ОДИН ДЕНЬ В ШКОЛЕ.
Как-то раз,моя сестра попросила заменить ее в школе.Она учительница во 2 классе.В этом же классе учится мой сын.Поэтому отказать шансов у меня почти не было. Да и интересно было,чего греха таить,каково это - работать вообще,а в школе тем более. И я опрометчиво согласилась...
Естественно я опоздала( моя болезнь ),залетаю на всех парусах в вестибюль школы,пробегаю мимо охраны и на ходу объясняю: "Я оч спешу,я в родительском комитете,вот меня попросили,заменить.."...не успела я дотараторить , как охранник дико возмущенно,беспардонно произносит: " А ну иди сюда! Ты куда идешь вообще!?" Улыбка с моего лица сползает, думаю "Оно все мне нужно??.." и пытаюсь повторить,уже серьезно, без улыбки :" Молодой человек, почему Вы позволяете себе так разговаривать со мной? Во - первых я старше,во - вторых я председатель родительского комитета в трех классах и вы меня прекрасно помните...." и началось...) Охранник кричит в итоге"А ну пойдем к ДИРЕКТОРУ" полагая,что директор фигура вселенского масштаба не только для него,а для всех жителей планеты тоже..Охранник имел честь быть АЖ соседом директрисы,и по совместительству вырос с ее сыновьями в одном дворе,и поэтому,так смело потащил меня к директору,в полной уверенности ,что меня накажут. Надо отдать должное, директор женщина умная, воспитанная, извинилась за охранника (зарплату которому оплачиваю и я в том числе наравне с другими родителями). Наконец-то дохожу до "своего"класса. Дети стоят в коридоре,стоят это я сфантазировала,они перемещались по коридору как молекулы ,кто-то катался по полу, мой сын в том числе.. .С трудом собрала их, посадила в классе , объясняю: "Сегодня,вместо Элины Ширвановны, уроки буду вести я,зовут меня Эльза". Одна девочка подозрительно спросила "А где же наша Элина Ширвановна???", как будто я заперла ее в чулане и лишила детей доброй волшебницы).."У нее дела", ответила я, и услышала тысячу "какие","почему","когда" и "за что?".
Одна девочка с красивыми бантиками так вальяжно предложила :"А можно я буду звать Вас Элиной Ширвановной? Мне так удобно.." Я ее спросила : "Как тебя зовут?". Она отвечает: "Милена" . "Хорошо Милена ,зови меня как хочешь, но тогда я тоже буду звать тебя Бабаци,мне так удобно,договорились?" ) " НЕ НАААДО!!!!.." Возмутилась Милена,а дети засмеялись(то что шутку поняли, я посчитала хорошим признаком) . Таакс,говорю,сейчас у нас будет урок чтения. Начинаем читать рассказ "Колхоз".Я спрашиваю: "Кто знает,что такое колхоз?" Гробовая тишина....подсказки не действуют...и вдруг одного осенило (так как он приехал из Москвы,я обрадовалась, хоть этот малыш вспомнил) Ждем всем классом...Мальчик встал, ответил:"АААААА колхоз-ЭТО КОЛХОЗ!!! "Я говорю, нуу...и кто там живет? "Колхооозники"-отвечает мальчик. А что они делают? -продолжаю я допрос...и слышу в ответ "КОЛХОЗНУУУЮТ" . Про себя я подумала "Этто надо запомнить!" .Каждая минута тянулась как час, я уже не знала что с ними делать, русский язык дети знали чуть лучше,чем японский.. .
Первый урок наконец таки закончился . Перемене больше обрадовалась я, нежели дети.На перемене,от детей я узнала все о личной жизни их родителей,кто зимой поедет в Египет,чей папа влепил затрещину маме , кто ездил на тезет(похороны),и кто умер и от чего тоже...,какой страшный секрет вчера мамина подруга рассказала во дворе маме...и как потом рассказывая этот секрет папе, мама с папой смеялись... , и что брат Милены тоже запросто "может" как Бувайсар Сайтиев...,корочееее агенты 007 пропадают зазря.. девочки, очень удивились узнав, что я мама Сайдана, а мальчики меня давно знали ,так как весь световой день после уроков , приходят к нам и все выходные мирно проживают у меня)) Я их всех очень люблю. И поэтому,им слушаться меня было особенно непривычно и трудно, так как я с ними в очень дружеских отношениях.
Наступил черед математики, которую я не знаю и не люблю, второй урок стал преподносить сюрпризы дети уже устали и начали баловаться,особенно Тамерлан - это торпеда,термоядерная смесь ..(в обычной жизни, из всех друзей Сайдана-это мой любимчик) НО! на уроке, это исчадие ада))) Я уже не зная, как на него воздействовать ,спрашиваю: " Вот скажи-ка мне , как зовут твоего папу?" Он удивился, говорит: "Руслан". Я говорю: "Вот ты подумай, как бы Руслану было стыдно за тебя,если бы он тебя видел, постарайся что бы Руслан гордился тобой!" И не успела я это договорить ,как весь класс стал тянуть руки и ото всюду посыпались выкрики : "А моего папу зовут Увейс","А моего Зайнди", а моего Хасан.... Я крикнула "Стоп! Дети! ЗАТКНИТЕСЬ!!! Забыли про пап! У нас МАТЕМАТИКА! В конце-концов поставила Тамерлана в угол.Он и там продолжал свою деятельность , ну думаю, сейчас я тебя нейтрализую)) Написала сложные примеры на доске, иди говорю, решай ! Нууу ,думаю минут на пятнадцать я отдохну...какой там! через 5 минут решил все примеры, и ведь без единой ошибки!).. .Дети упорно продолжали звать меня именем любимой учительницы...За весь день я услышала столько интересных интерпритаций имени "Элина Ширвановна..." И Элин Шанна ,и Элина Шимрановна,Элина Ширванилевна...
Далее по плану шел урок рисования.Предложила детям..."Рисуем на свободную тему..." Ляпнула на свою голову.. И посыпалось: "А тема мух я ез рисовать ?"(а как рисовать тему?),"А и свободный хилит хьу да дез..?"(а что нужно, что бы она была свободная?). Уже примерно освоившись ,попыталась переключить их в другое русло: "Тогда рисуем домик,или дерево или что хотите". Весь класс дружно начал рисовать домик и дерево.Мальчик Муслим сидит и ничего не рисует,я поинтересовалась:"Почему ты не рисуешь?". Он ответил,что не умеет рисовать ни дом ни дерево..,тогда я предложила: "Ну тогда цветок,это же очень просто.." .На что услышала неожиданый ответ : "Мужчины цветов не рисуют!!!"...Ааааа - сказала я ,удивившись своей непонятливости...
Родной язык.ЯЗЫК-К-К!!
До этого урока, я была ярой сторонницей преподавания родного языка в школе,так как самой не посчастливилось его изучать в школе,и я была лишена возможности читать произведения наших чеченских писателей.......все те ,кто " за" это, должны хотя бы один раз в жизни попытаться научить чему-нибудь на родном языке детей, сами.... Элина оставила мне записку с подсказками,что и на каком уроке "пройти"....напротив Чеч.яз. значилось,стр.124 "Бакъо".....чтобы это расшифровать , я открыла эту страницу, и? Нигде нет такого слова.....читаю : "Барта къаста де иза муьлхачу дожарехь ду?" ...дальше: "Легаде ц1ердешнаш..." ...думаю еще хуже....Но слова "Бакъо"нет даже в текстах,которые нужно "д1аеша" (читать).Нуу думаю,может Элина ошиблась,такого слова нет ни на этой странице,ни на других ! Выхода нет.Подхожу к сыну и шепчу ему на ухо: "Сайдан, бакъо бохьург хьу ду?"(Сайдан,что означает слово "бакъо"?) ..он с пониманием шепчет мне: "Правило бохург ду" (это означает "правило"). Честно скажу, от этого легче не стало....потому что правило читалось вот так: "Ц1ердош муьлхачу дожарехь ду хаархьамма ,цуьнца уьйр йолу дош каро деза,т1аккха цунна т1ера ц1ердашна хаттар х1отто деза"(переводу не подлежит по сей день))..) ,прочитать с горем пополам я еще смогла (про себя) но что это значит,и с чем это едят ....
В голову стала прокрадываться спасительная мысль...Дети очень тонко чувствующие и хитрые создания , вычислят тебя в 5 секунд, я и так с трудом поддерживала дисциплину в классе(охрипла,ослепла),а еще если догадаются,что предмета не знаю, мой и так хромающий авторитет полетит....а впереди еще полдня....И! Я сделала вот так -аааааа,дети!!! я все напутала , вместо родного у нас по расписанию ПЕНИЕ!!! И быстренько спрячьте эти учебники (от греха подальше).
Пение.
Ну...говорю,кто умеет петь? Лес рук.Вот что- что ,а петь нохчи люююбят!!!! Хоть певцов за людей и не считают).Дагмара, выходи ,говорю в центр класса. " Какую песню ты знаешь?".. Поет: "Хайотаааааа,умберааааа бах я щапокай......." Я спрашиваю : "Кто это поет? И на каком это языке?" Все дети хором отвечают "ШАХЗОДА!!!" - дети очень удивились...ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ТЕТКА КОТОРАЯ НЕ ЗНАЕТ ШАХЗОДУ !?? ...И вправду...отстала от жизни....наши дети поют на узбецком языке песни, да и не одну , а целый репертуар...ну надо же...до чего дошел прогресс. Поставила пятерку. Девочки пели одно и то же ,как под копирку,с разницей,что вторая половина пела: "Ма хаза еду зама хьо .." С мальчиками дело обстояло хуже,петь не хотели ,по той же причине,что и на рисовании "Не мужское енто дело..."
Я спрашиваю,а детских песен вы не учили ? Учили. Какие ? - " В лесу родилась елочка"..Ну...,говорю,друзья,эта песенка для садика,кто ж ее не знает?...Решив,что я спрашиваю "Кто не знает эту песенку?" в классе послышалось ,смущенное "Я не знаю","И я..","И я".Я говорю,ну а что же вы на пении учите-то ? Они испуганно бормочат : " А У НАС ВООБЩЕ , такого урока- ПЕНИЕ, НЕТ....." .
В конце урока , Магамед,сидящий на последней парте,так деловито протягивает " Деци...А дагдог1и хьун,ахь цха колхоз хяттир-к? " (тётенька,а помните вы раньше про какой то колхоз спрашивали?) "Тъакка,"( ну, и?)-говорю...."Ахь цигахь нах помидорш даъае,нярсиш дъае бахарк,бахари? " (вы вот говорили, что там сажают огурцы,помидоры?) Угу-говорю я...и? . "Тъак цунах колхоз ца ол хьун,цунах БЕШ ол хьун,а г1аски маттахь ОГОРОД ол хьун!" (Ну та вот, вы знаете,это называется не колхоз, а огород!)... Сижу и думаю,а ведь он прав...откуда знать детям в 2010 году ,что такое колхоз,когда колхозы развалились в 19991 году....Они и вправду не обязаны этого знать,так как этот учебник не по истории,а по чтению.
Во время перемены,я заметила такую особенность...мальчики сидели спокойно и занимались своими делами...,что девочек явно раздражало и начиналось тотальное избиение мальчиков девочками..с криками "девочки,бейте их ОСТРИЕМ КАРАНДАША тъакъ элларг до шун цар!!!(тогда они слушаются!)" .Когда мальчики давали сдачу, девочки,довольные и плачущие подбегали ко мне и жаловались: " А и къентри 1ад ца 1а!!!!"(мальчии балуются!) и мне приходилось ругать мальчиков,хотя фактически зачинщицы были девочки,НО юридически "правда" вечно на стороне девочек,так как девочек - бить нельзя! Юридический пробел).
Одну девочку,назовем ее Марха,обидел мальчик, она стала грозиться ему: "Вот приедет мой Деваш(дядя) из Москвы,и поубивает вас всех!!! У него полный багажник оружия и он вас всех перестреляет!". Дети стали смеяться, приговаривая "Ну ты и врунишка Марха!!!". Это взбесило ее еще больше и она стала кричать: " Я не вру! Мой дядя живет в огромном доме, у него огромный бассейн!!и свой зоопарк!" ...дети смеялись еще больше...Самое интересное..Марха говорила абсолютную правду) Я знаю семью Мархи, Деваш действительно живет на Рублевке с кучей охраны,с бассейном и даже с зоопарком) . А та самая Марха приехала в Грозный недавно, а до этого "числилась" у того самого Деваша в "принцессах") Селяви. Никто бедной Мархе не верил, а та от отчаяния заплакала, теперь она была среди детей ,которые каждый "наполеон " в душе и финансовое неравенство тут не играет такой роли ,как в Москве...
Когда я шла к выходу по вестибюлю, охранник с которым я в тот день утром поцапалась) с заискивающей улыбкой подошел и пробубнил: " Извини ,что же ты не сказала, что ты жена такого-то, и сестра Элины..? " ...я пробормотала "Да,конечно же,и я погоречилась , и ты не держи зла...". А сама шла и думала "Неужели если ты жена того-то или тетя сего то,или сестра чья-то ,ты достоин нормального обращения, а если какой-то охранник не знает тебя то может спокойно нагрубить тебе и испортить настроение на весь день , да что же с нами творится...когда все изменится , куда ни посмотри грубость,бескультурье (я имею ввиду чисто вайнахский этикет,г1иллакш)
Самое интересное,я столько раз слышала по телевизору "зарплата учителей низкая....и тд" но реально меня это не трогало .. , а в этот день я шла и с таким возмущением про себя то и дело удивлялась "Да за такую зарплату,я дня бы в школе не проработала бы !!! Учительская зарплата не низкая -а мизерная!!!. Ты выкладываешь на этой работе не сколько силы физические и умственные , это само собой, на этой работе основное вложение - это духовные силы. Под конец дня чувствуешь полнейшее опустошение, потому что вкладываешь в детей душу...И вот шла я и мысленно дошла чуть ли не до ООН, поучавствовала на демонстрации в поддержку учителей,сходила в Госдуму, заявила им , что они нелюди и кинув на последок, проведите хоть один день в школе!))
Так что,ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ -ВОСХИЩАЮСЬ ВАШЕЙ ВЫДЕРЖКОЙ,И СНИМАЮ ПЕРЕД ВАМИ ШЛЯПУ!!!! Ключевые теги: школа, урок, дети, колхоз, охранник, рассказ, Как я... |
Группа: Посетители
Комментариев: 37