Все, что мы видим, осязаем, слышим и называем «материей», «миром» или « селенной», по сути, есть лишь электрические сигналы, отражающиеся от неких внешних объектов или источников энергии, которые передаются в мозг и формируют в нем визуальную, вкусовую, тактильную, обонятельную или звуковую информацию.
К примеру, человек, который ест фрукт, на самом деле контактирует с восприятием в мозге, а не с подлинником. Он не видит подлинника. Характеризуя «фрукт», человек получает расшифрованную электрическую информацию о форме, вкусе, цвете, запахе, жесткости, которая воспринимается мозгом. Если пересечь зритель-
ный нерв, то изображение фрукта исчезнет. Обрыв связи между рецепторами носа и нервом, идущим к обонятельному центру мозга, приведет к потере восприятия запаха, поскольку фрукт, как и любой другой предмет, это следствие электрических сигналов, воспринимаемых и расшифровываемых мозгом.
Другое обстоятельство, над которым стоит задуматься – чувство пространства. пространство, к примеру, расстояние между книгой и вами – это чувство пустоты, образовавшееся в мозге. ещи, которые нам кажутся далекими, на самом деле находятся внутри мозга. Когда человек смотрит на небо и наблюдает за звездами, ему кажется, что они находятся от него на расстоянии нескольких миллионов световых лет. Однако звезды в то же самое время отражаются в зрительном центре мозга.
Читая эти строки, вы предполагаете, что сидите в комнате, хотя, наоборот, комната находится в вас. Возможность видеть свое тело помогает вам поверить в то, что вы в комнате. о не следует забывать: ваше тело – это тоже восприятие, формирующееся в мозге. Так же обстоят дела и с другими ощущениями. К примеру, звук телевизора, который, как вам кажется, доносится из соседней комнаты, на самом деле находится внутри вашего мозга. И невозможно доказать существование самой комнаты и телевизора в ней. Звук, доносящийся, как нам кажется, с расстояния нескольких метров и разговор рядом сидящего человека воспринимаются в слуховом центре мозга, размеры которого всего несколько квадратных сантиметров. Вне этого центра восприятия не существует понятий справа, слева, спереди и сзади. Но есть звук не поступает справа, слева или сверху; нет направления, откуда бы исходил звук.
Так же и воспринимаемые запахи: ни один из них не достигает вас с далекого расстояния. Эффекты в центре обоняния мозга воспринимаются как запахи веществ, находящихся снаружи. Между тем, изображение находится в зрительном центре, и запах цветка находится в центре обоняния. Таким образом, «внешний мир», познаваемый посредством восприятия – есть не что иное, как совокупность электрических сигналов. В течение всей нашей жизни мозг беспрерывно воспринимает сигналы. Мы же продолжаем жить, принимая полученные через электрические сигналы изображения, звуки, вкусы или ощущения за реальную, подлинную материю, тогда как в этом не может быть уверенности. Быть может, мы ошибаемся, потому что нам никогда не постигнуть саму материю, находящуюся вне мозга.
Сигналы, которые мы принимаем за «внешний мир», воспринимаются и обретают смысл опять-таки благодаря мозгу. Приведем пример слухового восприятия. Звуковые волны, поступающие в ухо, воспринимаются и преобразуются в симфонию мозгом. То есть музыка – это восприятие, формируемое мозгом. Мы видим цвета, но на самом деле – это лишь световые волны различной длины, достигающие нашего взора. Эти волны преобразуются в цвета благодаря деятельности мозга.
Во «внешнем мире», быть может, не существует цветов: яблоки не красные, небо не голубое и деревья вовсе не зеленые. «внешний мир» зависит только от мозговой деятельности воспринимающего.
Так, небольшое повреждение в сетчатке глаза становится причиной дальтонизма. Кто-то воспринимает голубой цвет зеленым, кто-то красный – голубым, а кто-то – все цвета в серых тонах. ;осле этого неважно, каков предмет – цветной или же бесцветный. Известный мыслитель 0ж. Беркли акцентирует внимание на этом факте следующими словами:
«Изначально считалось, что цвета, запахи и все остальные восприятия «существует на самом деле»; но спустя некоторое время эти взгляды были отвергнуты, и оказалось, что все это существует благодаря восприятию мозгом.»
Мы видим предметы цветными не потому, что они цветные или же существуют как материя, мы этого не можем знать, поскольку все свойства, приписываемые сущему, материи, находятся не во «внешнем мире», а внас самих. Хорошо, тогда можем ли мы утверждать, что в точности знаем, каков на самом деле «внешний мир»?
Ограниченность познавательных возможностей человека
Вывод, который мы можем сделать на основании вышесказанного очевиден: возможности познания человеком внешнего мира весьма и весьма ограничены. Наши познания о внешнем мире ограниченый пятью органами восприятия, и нет никакого доказательства или меры, с помощью которой мы могли бы удостовериться, что мир, который мы видим и воспринимает благодаря нашим органам восприятия, в «реальности» именно таков, каким органы восприятия нам его показывают.
Таким образом, есть вероятность, что реальный мир, который находится вне нас, очень отличается от того, который мы видим. Или же в нем может существовать множество сущностей или измерений, которые наши органы восприятия не передают нам, так как они не запрограммированы на их восприятие. И органиченность наших познавательных возможностей будет сохраняться всегда, даже если мы достигнем самых отдаленных уголков Вселенной, мы не сможем быть уверены, что постигли и познали весь внешний материальный мирн. Всевышний Господь создал все сущее в мире, во селенной Своим бесподобным творением в самом совершенном и безупречном виде. Человек же должен ясно осознавать, сколь скудны возможности нашего физического восприятия, мы способны воспринимать лишь то, что севышний назначил для нашего восприятия и знания.
Человек способен различать, а, следовательно, постигать только посредством сопоставления, сравнения. Так, существование цвета познается изначально через контраст белого и черного с последующим выявлением других цветов. Понятие температуры человек ощущает через контраст горячего и холодного. Мы различаем свет, познав мрак, а мокрое - познав сухое, мы обретаем способность любоваться красивым, лишь сопоставив его с уродливым, и, наконец, мы ощущаем воздействие зла лишь через контраст с добром.
Любое явление или сущность остаются непознанными, скрытым от познания до тех пор, пока не находится его контрастное проявление. Только выявив контраст, мы идентифицируем явление, наделяем его именем и причисляем к тому или иному виду, роду, разряду и т.п. Здесь речь идет о познании сущности через явление
путем качественного сопоставления его проявлений. Иными словами: скрытое проявляется через контраст. Но так как у Бога нет сущностного контраста, Он всегда остается скрытым.
"Свет Бога не имеет в ряду Его творений контраста Себе, через который Он мог бы обнаружить Себя для наших глаз." (Джелаль эд-Дин Руми)
А потому умозрительное, чисто теоретическое постижение Бога никогда не принесет нам того желанного мира с самим собой, того возвышенного состояния душевного экстаза, к которым так тяготеет все наше существо. Человек должен осуществить в себе Бога через благоговейный восторг и преклонение перед вос-хитительной красотой и абсолютным совершенством природы как земного проявления ее первоисточника - Всевышнего Бога, Бесконечного, Вечного, Неименуемого и Абсолютно Деятельного, Которого никогда нельзя постичь до конца.
На современном уровне научно-технического знания многие люди склонны утверждать, что природа сама творит все новые и новые формы согласно Вселенскому закону причинно-следственных связей, где каждая причина имеет свое следствие или множество их, которое, в свою очередь, служит причиной, порождающей новое следствие, и так до бесконечности. Но, строя суждение на такой логике, мы неизменно вынуждены будем признать существование первопричины. Вот этой первопричиной и стала материализация Господней воли творения.
Аллах… Нет бога, кроме его. Он – Живущий и Самосущий извечно! Не одолевает Его ни сон, нидремота, все в небесах и на земле принадлежит лишь Ему. Что может перед Ним вступиться без изволения Его (на то)? Он знает все, что было до них и что последует за ними. И смогут они постичь из знания Его лишь то, что Он дозволит. Престол Его (Державия) простерся над всеми небесами и землей. Сохранность их Ему не в тягость. Воистине, Велик Он и (в высшей степени) Возвышен. (Сура «Корова», 2:255)