Уголок мусульманинаО благе указания на благие дела
Абу Мас\'уд \'Укба бин Амр аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Указавшему на благое (полагается) такая же награда, как и совершившему его». (Муслим)
|
|
|
Аккинцы кто они?, Знание чеченской истории- познавательно! |
|
|
benoevskij |
Сообщение # 101
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Цитата: кацимодо валлахъи красиво.
benoevskij, а у тебя нет инфы или ссылки на инфу, о более древней истории наших предков, откуда происхождение чеченцев?.
Десять лет назад читал книгу, писатель, кажется Одуев, точно не помню, (красная книжка),. Там была история более 1000-чи летней давности, а хотелось бы, знать более древнее о нас. Наверно и людям было бы интересно почитать. На этом форуме есть тема( о наших предках), но она не обновляется, а ты все-таки интересуешся историей, поэтому и задал тебе вопрос. Баркал.
((если не будет меня здесь, значит на работе (ночью,а днем отсыпаюсь),утром отпишусь, если будет что-то новое)). Ларамца.
Сан ваша кацимодо яр ши жайна ду вай къома хьалха хилла х1уманашах лаьцна, вай къома бух дика толлуш яздина. Дика ши киншка ю, хьай ка яллахь еша мегар ду хьун.
Уникальные данные про чеченцев в своей книге приводит специалист, ученый и исследователь З. Ибрагимова в книге "Мир чеченцев", ее книга это 1020 страниц, ссылается на многих ученых, очевидцев, военных, историков, многие данные впервые выложены, скачать книгу можно здесь на свой комп, страницы пронумерованы, очень советую прочитать:
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.
Еще одна хорошая книга Лечи Ильясова "Культура Чеченского народа", скажать на свой комп можно здесь, в ней также уникальные фотографии и др. данные:
Скачать можно по следующим ссылкам:
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.
Ссылки я прикрыл (согласно законам форума), единственно читатель н есможет их открыть, кроме участников форума).
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 102
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Всенахское Место Судилищ под Муйты-Кхиера (Мехкан Кихелл) в Акках Нахских горах Чечни
Составители: И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986
140. Место Судилищ
В незапамятные времена каждый род горцев жил отдельно, имел свои башни, свои владения, и по ним никто не мог проходить без позволения главы фамилии свободно, безопасно. Недостатка в храбрых молодцах тоже не было...
Для решения всяких спорных дел и установления условий собирались в то время наши почетные старики — представители племен ингушей, карабулаков, чеченцев, мелхастинцев и даже отдельные тушинцы и хевсуры на граничной горе Муйты-кер. Со стороны Аккинского общества на склоне этой горы есть большой плоский камень, который служил местом для главы таких совещаний, а имя его было Муйты. Предметом занятий совещаний бывало: установление цены на выкуп пленных, платы за охрану во время переходов по районам чужих племен, цен на скот и т. п.; о времени собрания члены оповещались заблаговременно. Муйты, как самому умному, опытному в делах и влиятельному человеку, предоставлялось право согласиться или отвергнуть постановление совета. Согласие он выражал взятием себя за нос и уши, а отрицание — вставанием на ноги на камне. В последнем случае представители обязывались пересмотреть вопрос снова и решить его иначе или непосредственно, или же по указанию своего главы, Муйты. Утвержденные постановления советов были обязательны для членов всех племен и исполнялись беспрекословно.
Известный Муйты-кхер Мехк Кхел ведь проходил в Чечне в Аккинских горах, а за число убитого наха платили 63 коровы , как обряд прощения, по числу коренных тейпов:
Иванов М.А. В горах между рр. Фортангой и Аргуном. Записки кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис, 1904, т.17, №1-4. С.49-50:
"Для решения всяких спорных дел и установления условий собирались в то время наши почетные старики—представители племенъ ингушей, карабулаков, чеченцев, мелхастинцев и даже отдаленные тушинцы и хевсуры пограничной горе (Муйты-кер). Со стороны Аккинского общества на склоне этой горы есть большой плоский камень, который служил как-бы трибуной для председателя таких совещаний представителей, а имя его было Муйты. Предметом занятий совещания бывало установление цены на выкуп пленных, платы за охрану во время переходов по районам чужих племен, цен на скот и т. п.; о времени собрания члены оповещались заблаговременно. Муйты, как самому умному, опытному в делах влиятельному человеку, предоставлялось право согласиться или отвергнуть постановление совета. ... Утвержденные постановления совета были обязательны для членов всех племен и исполнялись беспрекословно".
Географические местонахождение Мюьйта кхиера в Аккинских горах Чеченской республики:
А. Сулейманов Топонимия Чечни. Издательский центр "Эль-Фа", Нальчик, 1997г. Акка (Аьккха) , Микротопонимя аула Гюзана, С.48:
Аул Гюзана (Гозони) в Акки :"Муьйта кхиера (Мюьйта кхиера) «Мюйти утес (скала) камень» -высокая вершина, видимая со всех сторон, на западной стороне Позана, общественное пастбище и сенокос. С этой скалы, которая была видна со всех сторон и во всех аулах, мудрец и святой проповедник знаменитый Муьйта выкрикивал свои нравоучения, изобличал преступников и тех, кто совершал безнравственные поступки, призывал людей к благонравию, послушанию родителям, уважению к старшим и прочему"
Муйты-Кхиера считаеся самой высокой точкой в Аккинских горах Чечни.
По аккинским преданиям Муьйта был одним из древнейших предков, он был честен и справедлив, люди ходили к нему на судебные тяжбы. Предания говорят, что он жил когда на земле было мало людей. Постепенно, после его смерти личное имя Муьти стало обозначать судебную должность.
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 103
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
1) Леча Ильясов Исторические области Чечни, глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал Чеченское общество Сегодня No 1(17), Москва 2008. С. 18:
Акки — горная часть Чечни, граничащая на юге с Кей, на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой, на севере – с районами чеченского общества Орстхой. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итиркале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.
2) Пояснительная записка от к.ф.н. Балашовой О.Б. "История горных аккинцев верховьев реки Гехи из Лам-Акки" :
Немногие историки обращают внимание на свидетельства о существовании весьма большой территории Аккинского общества, которая охватывала не только с.Акки с прилегающими аулами и хуторами, но и все Аккинское ущелье, Галанчожскую котловину и даже поселения, расположенные вдоль р.Гехи у места слияния двух ее притоков – р.Акки-хи и р.Осу-хи.
3)
Рис. Аккинское общество в 60-х годах XIX в, Горная Чечня.
Рукопись карты хранится в Центральном архиве Тбилиси (Грузия). На карту также ссылается Н.Г. Волкова в своей работе "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974, с. 191.
Аулы Аккинского общества согласно карте: Бончи, Терхой, Ялхарой, Н. Ялхарой, Б. Таалы, Велах, Б. Амхо, Мазырк, Кербичи, Итыркалехо, Ахбос, Б. Карбето, Озми-кале, Кортхо, Ваучи, Эселышик, Керете.
4) Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Изд-во «Наука». Главная ред. восточной лит-ры. М., 1973, с. 172: «В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор.
__________________________
а) Взято отсюда: Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 год. Выпуск третий. Издание Терского областного статистического комитета под редакцией секретаря комитета Г. А. Вертепова. Книга вторая Владикавказ. Типография Терского Областного Правления. 1893:
В одном из этихъ аулов Ичкерии, а именно Гуни, последним принял мусульманство один из знатнейших чеченских тохумов (фамилий) не далее, как в половине ХVШ столетия.**) «Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи (чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане.*) Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь.**) Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное. // Стр. 45
В Аккинском обществе горной Чечни до сих пор извест- // Стр. 99
тно лишь одно место поклонения жителей этого общества. Это— святилище возле селения Галанчодж, посвященное богу Мизр. По преданию, оно построено лет 400—500 тому назадъ. Ипполитов говорит, что это здание служило церковью и даже монастырем для чеченцев, ингушей, тушин п т. д.. Но проф. Миллеръ, посетивший его в 1886 г., высказывает сомнение насчет пригодности его для этой цели и считает обыкновенным языческим святилищем, куда ингуши ходили прежде молиться и совершать жертвоприношения стоявшему там идолу. На следы культуры, бывшей на этоме месте, указывает искусственно разведенная роща у озера. Эта роща и теперь еще считается неприкосновенной и никто не смеетъ рубить ее. // Стр. 100
Отсутствие морей и больших рек в земле чеченцев не могло способствовать возникновению у них культа богини моря. Но в горной Чечне, в Аккинском обществе, у сел. Галанчодж, находится небольшое озеро; и вот при этом благоприятном условии у чеченцев немедленно возникает представление о духе озера, которого они высоко чтут. Поэтический миф о возникновении озера Галанчодж и культа духа озера записан В. Миллером. Близ аула Ялхарой, говоритъ предание, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды мать с дочерью отправились на берег его и по неразумию стали мыть грязные пеленки в его хрустальной воде. Разгневанный дух озера обратил за это обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амка. Но и озеро не хотело оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж, оставивъ след в виде громадной выемки, и спустился внизъ почти с отвесной высоты. Затем бык подошел к тому месту где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки. Местные жители запрягли его в плуг. Когда он вел первую борозду,—в ней выступила грязь; при второй— // Стр. 114
стало еще мокрой; при третьей—из земли выступила вода, при четвертой борозде—вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей. Бык исчез в волнах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро внушает суеверный страх туземцам: они считают его бездонным и не пьют его воду. // Стр. 115
_________________
б) Взято отсюда: Источник: Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями императорского Московского Археологического Общества, снаряженные на высочайшие дарованные средства. Выпуск I под редакцией графини Уваровой. Москва. Типография А.Н. Мамонтовоа и К, Леонтьевский переулок, № 5. 1888. Терская область. Археологическая экскурсия. д. ч. Всев. Миллера:
При посещении аула Галанчож, расположеннго близ озера того-же имени, нами руководила мысль отыскать и изследовать остатки монастыря, о котором встречаются сведения в литератур. Так, в статье г. Ипполитова*) помещено следующее известие: „В Акинском обществе близ аула Галанчож, на горе у озера, находятся развалины, о которых ходит следующее предание: лет за 400 или 500 какие-то вооруженные фиренги (т. е. европейцы) пришли к озеру и построили на горе монастырь, который окружили каменной стеною. Фиренги эти жили долго в ладу с туземцами, которых они приглашали в монастырь и учили христианской религии; но фиренги же первые подали повод к ссоре: похищая и насилуя туземок, они восстановили против себя туземцев, которые после упорной борьбы прогнали фиренгов и монастырь их разрушили". Заинтересованные этим известием, мы, подъезжая к озеру Галанчожу, с особенным вниманием смотрели на развалины, виднеющиеся высоко на вершин почти остроконечной горы. Однако ближайшие исследования не оправдали наших ожиданий. Въехав на вершину горы, мы увидали небольшое прямоугольное полуразрушенное здание, в 8 метров длины и 21/2 м. ширины; стены возвышаются на 31/2 метра, крыша провалилась и внутренность засыпана камнями почти на высоту метра. Ближайший осмотр развалин // Стр. 21
убедил нас, что это сооружение не носило никаких признаков христиажской церкви а темъ менее монастыря. На восточной стороне на высоте 11/2 метра отъ земли виднеется окно, высотою в 1 м. 7 с, шириною в 78 с. Западная стена, лучше других сохранившаяся, была глухая. Вход можно предположить либо в северной, либо в южной стене, которая рухнула, так что представляет лишь кучу камней. Здание окружено каменной оградой, в которой заметны двое ворот с арками, одни на северозападе, другие на юговостоке.
Рис.36. План святилища Мизр-богу и ограды.
Едва-ли можно сомневаться в том, что описанное здание носило священный характер; высокое положение на горе, ограда, народная традиция, которая утверждает, что предки нынешняго населения ходили к Мизр-бог (так называется эта руина) на поклонение и резали баранов, принося их в жертву будто-бы стоявшему там „идолу"—все это убеждает нас в том, что перед нами древнее святилище. Но, с другой стороны, к описанной развалине не может быть приурочено сообщаемое г. Ипполитовым предание о монастыре, будто бы построенном фиренгами. На горе, где возвышаются руины, нет воды—первого условия для жилья, да и размеры постройки не соответствуют понятию о монастыре. Расспросы в ауле Галанчож вообще не подтвердили легенды о фиренгах; о монастыр, будто-бы ими основанном, ничего не знали местные жители. Кроме Мизр-бог, нет близ озера никаких развалин, в которых можно было-бы признать остатки христианской церкви или монастыря, так что мы пришли к убеждению, что всякие следы такого здания (если оно вообще существовало) стерты с лица земли. Туземцы говорили нам, что около // Стр. 22
озера было некогда небольшое святилище, где в известное время года резали баранов. Затем на следы культуры, некогда окружавшей озеро, ныне совсем заброшенное, указывает небольшая роща, сохранившаяся на его пустынном берегу. Так как нигде в окрестностях не видно деревьев, вследствие высокого положения Галанчожа и характера горы, то нет никакого сомнения, что роща была посажена рукою человека. Говорят, что прежде она окружала все небольшое озеро, не превышающее 1/4 версты в диаметре. На деревья рощи смотрят до сих пор как на священные и боятся их истреблят, несмотря на крайнюю скудость в топливе, за которым ходят верст за 5 от аула на вершину почти отвесной скалы.
Рие. 37. Окно в святилище Мвзр-бог.
Заключая этим наш отчет о христианских древностях исследуемой нами области, считаем не лишним привести любопытную, записанную нами на месте, народную легенду, которая объясняет появление озера Галанчожа.
Близ аула Ялхарой, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды одна мать с дочерью отправились на берег озера и по неразумию стали мыть грязныя пеленки в его хрустальной воде. Дух озера, за это осквернение, обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амка. Но и озеро не хотело больше оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж, оставив громадную выемку как следы своего хода*), и спустилось вниз почти с отвесной вы-
-*) Эту выемку в скале нам показали из аула // Стр. 23
соты. Затем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки. Толпа людей, занятых полевой работой, увидев быка, подошла к нему; все дивились его росту и заспорили между собою; одни говорили: давайте, впряжем быка в плуг; другие говорили: нет, не трогайте его, это божий бык. Однако голоса тех, которые хотели запрячь быка, пересилили, и божий бык был подведен под армо. Когда он вел первую борозду,—в ней выступила грязь; при второй борозде стало еще мокрой; при третьей—из земли выступила уже вода, а при четвертой—вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей, запрягших чуднаого быка, который затем исчез в водах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро продолжает внушать суеверный страх туземцам: они считают его бездонным, не пьют его воду и призывали его в клятвах до появления мусульманства в этих местахъ. Вид озера Галанчож представлен на таблице II. // Стр. 24
Заметим, что около аула Воуги лежит в развалинах каш еще более грандиозных размеров, с открытой поминальной камерой, с отделениями, разделенными правильными арками, но жители частью разобрали его, пользуясь его плитами для постройки мечети, так что о первоназальном виде этого могильного памятника нельзя себе составить ясного понятия. Вообще современные Ингуши и Чеченцы, как ревностные мусульмане, не дорожат могилами своих языческих предков, хотя и относятся к этим сооружениям с суеверным страхом. Мы не встречали сопротивления, когда ворошили в кашах костяки и вынимали вещи, до которых туземцы из стариков боялись дотрогиваться руками. // Стр. 28
___________
в) «...в Аккинских горах все башни, служившие убежищем абрекам и людям, вообще преследуемым прaвитeльствoм, были взорваны русским отрядом в 1860 году. От них остались одни лишь развалины...»// Кавказ: история,народы, культура, религии. – М.,2007. – С.228
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 104
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. ⎯ Грозный: Книга, 1991.
Глухим отзвуком доносят до нас предания, что в горные ущелья заносило и европейских, католических миссионеров. А. Ипполитов пересказывает предание о «церкви» при священном озере Галанчеж в Аккинском обществе.
Некогда, лет 400 назад, вооруженные фиренги (европейцы) из Галгаевского общества пришли в эти места и построили церковь для местных горных племен чеченцев, ингушей, тушин. На моле- // стр. 12
ние к ней ходили из Грузии. Все шло мирно, но пришельцы начали теснить горские племена. Они были вынуждены объединиться, выступить против миссионеров и принудить их уйти из этих мест. Ипполитов считает, что этими пришельцами могли быть венецианцы или генуэзцы, имевшие колонии по Черноморью. В предании указано, что миссионеры пришли из Галгаевского общества, христианское влияние на которое, по всем данным, было первичным, что на моление ходили и грузинские племена, ... .
В записи другого автора, М. Тусикова, дается уточнение, что ограда вокруг церкви имела четверо ворот для тушин, галгаевцев, чеченцев и местных племен, также сообщается, что пришельцами была посажена рощица у озера ³⁰ (³⁰ Тусиков М. Ингушетия. Экономический очерк. Владикавказ, 1926. С. 11). Гадая относительно этнической принадлежности миссионеров, можно уверенне делать вывод: под религиозной эгидой была попытка объединить все вайнахские племена и родственных им тушинов. Но вновь возникает вопрос: зачем это нужно было пришельцам? Ведь именно эти племена объединенными силами разгромили миссионеров. Скорее всего, перед ними стояли (*запрещенное слово! Читай правила!!!!*)еские и экономические задачи, ради которых миссионеры пытались втянуть в орбиту своего влияния все окрестное население. // стр. 13
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 105
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Скопировано с сайта ...Читая электронную библиотеку российского фонда наткнулся в книге на следующую легенду про шейха Берса, в ней упомянуты его родственники по отцу, которые из за кровной мести покинули Курчалой и ушлу в горы к племени аккинцев.
168. О шейхе Берсе// Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. - Грозный: Книга, 1991.
168. О шейхе Берсе
Вблизи села Нижний Курчалой, что в Веденском районе, есть место, которое называется Юртачо. Там еще до принятия Ислама было село. И сейчас там из разрушенных кладбищ выпадают кости.
На этом заброшенном сегодня месте жил горец, у которого было пятеро детей. Мать их умерла, и через какое то время отец женился во второй раз. Через год она родила сына. Он с детства отличался необыкновенной силой, за что его не любили братья по отцу. Но мальчик рос и стал сильным и пригожим юношей.
В селении Гуной жили богатые и родовитые люди. Среди гуноевцев был один мужчина, у которого рождались одни девочки. Это его очень огорчало, - ведь не было у него наследника. Но вот // стр. 195
жена забеременела. Бывшие в гостях у того гуноевца друзья это заметили и сказали: «Если родится наследник, то самую лучшую красавицу из гунойцев отдадут тому, кто победит в соревновании по вытаскиванию барана из ямы». А игра эта была такая: рыли яму и в нее клали связанного барана. Его рога не должны были высовываться выше уровня земли, а юноши должны были на скаку, прямо из седла наклониться и вытащить барана из ямы.
Родился мальчи, и гунойцы разослали гонцов по всем окрестным селам с извещением о предстоящих соревнованиях, победителю которых достанется самая лучшая красавица. На пиршество и соревнование собралось много народа. Многие юноши пытались вытащить из ямы барана, но ничего у них не получалось. Тогда юноша, который был рожден от второго брака, решил принять участие в соревновании, но братья по отцу отговаривали его, говоря что он не победит, а только опозорит их род. Но юноша стоял на своем, выпил чашу вина и поскакал. Он схватил за рог барана и дернул, но баран оказался столь тучным, что его род отломился. Юноше была разрешена еще одна попытка. В это время сидевшая невдалеке красавица, которой юноша понравился и победу которому она желала, сказала: «Почему этого барана не схватят за то место, за которое обычно хватает волк?»
Юноша понял ее намек. Поскалал он во второй раз, схватил барана за шею и вытащил его. Гуноевцам его победа не понравилась, потому что они считали юношу из слабого рода, который им неровня. Но слову своему они изменить не могли, поэтому сказали: «Мы обещали за победителя выдать нашу красавицу, но мы не обещали, что будем соблюдать родство ».
Молодая чета жила в мире и согласии. Братья, а с ними и младший, ходили на охоту в горной местности Тиеха. Однажды там старшие братья убили младшего, потому что зависти их не было границ. Вернулись братья с охоты и ничего не сказали невестке. Она посчитала нескромным спрашивать. Но прошло два, три дня и она, почувствовав что-то неладное, спросила о своем муже. Братья-злодеи ответили: «Не твое это дело, собирайся и уходи к своим родителям». Поняла она, что братья его убили, и сказала: «Я ухожу. Если у меня родится дочь, она будет всю жизнь в слезах молить Бога, чтобы Он покарал вас. Если же у меня родится сын, то он отомстит вам за смерть своего отца». Она
пошла. Тут братья начали сговариваться убить ее, но один из них сказал, что это пустые угрозы, на которые не стоит обращать внимания.
Вернувшись к родителям, женщина вскоре родила мальчика, которого назвали Берса. С детства сверстники не давали ему покоя, при случае намекая ему на убитого отца. Мальчик приходил домой и старался узнать у матери правду, но она не говорила. Но когда мальчик стал юношей, он потребовал под угрозой смерт- // стр. 196
ти, чтобы мать сказала правду об отце. Она ему все без утайки и рассказала.
Взял Берса с собою мать, и они ушли в Курчалой. На его окраине, где обычно люди собирались на посиделки, он остановился и начал пускать длинные стрелы во двор своих дядей. Они почувствовали что-то неладное, вбили во дворе кол в рост человека и повесили на него бурку. Утром они увидели, стрелы ее пронзили и воткнулись в землю. Дядья Берса поняли, что мститель вырос и вместе со своими ближайшими родственниками тайно ушли в горы к племени аккинцев. Невиновные в смерти отца Берсы остались. Невиновные в смерти отца Берсы остались, но перешли жить повыше, туда, где теперь находится Верхний Курчалой.
Берса со своей матерью поселился жить на родовой земле. Жили они какое-то время, и Берса сдружился с одним мужчиной из селения Цонтарой и стал ухаживать за девицей из рода Беной. В это время от арабов пришел Абумуслим, чтобы распространять среди нас Ислам.
Тем временем Берса и его цонтароевский друг пошли в гости к бенойцам и вели приятную беседу с девушкой, за которой Берса ухаживал. И вдруг Берса краем уха услышал беседу женщин, которые стояли на веранде. Одна из них сказала: «Наш будущий зятек тут веселиться, а наши стада угоняют». Берса извинился перед невесткой и ее подругам, вывел своего друга цонтороевца, и они поскакали вдогонку. У бенойцев скот угнали из-за того, что бенойцы не хотели принять Ислам. А предводитель угонявших табуны был ревностным распространителем Ислама. Предводитель узнал, что Берса с другом догоняют их, и повелел допустить их к себе Берсу.
Поприветствовали они друг друга, и предводитель поинтересовался, зачем они его преследуют. Берса ответил, что он беноевский зять и не позволит угонять их стада. Предводитель сказал, что стада они не вернут, потому что они уведены в наказание безбожникам бенойцам. Поняв, что миром дело не кончится, Берса выхватил саблю и снес голову предводителю. Падая, голова успела произнести: «Данное Богом благослование и саблю я отдаю Берсе».
В ту ночь Берса стал шейхом, а утром он обнаружил под подушкою саблю того предводителя и Коран. Хотя никто Берсу не обучал арабскому языку и чтению, он сразу же свободно стал читать и понимать Коран. Он понял, что стал богоизбранным и стал ревностным распространителем Ислама. Первым в новую религию он обратил своего друга цонтаройца. Потом он начал обращать в Ислам свою мать, но она недоверчиво отнеслась ко всему, что говорил Берса, и наконец сказала: «Если на тебе миссия распространить Ислам, то каким-нибудь поступком покажи свою богоизбранность». Между ним и матерью лежал большой камень. Он сказал: «Смо- // стр. 197
три!» и ударил ногою о камень и оставил на нем глубокий след своей ноги. Это поразило мать, и она стала ревностной мусульманкой. А камень со следом Берсы и сейчас имеется.
С тех пор Берсу стали называть шейхом. Он стал первым чеченским проповедником Ислама.
В Гуное есть место, которое называется «Место, где опрокинули котел». Это место связывают с Берсой. А было вот что. Берса везде распространял Ислам, и наконец из чеченцев последними, еще не принявшими Ислам, оказались гуноевцы, из рода которых была его жена. А почему так произошло? Потому что Берса, как зять гуноевцев, держал себя по отношению к ним подобострастно, уважительно. Тогда его жена пошла к своим родственникам и сказала им: «Он как зять не хочет понуждать вас и вообще ведет себя, согласно нашим обычаям, стеснительно, но вы должны это оценить и принять веру, которую он проповедует». Ее отец тогда сказал: «У меня есть свинина, и я ее съем до того, как сюда явится Берса. Скажи ему, пусть приходит учить нас новой вере». После этих слов гуноевец вошел в дом, где у него над очагом варился котел со свининой. Вошел и увидел сидящего Берсу, а перед ним опрокинутый котел. Гуноевцы поняли, что Берса является шейхом, и многие приняли Ислам, но были и те, кто принимать Ислам не желал. Они переселились на Терек и там смешались с казаками. Среди них много потомков от чеченцев.
У Берсы были сыновья Турлов и Арсемик. От них пошло большое потомство. В местности, где проживали гуноевцы, есть гора, носящая имя Берсы. Похоронен он в Курчалое, где и сейчас есть его могила. // стр. 198
Источник, согласно И. Дахкильгову: 168. О шейхе Берсе. Курчалой, Алаудин Яхъяев, 80 лет. В 1978 г. зап. Вахид-Сайдул Алиев (из потомков Берсы).
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 106
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Язычество в древней Чечне
[QUOTE]В 1986 году в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник < богини > < Тушоли > - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита.
Научную ценность представляет открытая несколько лет назад стилизованная каменная статуя XI - XIII вв. в районе высокогорного оз. Галанчож, посвященная богине плодородия Тушоли. Высеченная из огромного скального валуна, она достигает в высоту 4,5 м и весит около 2 тонн.Тушоли, олицетворявшая, по религиозным воззрениям чеченцев,образ великой "матери людей" и покровительствовавшая плодородию, на протяжении многих веков пользовалась особым почитанием, прежде всего у женщин. Они называли ее Дэла йо!
Тушоли (в буквальном переводе - "божья дочь Тушоли") и вымаливали у нее сыновей. О опулярности данного культа свидетельствуют также многочисленные святилища этого божества, разбросанные по всей горной части Чечни. Ежегодно весной отмечался праздник в честь Тушоли в месяц "Тушоли бут" (апрель), когда прилетала "священная" птица удод ("Тушоли котам") и впервые стада выгонялись на летние пастбища. "...Сама скульптура представляет заметный интерес. Это по-настоящему серьезная работа древнего ваятеля, которая не может не вызвать уважение к себе и нашего современника.
Нижняя часть обнаруженной статуи носит следы многочисленных сколов: по бытовавшим у чеченцев в прошлом поверьям, кусочки, отколотые от нее, обладали якобы целебными свойствами. Их часто носили на шее бездетные женщины".
Рис. 9 Женские головные уборы 1,2 — парадные головные уборы «кур-харс» из надземного склепа у с. Фалхан(аккинцы из Горной Чечни) (вид сбоку и прямо; 3 — предполагаемый головной убор позднебронзового века из могильника у с. Харачой (потомки нарт-орстхой и нашхойца по имени Бики) (по М. М. Герасимову); 4 — реконструируемый головной убор из Нестеровского могильника(нашхой, аккинцы, орстхой) V в. до н. э. (по М. М. Герасимову); S — нахский «кур-харс» XV—XVII вв.
8. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
В 1986 г. в Аккинском ущелье был открыт неизвестный доселе памятник богини Тушоли - грубая скульптура, выполненная из цельного каменного монолита. (Расы и народы, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Наука, 2006, с. 35)
[/QUOTE]
Тушоли
Тушоли, у ингушей и чеченцев богиня плодородия, заступница людей перед своим отцом Дяла. В системе более ранних верований Т. занимала господствующее положение, её просили о здоровом потомстве, об обильном урожае, умножении скота. Т.- единственное у чеченцев и ингушей божество, которое имело изображение: деревянная (ранее - серебряная) поясная скульптура женщины со слезой на щеке (согласно поверью, слезы Т. были вызваны попыткой Ерда её ...). В честь Т. устраивались праздники, её именем в ингушском календаре назывался месяц (апрель), когда начиналась пахота и выгонялся скот на пастбища. Священная птица Т.- удод. В дальнейшем Т. оставалась главным образом объектом поклонения бездетных женщин.
Источники:
Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 107
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Чеченцы (исторический обзор). Сайд-Магомед Хасиев (Грозный, Чеченская Республика):
...В Чечню входят следующие 11 обществ: 1. Аьккхи; 2. Нохчмахкхой; 3. Ч1ебарлой; 4. М1айстой; 5. Т1ерлой; 6. Шарой; 7. Шотой; 8. Нашхой; 9. Маьлхистой; 10. Галай; 11. Ламаьккхи. Самозвание чеченцев - нохчий//нахчой. ...
... Без должной увязки с конкретным местом остаются: царство Пилкъар давший, по легенде Древнему Египту царствующую семью, река Зорхи (Зорх - букв, человеческий желудок). Имеют они между с собой какую-либо связь. (Один из колен горных Аккинцев - Мержой, говорит: "Мы с р. Зор пришедшие черные мержой").
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 108
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
18. АКБЕРГ
Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
рис. Вийлах
Втсочайшие указы:
Высочайшими Именными Указами, данными Капитулу Российских Императорских и Царских Орденов, Всемилостивейшее пожалованы кавалерами ордена Св. Анны нижеследующие лица:
Мая в 24-й день- в воздаяние за отличное мужество и храбрость, оказанные 7 сентября прошлого года, при покорении враждебного Акинского аула Веурхо,-знаками ордена Св. Анны третьей степени с бантом для мусульман установленными: ...рановского общества, деревни Мартазановой, Прапорщик Дошлуко Г.......в и четвертой степени с надписью”за храбрость”, ............ общества, деревни Карт, Прапорщик Джанчора Беккузаруков.
(Газета “Кавказ”.1849, №27, суббота 2 июля.)
[QUOTE=duki1977;277623]Полубоевая башня в Кей
[/QUOTE]
18. АКБЕРГ
... У Акберга было четыре сына. «Ты отважен в бою», — сказал он сыну Кей и поселил его на высоком месте, на горе. «А ты мирный человек», — сказал он сыну Итару и поселил его внизу, в ущелье. Сыновей же Зингала и Войгу он поселил между ними. От этих четырех сыновей пошли Зингаловы, Войговы, Кейцы и Итар-калахойцы. Место, где стоят их башенные аулы, называется Аккой.
Меду, живущему в ауле Кей, захотелось стать князем. У него было три брата. Однажды Мед сказал им:
— У нас, как и у других народов, должен быть свой князь, и это не нарушит братское родство. Давайте будем считать меня за князя.
—Нет, — ответили братья, — сейчас-то, может, мы и не поссоримся, но со временем твое потомство будет кичиться перед нашим потомством, говоря, что мы, мол, княжеского рода, а вы - рабы. Нет, из нас никто не будет князем. ...
(Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 109
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Во время поездки по Горной Чечне К.Н. Россиков в Аккинской котловине и долине Шаро-Аргуна обнаружил степных животных (черноватых и обыкновенных хомяков, полевок). // З.Х. Ибрагимова «Горцы», Москва, "Пробел-2000", 2010, с. 198
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 110
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Далхан Хажаев «Чеченцы в русско-кавказской войне». Грозный, издательство "Седа", 1998:
ДУДАРОВ — наиб в Галашках. По-видимому, осетинский (тагаурский) алдар Кази- Магомет Дударов, в апреле 1846 г. перешедший на сторону Шамиля. // стр. 171
На сторону Шамиля перешел тагаурский алдар Кази-Магомед Дударов, живший со своим аулом в Малой Кабарде.// стр. 157
Тревога охватила Владикавказский военный округ. И для нее имелись серьезные основания. 14 апреля были получены
сведения о сборе в аккинском обществе отряда, // стр. 153
который, по мнению лазутчиков, намеревался через село Цори проникнуть в галгаевское общество и затем в Джейрахское ущелье.
15 апреля вечером сильный чечено-дагестанский отряд под руководством наиба Чеберлоя и Шубута (Шатой) Нур-Али-муллы вступил в село Гуль аккинского общества горной Чечни и двинулся к селу Цори с намерением поднять против русских галгаевское и джейрахо-мецхальское общества и, прорвавшись через Джейрахское ущелье, занять Военно-Грузинскую дорогу. // стр 154
Было сожжено и разрушено множество аулов и башен (в Джейрахском ущелье — Калмыкау, Великау, Обинь, Сувань и другие; затем в Ассиновском ущелье, несмотря на упорное сопротивление горных ингушей и подошедших к ним на помощь горских чеченцев — аккинцев, также были уничтожены несколько аулов). // стр. 72
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 111
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Леча Ильясов «Культура чеченского народа». М., 2009:
Дороги и перевальные пути в ущелье Акки-Мохк контролировались башенны-ми укреплениями Мизир-гала, Гажа-гала, Девнечу, Итир-Кале. Подступы к Акки с юга и запада были защищены селениями Воуги и Хаге. // стр. 234
Во-вторых, Акки, как и Терлой, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них — знамени-том строителе башен Дисхи. // стр. 189
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 112
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Ш.Б. Ахмадов «Чечня и Ингушетия в - в начале века». Монография. - Элиста: АПП «Джангар», 2002:
В частности, он отмечает, что парадный головной убор "курхарс" носили только богатые женщины. "Курхарс" надевали женщины на голову так, что его конец приходился на лицевую сторону. "Спускаясь на затылок плотным прямоугольником, расшитым шелком, "курхарс" закреплялся на шее лентами". Богатая отделка говорит о принадлежности его людям только состоятельным, богатым.82 // стр. 133
Иностранный исследователь Ю. Клапрот, побывавший в самом начале XIX веке в Чечне и Ингушетии, заметил, что вайнахские женщины шьют в качестве женского головного убора шапки, очень похожие на шапки черкешенок и носят их только чеченские девушки.76// Стр. 132
Автор считает, что поскольку чеченцы, как «многолюднейшее колено» занимает большую половину так называемых кистинских земель и по сходству языка имеют много общего с ингушами, то условно можно разделить всю «Кистинскую область» на две части: на одной части территории, обитаемой кистами, автор называет ингушей, карабулаков и другие общества, а на другой, называемой Чеченской областью, по мнению С. Бронев- ского, проживали сугубо чеченцы.10 // 213
В рассматриваемое время существуют и другие материалы, которые также подтверждают о постепенном продвижении аккинцев с запада на восток. Так, например, жители с. Кербите, расположенного в Джераховском ущелье рядом с сел. Эрзи, считают себя выходцами из Кербите, ранее живших в горах, в Аккинском обществе, в селе с таким же названием. В обществе Акки существовало село Озьми, известное в XIX // стр. 223
веке в нижнем течении р. Армхи. Жители сел. Фалхан (правобережье р. Армхи) считают себя аккинцами по происхождению. Орстхойцам-хаккоевцам (ср. - Хакки - Кочи-юрт, район Алкуна), переселившимся с р. Ассы в начале XIX в., принадлежало сел. Цогуной на р. Аргун, расположенное на месте сел. Шотой. В Шотоевском обществе проживает тайп Хаккой, который насчитьшает около 100 хозяйств. Из общества Щечеахк, далеко на восток к Шаро-Аргуну продвинулись це- чоевцы (орстхой) и образовали здесь сел. Пхьамат. Предста-вители этого общества (тайпа), хотя и считаются чеченцами, но по сей день называют себя орстхой.49 //стр. 224
Горное общество Акки в рассматриваемое время граничило на юге с обществом Кей, на западе - с Мержой (Орстхой), на северо- востоке - с Галой, на востоке - с Нашха. Аьккхинцы делятся на лам- аьккхий (горные) и арана-аьккхий (равнинные) или карабулаки (горная речка) от кумыкского слова «кхара-булакх». Карабулаков на востоке Чечни и в Дагестане знают как ауховцев. Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли «балой». (ср. Балой-лам. Балой- гора). Орстхойцы считают аккинцев своими предками. Духовным и (*запрещенное слово! Читай правила!!!!*)еским центром общества Аьккха (Аккха) являлось село Аьккха, расположенное на юге-восточном склоне горы Морд-лам, на левом берегу реки Осу-хи.97
Общество Аьккха в рассматриваемое время состояло из 11 населенных пунктов (аулов), представлявших каждый в отдельности места компактного проживания представителей того или иного тайпа, некъе или, гара, входивших в состав аккинского общества. Название сел (аулов) соответствовало наименованию конкретного тайпа (общества). Следующие чеченские аулы составляли аккнское общество - Кей-Мехка, Ткъуйистие, В1оьга, Хьахильгие, Позана, Оьрзумие-Кхелли, Тишли, Хьаьгие, Иттар-кхели, Зингала, Бийци.98
Таким образом, в рассматриваемое время Чечня и Ингушетия оставались (*запрещенное слово! Читай правила!!!!*)ески раздробленными. На равнинной территории существовали феодальные (*запрещенное слово! Читай правила!!!!*)еские образования с соответствующими надстройками. Здесь находились княжества и феодальные владения. В горных же районах шел процесс формирования феодальных отношений. Здесь вайнахи продолжали в большинстве своем группироваться по «вольным» сельским обществам или союзам сельских обществ, которые управлялись изолированно друг от друга административные объединения. // стр 234
Такими союзами обществ или территориальными объединениями в рассматриваемое время в горах Чечни и Ингушетии являлись Чеберлой, Шотой (Шубуты), Ч1аьнтий, Нашха, Аьккхи, Маьлхи, Джерах, Цори, Галгай, Фяппий и т. д.22 // стр 268
Дореволюционный исследователь Евг. Максимов отмечает, что у чеченцев и ингушей до середины XIX века господствовала общинно-передельная форма землевладения. Он, в частности, используя опубликованный вариант древнего вай нахского предания о переселении аккинцев с гор на равнины, пишет: "Переселенцы (чеченцы) с благоговением приняли от Бога эти места по праву первого завладения. Первым делом старики сели и, обдумавши все, постановили правила, которые, как завет, перешли до нашего поколения. Относительно владения землей постановлено было так: пастбищные горы, берега рек, выгоны объявлены были общими, неделимыми (юкъара меттиг); все места, не покрытые лесом (в лесной полосе), разделить на разные части и разобрать для пахоты и покосов на один год, а затем ежегодно делить их по жребию, по числу дымов, эти земли будут общественные-делимые // стр. 85
(куп)." // стр. 86
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 113
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Это имена предков аккинцев, рассказаны стариком Медовым в 1992:
Воаккхапул, Воаккхал, Оьрзми, Оршми, Оьршми, Аршах, Аьрш, Аьршах, Бяьре, Солса Бяьре, Сескан Бяьре, Арштхо, Эти, Эрштхо, Галках, Тох, Тог, Цича, Аькбярг, Аькхе, Аьхо, Аьгомир, Аькхмир, Уди, Ади, Уддин, Итар, Иту, Вовг, Нахчмед, Мед, Дад, Wаб/Ваб, Дуд, Дид, Дюьрд, Доьрд, Дудар, Газик (некоторые говорят Казик), Эьрзи, Гарч, Чопай-Гарач, Наш, Ерди, Мерд, Акхамерд, Акхмед, Сиккам, Гил, Муьйт, Валарг, Донг, Зунг, Янд, Яндик, Ашлакх, Тут, Ларс, Лорс, Кий, Зинг, Фатиинг/Хаттинг и т.д.
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 114
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Горная местность Нашха относится к Галанчожскому району Чечни, и здесь традиционно проживают носители галанчожского диалекта, представители тукхумов или тайпов – Орстхой, Нашхой, Аьккхий, Кей, Галай, Ялхарой, Мелхий. По утверждению средневекового автора, наибольшую преданность христианству в XV столетии сохраняли священники из Нашхи и горной Акии. Делая экскурс в прошлое и дополняя имеющиеся у нас данные собственным полевым материалом, авторы также намерены акцентировать внимание на указанной географической точке. Забегая вперёд, стоит заметить, что не следует путать аккинцев Галанчожского района (так называемых «Лам-Аьккхий») с аккинцами из Ауха, включающих в свой состав множество чеченских тайпов и представляющих собой отдельный тукхум (т.н. «Арара-Аьккхий»), история, география и языковые особенности которого несколько отличаются от первых.
По мнению авторов статьи, подтверждением верности тезиса Аздина Вазара о приверженности христианству современных ему горных аккинцев (равно как и некоторых других категорий нахов) является явно немусульманская традиция, до сих пор даже бытующая у некоторой части представителей родственных между собой обществ (тайпов) Галай, Аьккхий и Кей: в день православной Пасхи считалось обязательным выйти из дома и сделать вокруг него три круга. По-видимому, эта троичность означает Троицу. Скорей всего этот ритуал символизировал один из главных обрядов православия – Крестный ход в Пасхальную ночь. Подтверждением данного предположения можно считать старинное чеченское восклицание «Iаллейлайя» (то же, что и библейское «аллилуйя»), а также поговорку галанчожских чеченцев, связанную, по-видимому, с доИсламской эпохой: «Делин кхо цIе ю» («У Бога – три имени»). В Пасхальный день категорически воспрещалось быть голодными, и хозяину семейства надлежало ранним утром будить всех своих домочадцев и досыта накормить их «жирной» пищей («хьена кхача»). Кстати, память об этом ритуале сохранилась даже у тех представителей близкородственного горным аккинцам тайпа Кей, которые на протяжении столетий проживают в селе Кень-Юрт (по-чеченски – Галане) Надтеречного района, и давно утратили связь с территорией и диалектом своих предков.
На наш взгляд, акцент на представителей галанчожского диалекта, как на одних из наиболее преемственных потомков алан, Аздином Вазаром сделан правильно. ...
...Что же касается алан, историки отмечают, что они презирали старость и стариков, так как считали, что дожить до преклонных лет, спрятаться от опасностей и не погибнуть в боях в поисках славы – является признаком трусости. Нечто подобное мы обнаруживаем и в психологии некоторых носителей галанчожского диалекта. У мелхистинцев, к примеру, считалось почётным иметь шрамы на лице. До недавних пор даже у женщин бытовала традиция проявлять презрение к старческому возрасту: «Окажись он настоящим мужчиной, то давно бы погиб в какой-нибудь заварухе!» Сохранилось также причитание по усопшему следующего содержания: «О, если бы ты не умер, а был убит, чтобы мы отомстили за тебя!» Возможно, по этой причине у их ближайших соседей – ингушей, – сохранилась поговорка: «Да убережёт нас Господь от кровной мести с мелхистинцами!». //При написании настоящей статьи авторы использовали полевой материал, предоставленный им следующими информаторами: Мусаева (Эдилова) Б.Х., Махаджиева З.А., Сумбулатов М.А., Кадиев Р.А., Асхабов И.А., Батаев В.Б. и др.
Зелимхан Мусаев, Ислам ХАТУЕВ,
(Журнал «Нана», № 6, 2008 г.)
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 115
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Воккхалпул был князем (здесь означает эла, т.е. из благородного рода) и жил в башне. Его жена была из очень богатой семьи из аула Вовге (рассказал Чергизов Исмаил в 1969 г.).
Согласно некоторым преданиям горный аккинец Вокал (Воккхала) вел свое происхождение от Вокапули (Воккхапула). Родом Вокал был из горного Чечни аула Туэст (ТIуэст), он также имел родовой надел в ауле Вовге (ВIовге/WIоуе). Как свидельствуют источники- 5 аккинских башенных аулов: Нашхой (аул Нашхой), Туест, Вовга, Орзми, Гилл в горной Чечне бывшего Галанчожского района в древние времена составляли область Ахо/Акку (Аьккхах, Аькхе, Аьха, ДIаха). В свою очередь с естественным увеличением населения люди расселялись в западном и восточном направлениях. Сама же область Акка была частью бывшей горной области Ламехи (Ломаха, Ламаькха, Аьккхийн-лам). Аккинцы до сих пор скрывают место захоронения Воккала, его другом был другой аккинец по имени Янд. Согласно, преданиям они часто ходили в набеги на пришлых князей. Могила Янда находится в ауле Орехово (Янди-Котар).
В предании про ”Чабарло“ опубликованном в издании «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей» приводится, что: «Когда во двор его (Чабарло) хозяйства забрался вор, чтобы похитить корову, Чабарло убил вора и поселился там, где теперь живут чаберлойцы. Но и здесь он не нашел покоя. Между ним и местными людьми разгорелась вражда. Убив четырех князей, которые притесняли его, Чабарло сбежал, но там остались его четыре сестры. Чабарло укрылся в крепости Кей у князя Меда» ( И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов.«Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей» — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986)
Что подразумевалось под словом князь у чеченцев, если человек имел этнические чеченское происхождение? Чеченцы называют самих себя ”Нахчуа/нохчой/нохчий“, но при этом добавляют что их род из ”элийн-/элан-/аьлан-/аьлийн- нах“, в переводе означающее - коренной, благородный, автохонный. Об этом подчеркивается в комментарии к преданию про ”Чабарло“, внизу приведем сам комментарий из книги:
19. Чабарло
В 1973 г. рассказал Махма Губажкович Гандалоев (1885 года, житель сел. Бамут, безграмотный). Записал И. Дахкильгов.
1 Очажная цепь считалась священной. Вблизи нее не должна была пролиться кровь, нельзя было произносить дурных слов. Даже кровную месть не свершали вблизи очага. Любой из кровников, если ему удавалось дотронуться до очажной цепи, должен был быть принят как гость. Обнять же чужую очажную цепь означало, что человек ищет защиты, желает стать названым братом.
2 Когда местные герои называются словом «аьла», часто переводимое как князь, то чаще всего имеется в виду не княжеское происхождение героя, а его высокий этикет, родовитость, могущество.
Пояснение: Кей, Хаттинг/Фаттинг, Вовга, Итар, Зинг были родными братьями, их отцом был Нахчмед, отцом Нахчмеда был Акберг (авт- у Акберга было много имен: Акхбяьрг, Аьхо, Аькхе, Аькхемед/Акхмед, Акхмир, Аьхомир, Акхберд, ДIаьхо), который в свою очередь был сыном Га (ГIа, ГIам). По зафиксированным этнографами преданиям Нахчмед женился на дочери горного аккинца Вокала (Wуоккхал, Воккхала), от брака которых и родились сыновья Кей, Хаттинг, Вовга, Итар и Зинг.
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 116
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Старая фотография Галанчожского озера. Чеченская Республика
Старинное чеченское предание о возникновении озерга Галанчож
Древние верования отразились, например, в предании о том, как возникло озеро Галанчож:
Однажды две женщины ( мать и дочь) из тукхума Акки отправились стирать пеленки в чистейшей воде озера по соседству с их аулом . Дух воды, возмущенный тем, что они загрязняют воду, превратил обеих женщин в камни. Но и само озеро не захотело оставаться в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустился вниз в аул Галанчож. Тамошние жители увидели быка, запрягли его и начали на нем пахать. Когда была вспахана первая борозда, показался ручеек, когда была распахана вторая борозда, показалась вода, а когда была готова третья, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. С тех пор озеро Галанчож считается священным: никому не позволено черпать отсюда воду или стирать в ней. (16) // Д.Е. Фурман Чечня и Россия: общества и государства. М.: Права человека, 1999 С. 42/Чечня и Россия: общества и государства. - М.: "Полинформ-Талбури", Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Редактор-составитель Д.Е. Фурман, 1999 // В.П. Пожидаев. Горцы Северного Кавказа. Ингуши. Чеченцы. Хевсуры. Кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. М. Б.И. 1926. C.17
|
|
|
Apti95 |
Сообщение # 117
|
Новичок
Репутация: 1
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 2
|
Интересно было всё это прочесть, спасибо!
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 118
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Своеобразным и диким характером отличается еще необитаемый аул Кауси, находящийся в Акинском обществе, в Галанчоджском ущелье. Этот аул, каменные здания которого еще хорошо сохранились, построен на небольшом выступе скалы, круто обрывающейся саженей на сорок к реке, и имеет вид крепости, прилепленной к другой скале, отвесно подымающейся вверх; тропинка к нему вьется по ступеням, выбитым в камне. Кауси, как всякое заброшенное людьми место в горах, служит надежным убежищем для баранов, загоняемых туда во время непогоды. На той же скале, к которой примыкают постройки Кауси, приблизительно саженей на десять выше, виднеется одна сакля с деревянным, хорошо сохранившимся балконом, висящим над пропастью. Снизу, вверху и по бокам около одинокой сакли глаз не встречает ни одного выступа, на который можно было бы поставить ногу: кругом отвесная и голая скала. Взгляд на эту постройку невольно рождает вопрос: каким способом обитатели ее могли сообщаться с поверхностью земли, если, в чем нет никакого сомнения, балкон произведение рук человеческих? По сохранившемуся у акинцев в предании рассказу, в этой сакле жил когда-то знаменитый джигит с любимою женою. Отправившись однажды на промысел поживы, он был убит, и когда известие об этом дошло до жены - она с балкона бросилась в пропасть. Пораженные этим случаем, бывшие обитатели аула Кауси из суеверного страха не ходили в эту саклю и впоследствии, окрестные жители, несмотря на предположение о несметных богатствах, хранящихся в ней, не отважились проникать туда, из боязни быть пораженными громом. Это опасение сложилось по поводу будто бы такого случая: один смельчак рискнул пробраться в таинственную саклю, но когда уже был близок к достижению своей цели - на безоблачном небе разразился гром и убил его. Вернее же предположить, что не находится охотников пробраться туда именно потому, что это было бы попыткою к невозможному или, по крайней мере, стоило бы неимоверных усилий и большого риска. Достигнуть сакли снизу никаким образом нельзя, и возможно разве только сверху таким путем: на вершине скалы прикрепить канат и по нем совершить путешествие над пропастью не менее чем в 1500, а может быть и более футов. Понятно, что на такое воздушное путешествие едва ли найдутся желающие. // (Ш. Казиев, И. Карпеев. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., «Молодая гвардия», 2003, 2003. С. 251)
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 119
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Описываемые мною горцы, за исключением акинцев и мереджинцев , считаются издавна покорными русскому правительству. Ведя постоянную вражду с соседями своими - акинцами, они служили всегда надежным оплотом Военно-Грузинской дороге от набегов непокорных. До сих пор еще между ними сохранилась кровная ненависть и она так велика, что горцы, без особенно крайней необходимости, не только не посещают друг друга, но и избегают проезжать через земли своих противников. Само собою разумеется, что условия такого рода и прошлая боевая жизнь выработали из цоринцев, занимающих пограничные земли с акинцами, людей более воинственных, чем одноплеменники их - галгаевцы, кистинцы и джейраховцы. // Сборникъ свдній о кавказскихъ горцахъ издаваемый с соизволения Его Императорского Высочества главнокомандующего кавказской армии при кавказском горском управлении. Том . Выпуск, 1870. 126
-------
В Акинском обществе все подобные башни, служившие убежищем абрекам и людям вообще преследуемым прaвитeльствoм, были взорваны русским отрядом в 1860 году. Теперь от них виднеются лишь одни развалины. // Сборникъ свдній о кавказскихъ горцахъ издаваемый с соизволения Его Императорского Высочества главнокомандующего кавказской армии при кавказском горском управлении. Том . Выпуск, 1870. С. 127
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 120
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Аккинцы, общество чеченского племени в Кавк. горах; ж. до 6 000 душ. // Ф. Толл «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний». Том . С-П, типография и литография И. Паульсона и комп., 1863. С. 50
|
|
|
|
|
|
|
|