, 1858. С. 31

"чеченцы, ауховцы, ичкеринцы, назрановцы, карабулаки, кистинцы, и мелхинцы в сущности составляют одно племя, один народ - нахче..." // Г. А. Ткачев «Ингуши и Чеченцы в семье народностей Терской области». Вып. 2-ой. Владикавказ, 1911. С.150


Борз
Сообщение # 208


Местный житель
  • 34

Репутация: 13
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 150

Цхьоро, если христиане едят баранину, могут ли они являться древними мусульманами?


fatimat-m
Сообщение # 209


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 9
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 90

напишите пожалуйста о МIайсте, буду весьма признательна



--------------------
Женщин лучше не обижать! У нас разгон от милой зайки до жуткой стервы сегунд 15, не больше!!!
кацимодо
Сообщение # 210


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
Цхьоро по больше фоток брат, особенно стааарых, любые, связанные с нами.


Montagnard
Сообщение # 211


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 5
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 72

Ч1анти...



--------------------
Scio me nihil scire
Цхьоро
Сообщение # 212


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 90

Цитата: кацимодо
Цхьоро по больше фоток брат, особенно стааарых, любые, связанные с нами.



Сан вош, вот скопировал с сайта историяру


Гилатхой

%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF
Гвилети (авт., чеч. —ГилатIе)

Селение Гвилети (авт. — ГилатIе) — ... Дарьяльское ущелье: ... узкое (до 300 м.) ущелье Хеви. Первый км. открывает исторический замок Тамары; второй км. — Кистинское ущелье, здесь река Кистинка впадает в Терек, далее четвертый км., ну а здесь расположен Гвилетский мост и шоссе переходит на левый берег Терека, и далее со села Казбек. От моста путь ведет к селу Гвилети, озерам Тба, Девдоракскому леднику, где расположен альпинистский лагерь.


Происхождение гилатхой/гулетцев: (Рассказал: Ухигов Бауди, р. в 1937 г., житель с. Валерик Ачхой-Мартановского р-на, записал А. Ш. Товбулатов в 1987 г.):
«Гилатхой являются выходцами из древней Нашахи, согласно преданиям, их предки проживали в нынешнем селении Орзми-кали в Аккинском обществе. И сейчас в Галанчожском районе Чечни сохранились руины каменных жилищ и башен Орзми-кали (авт. — Ирзат-Кхялла, Оьрзми-Кхела).
Поселение Орзми-кали, было основано почти 4 000 лет тому назад (авт. — есть старики утверждающие, что поселение основано более 3800 лет назад, это со слов рассказчика). На месте Орзми-кали было поселение "Трех городов/поселений" — Когалиг (авт. — галанч. диалект: Кхо-гIалиг, литер. язык: Кхо-гIала). Основателями Когалига считают — родных братьев, имена которых: Орзми, Оршми, Эрш/Эршах и Солс-Бярие.
От Оршми пошел род «Галкохой» (авт. — гIаликхохой/гортхой/гIатакх-хой), их было 40 фамилий (цIа ). От Эршаха пошли ГилатIхой, их было 33 фамилий (авт. — цIа), у Орзми было несколько сыновей: Эти, Иту, Тотал, Тога ( авт. — ТIух/ТIогI). Большинство гилатхой осели в Дарьяльском ущелье и Шамиб (авт. — Шаниб, Саниб), и др. прилегающих территориях. У Орзми один из потомков по имени Мичиг, он служил наемником у грузинского царя. Мичиг и его потомки остались в Грузии. Раньше до 1944 г. старейшины гилатхойцоцев собирались вместе со всех концов земли, приезжали даже из Грузии. В горах земли было недостаточно и люди выселялись с гор на новые места. Когда чеченцы пришли на Кавказ, в этих местах людей не было.
От селения Орзми-кали — от него повыше в горах находятся земли гилатхойцев, как говорили наши старики в тех местах можно найти их древние кладбища и могилы».


%D1%E0+%F2%F3%EA%F5%F3%EC+%F1%E0+%F2%E5%E9%EF
На фото руины Орзми-кали — (Галанчожский район — Аккинское общество, Чеченская Республика)


Для большей ясности приведем дополнительные тексты ученых, историков и исследователей, которые помогут нам воссоздать картину прошлого и будут подтверждением к устным рассказам представителей старшего поколения народа.

Леча Ильясов: «Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения — автор) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно по- левым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума». // Л. Ильясов «Tени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». М.: «Пантори», 2004. С. 320

Исследования Н. Г. Волковой, О. Б. Балашовай, Л. Ильясова и др. на основе различных данных, а также вкупе с событиями прошлого, как процессы расселения, генеалогические данные и многочисленные предания открывают нам действительную картину прошлого: «Когда-то Аьккха была густо заселена. Башенные селения Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале, Эрзи, Ларс, Гвилети до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор. В средние века территория Аьккхи простиралась до подножий горы Казбек, включая Джейрахское и Дарьяльское ущелья. Знаменитый Салтан-Мурза, контролировавший Дарьяльский проход, был братом знаменитого Ших-Мурзы Окоцкого, чеченца-аккинца первым установившего взаимоотношения с Русью.
Тукхум Аьккхий очень близок с тукхумом Орстхой. Одни предания гласят, что орстхой происходят от аьккхий, другие говорят о том, что они близкородственны по своему происхождению». // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 138


Скрупулезный анализ проведенный Н. Г. Волковой в своей работе «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века» — только подтверждает тезис единости чеченского народа, и также наглядным примером служат нам документы о военно-PoLiTi4!!еской деятельности сыновей Ушармы:

«Салтан-мурза, неоднократно упоминая в своих речах Ших-мурзу Окуцкого известного вайнахского PoLiTi4!!еского деятеля второй половины XVI в., называет его своим братом. Естественно возникает вопрос, свидетельствует подобное обращение о родственных связях Ших-мурзы Окуцкого и Салтан-мурзы или только о PoLiTi4!!еских симпатиях ларсского феодала, проявляемых к чеченскому владельцу? Последнее представляется маловероятным. Ни один из известных нам в настоящее время русских документов XVI—XVIII вв., описывающих PoLiTi4!!еские связи и устремления северокавказских феодалов, не содержит подобных обращений. Поэтому более возможным представляется, что в этом обращении Салтан-мурзы из Ларса отразился факт кровного родства последнего с Ших-мурзой, вайнахом по происхождению. Поскольку Ших-мурза был убит, видимо, в самом конце XVI в., то становится ясным, что Салтан-мурза, имевшие тесные связи с Ших-мурзой, уже жил в Ларсковом кабаке во всяком случае не позднее последнего десятилетия XVI в.
Второе известие представляет рассказ Ших-мурзы Окуцкого о том, что царствование Ивана Грозного (т. е. не позднее начала 80-х годов XVI в.) он водил русские посольства в «Железных воротех» (видимо, Дарьяльское ущелье). Если сопоставить эти данные и приведенные выше сведения о владельце Ларса брате Ших-мурзы Окуцкого Султан-мурзе, то становится понятной, та сравнительная доступность этого участка Дарьяльского ущелья для Ших-мурзы, проводившего здесь русских послов во второй половине XVI в.». // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва: "Наука", 1974. С. 126



В своей работе Р. С. Плиев «Язык история народа» делает убедительный вывод: «Многим специалистам-кавказоведам известен нахский этноним — ваьппий/фаьппий. Примечательно, что общность нахов , именуемых таким образом , нахи связывают и с одним из наиболее могущественным в древности нахским племенем аьккхий , и с не менее могущественным в прошлом племенем — орстхой , отделившимся от прежних соплеменников — аккинцев (аьккхий), и с ингушами. Все эти племена и роды, восходящие к ним, с древнейших времен до недавнего прошлого населяли территории, прилегающие к Дарьялу. Эта местность в течение многих столетий была под их контролем». // Р. С. Плиев "Наука о слове: Язык - история народа". Общенациональная газета республики Ингушетия: "Сердало". № 75 (9596); суббота, 14 июля 2005 года. С. 3


В заключении хочу привести слова Л. Ильясова из его объемного труда «Tени вечности»:

«Tаким образом, в период Позднего Средневековья вся горная Чечня контролировалась системой сторожевых поселений, замков и башен. Это опровергает сложившееся в исторической науке мнение о том, что Чечня в Позднем Средневековье представляла собой ряд разрозненных горных областей и обществ, так как подобная система могла быть создана только народом, имевшим свое государственное образование». // Л. Ильясов «Tени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». М.: «Пантори», 2004. С. 188

«Это было время, когда на огромной территории от Кубани до Андийского хребта существовало крупное PoLiTi4!!еское объединение древних нахских племен. Политическое образование, существовавшее во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в письменных источниках отражено под различными наименованиями, в античных источниках — по имени верховного бога нахов — Малх, как оно было известно древним абхазам, адыгам и ираноязычным племенам.
Контролируя главный кавказский проход — Дарьяльское ущелье и держа под постоянной опасностью вооруженного вторжения закавказские страны, в первую очередь Картли и Армению, нахское PoLiTi4!!еское образование представляло грозную военно-PoLiTi4!!ескую силу на Кавказе. Оно оказывало большое PoLiTi4!!еское влияние на соседние страны.» // Л. Ильясов «Tени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». М.: «Пантори», 2004. С. 54
_______________________________

Автор Лема Центороев, Грозный, 2012.


Цхьоро
Сообщение # 213


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 90

Борз Сан вош, я честно не понял вопрос.


кацимодо
Сообщение # 214


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
Цхьоро баркал.


Борз
Сообщение # 215


Местный житель
  • 34

Репутация: 13
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 150

Цхьро, есть ещё версия, орстхой происходят от нартов. Это древние обитатели Кавказа.


Smith
Сообщение # 216


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 166
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2349

Награда
Пешхо из Мартана.



--------------------
Если меч может пригодиться раз в жизни, то есть смысл носить его всегда.

ГовзОнЛ@йн
Alet,,,
Сообщение # 217


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 204
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1340

Цитата: Fantom
Цитата: Vendetta74
Турко ю сом, но к своему стыду ничего о своем тейпе не знаю..
я думаю у тебя турецкие корни.

Турцию чеченцы всегда называли Хонкар Мохк.. значит и выходцев называли бы соответсвенно.. Словами Турция и туркой стали пользоваться в последние времена с подачи русского языка..
Наименованием туркой(в русском стиле) тайп никогда не назвали бы..
Многие вещи мы выдумываем сами..



--------------------
“Истина не распознается по людям, однако люди распознаются по истине”
Цхьоро
Сообщение # 218


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 3
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 90


Чеченцы в преданиях соседей
Ахриевы, Боровы, Льяновы
(Ингушское предание)

Ахри, предок Ахриевых, был родом из Чечни, из Дишни и пришел 9 поколений назад. Его сын, после поселения в ауле Фуртоуг женился на дочери осетинского князя из Тагаурской фамилии. Оттуда же пришел Бор и Льян — родоначальники Боровых и Льяновых. И они тоже породнились с осетинскими князьями. Все они поселились в ауле Фуртоуге. Вернее, они его и основали. Льян взял дочь Дударова (который еще раньше пришел из Чечни, из Кея) и построил первую башню.
Сообщил Ахриев Г.С. Мутушеву А.М., который, в свою очередь, передал эту информацию Ошаеву Халиду будучи в одной ссылке. Ошаев передал эту информацию Яндарову А.Д. // Яндаров А. Д. «Мифы и предания чеченского народа». Том второй. / А. Д. Яндаров, Г. В. Заурбекова, И. В. Бызов (Мутушев). Москва : Орбита-М, 2011. С. 221


Tamerlan
Сообщение # 219


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 1

indislam,
Это не правда говорят когда один историк об этом писал он ошибся говорят ... и еще слышал этот его родственник не был из тейпы эхшбату (агишбатой )


11 страниц 1 2 3 ... 9 10 11 Далее