о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

О земных поклонах

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Фирас Раби\'а бин Ка\'б аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, относившийся к числу живших под навесом, сказал:
Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: «Попроси меня о чём-нибудь». Я воскликнул: «Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!» Он спросил: «Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?». Я сказал: «Нет, именно этого!» Тогда он сказал: «В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов». (Муслим)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Аккинцы кто они?, Знание чеченской истории- познавательно!  
benoevskij
Сообщение # 81


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Кацимодо
Дела реза хюьлда хьуна! Буду стараться, наша древняя Чечня кладезь и сокровищница истории.
Нет на фотке не я, это по моему фотка 30-40 летней давности))). В тех местах Чечни я еще не был, но объеду, если даст Аллах1 всю Вайнахию с камерой.


benoevskij
Сообщение # 82


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Чечня, область Галанчожская Акка, узор в камне







benoevskij
Сообщение # 83


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Чечня. Область Ломе Аьккха(легендарная прародина вайнахов), местечко Вийлах





Вийрха(Вийрг|а, ныне Вийлах), вначале 20 столетия стал самостоятельным мохком выйдя из состава области так называемой Галанчожской Акки. Область Галанчожская Акка в середине 19 столетия вышла из состава Ломе Акки(Аьккхийн Лам).

Карстовое урочище Вилах в привершинной части Скалистогохребта (бассейны рек Аккичу и Осухи). Здесь преобладает голый из-вестняковый карст. Встречаются клыковидные и столбообразныеизвестняковые останцы (Ачхой-Мартановский район, 22.08.1977 г.).Широчайшее развитие на Скалистом хребте получили карстовые яв-ления (карбонатный, гипсовый и голый типы карста) (рис. 3). В привер-шинной части куэст и в местах, где они разрезаны глубокими сквознымиущельями рек, необычайно распространены клыковидные формы из-вестняковых останцов (как, например, в ущелье р. Аккичу между развали-нами селений Амки, Тола и Вилах). Скопления клыковидных останцов,испещренных кавернами и нишами, образуют на известняковых склонахущелий живописный карстовый рельеф, получивший название каменноголеса (Мусин, 1979 в: 119).Воронки задернованного известнякового и гипсового карста, карсто-вые рвы характерны для северного макросклона и платообразных водораз-делов Скалистого хребта. К привершинным частям южного макросклонакуэсты тяготеют карбонатные и гипсовые пещеры и ниши, участки карро-вых полей.В полосе Скалистого хребта представлены и такие редкие формы кар-стового рельефа как карстовые мосты и арки. Так, А.Г. Мусин (1979 б, в)обнаружил естественный карстовый мост (в виде тоннеля длиной 8 м, ши-риной 13 м и высотой 10 м) в междуречье Гехи - Осухи. Вблизи от негобыла описана естественная карстовая арка высотой 5,3 м и шириной 3,9 м.Еще две арки высотой 7,5 м и шириной 6,7 м и высотой 1,75 м и шириной 2,1 м выявлены им в верховьях р. Гехи (около развалин селений Ак-ки и Чармахой).Вдоль эскарпа Скалистого хребта сосредоточены крупные скопленияобвально-глыбового материала. В возникновении известняковых и доло-митовых обвалов большую роль сыграли сейсмичность и тектоническаятрещиноватость пород. В то же время, создание этих обвальных масс свя-зывается и с перигляциальными процессами, происшедшими в средне-плейстоценовое и верхнеплейстоценовое оледенения (Природные..., 1966).Среднегорный и высокогорный структурно-эрозионный рельеф пред-ставлен Северо-Юрской депрессией (рис. 4), расположенной между Скали-стым и Боковым хребтами. В тектоническом отношении эта обширнаявнутригорная депрессия представляет собой северный, опущенный блокмегаантиклинория Большого Кавказа, который отделен от приподнятогоюжного блока (горст-антиклинория Бокового хребта) серией субширотныхглубинных разломов.
...Среднегорные депрессии представлены в Чечне котловинами (Мел-хинская,Аккинская, Галанчожская ,Басхойская,Бечикская,Итум-Калинская, Ушкалойская, Шаройская) и продольными долинами рек (Ак-кичу, Осухи, Гехи, Мулкой-Эрк, Чанты-Аргун, Зумсой-Эрк, Цеси-Эрк,Шаро-Аргун, Кенхи) с минимальными высотными отметками днища впределах 700-1000 м...


кацимодо
Сообщение # 84


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
Нет на фотке не я, это по моему фотка 30-40 летней давности)

Сомневаюсь, наверно лет 10-15-20, а может и 5 лет.Ну это не важно.
Дел рез хил, очень позновательно.


кацимодо
Сообщение # 85


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
Я читал не менее полтора десятка книг про нашу историю, про Чечню.
А теперь из области фантастики:
Читая, представлял быт наших предков, и всегда думал, ЭЭээх еслиб машину времени, и попасть туда к ним.
И ВЫ, наверно думали так.


benoevskij
Сообщение # 86


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320


benoevskij,
Цитата: кацимодо
Башенный Эрзи город аккинского рода вабий(фяппий):

Аккинская крепостьЭрзи/Аьрзу вяппинского тайпа:



Этот город старался отвоевать мощный союз кабаринских и армянских феодалов освешие среди вайнахов(на стороне этого союза стояли и джелтини-греки), один раз они попросили помощи у грузин. Ослабший род аккинцев вабий, не получал ни еды, ни каких товаров, они были блокированы со стороны Грузии, и со стороны равнины кабардинскими и армянскими князьями, чьи потомки осели среди вайнахов.
Тогда один из них построил свою башню рядом с Эрзи, с целью прибрать под себя весь Эрзи.


ОРЕЛ (ЭРЗЯ) - обобщающее название крупных хищных птиц, принадлежащих к семейству Accipitridae - ястребиных, роду Aquila - орлы. Практически без изменений слово "орел", существующее во многих языках индо-европейской языковой семьи. В древнейшем славянском оно встречается в варианте "оrьlъ" (Булаховский, 1948), в украинском орел, в болгарском - орел, в сербохорватском - орао, в словенском и чешском - orel, в словацком - orol, в польском - orzel, в верхнелужицком - worjol, в нижнелужицком - jerel, в литовском - erмlis, в латышском - мrglis, в древне-прусском - arelie, средне-бретонском - erer, в корнском (кельтском) и бретонском - er, в готском - ara, в древне-верхне-немецком - aro, arn, Aar "орел", в греческом - orniz, в хетском - hara, harana (Фасмер, 1996), в шотландском Erne, в скандинавском Orn (Дементьев и др., 1951). Такая общность указывает на весьма древние корни и на то, что своим происхождением название восходит к индоевропейскому корню *or, (ar, er) (Черных, 1994), в значении "высший, божественный". Смею от себя лично добавить к этому списку чеченское и ингушское "ЭРЗЯ", очень странно, что исследователи не увидели или не захотели это увидеть. Аккинское(чечено-ингушское) ЭРЗЯ польское ОРЗЕЛ. Сходство потрясает!!


benoevskij
Сообщение # 87


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Цитата: кацимодо
Сомневаюсь, наверно лет 10-15-20, а может и 5 лет.Ну это не важно.
Дел рез хил, очень позновательно.

Цитата: кацимодо
Я читал не менее полтора десятка книг про нашу историю, про Чечню.
А теперь из области фантастики:
Читая, представлял быт наших предков, и всегда думал, ЭЭээх еслиб машину времени, и попасть туда к ним.
И ВЫ, наверно думали так.

Честно я не зная сказал сколько лет этой фотке, сайн бехк ца биллар доьха.
Дел рез массарна хюьлда.

Хорошая мысль, я тоже иногда думал как бы попасть с помощью машины времени.


кацимодо
Сообщение # 88


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
сайн бехк ца биллар доьха.

Да что ты, все в норме.


benoevskij
Сообщение # 89


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Дел рез хюйла Кацимодо!


benoevskij
Сообщение # 90


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320





http://s44.radikal.ru/i105/1102/e9/794d7b955270.jpg

Фалхановы — выходцы из Акки(из области Галанчожской Акки). Кроме народных повествований и легенд, еще по свидетельствам историков, к примеру Л. П. Семенова, часть аккинцев-фалханцы из Фалхана/Валган переселились и основали аул с замком Бейни/Венни/Виени . Фалхановы – жители аула Фалхан Мецхальского общества горных вайнахов, потомки галанчожских аккинцев из Чечни: Келиговы, Горокоевы и других. Как известно, три дружины аккинца Дудара атаковали башни и укрепленные городища пришлых князй, заодно галанчожские аккинцы, при поддержке соплеменников вабой(фяппий/вяппий) и цечакковских(цечуахкинских) орстхой вели яростные бои, освобождая территорию от джелтов и армян аккинец Дудар одновременно строил форпосты вайнахских укреплений.


кацимодо
Сообщение # 91


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
валлахъи красиво.
benoevskij, а у тебя нет инфы или ссылки на инфу, о более древней истории наших предков, откуда происхождение чеченцев?.
Десять лет назад читал книгу, писатель, кажется Одуев, точно не помню, (красная книжка),. Там была история более 1000-чи летней давности, а хотелось бы, знать более древнее о нас. Наверно и людям было бы интересно почитать. На этом форуме есть тема( о наших предках), но она не обновляется, а ты все-таки интересуешся историей, поэтому и задал тебе вопрос. Баркал.
((если не будет меня здесь, значит на работе (ночью,а днем отсыпаюсь),утром отпишусь, если будет что-то новое)). Ларамца.


benoevskij
Сообщение # 92


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Кацимодо я постараюсь скинуть сюда, про чеченцев информация огромная! Мы под разными названиями: дзурдзуки, сасаны, ломеки, нахчматьяны и др.
У меня были ссылки, хорошая у тебя мысль! Хорошо, что напомнил.
Массан хил Дел рез Кацимодо!
Ларамца Бено.


benoevskij
Сообщение # 93


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

1-я часть


В топонимии А. Сулейманова сказано, что БАЛОЙ дали три тайпа: ялхарой, аьккхий и орстхой. Еще 200 лет назад нашхой были тоже баулой.

Некоторые путают балой с б1авлой.

А. Сулейманова "Топонимия Чечни":

БАЛОЙ

Балойн Лам «Балойцев гора» - высота над у. м. 2027 м. Гора Балойн Лам расположена на севере Йоккха Аьрбала, на юге от Жома Аьрбала, на востоке от Базанти, на западе от Боччу. В звене Балойн Лам имеются две возвышенности: Боккха-Таш-Корта и Жома-Таш-Корта.

По преданию, гора Балойн Лам является прародиной некогда воинственного чеченского этнического общества « балой », от которых произошли ялхарой, аьккхий и орстхой.
Представители этнич. об-ва балой в наши дни проживают в гг. Грозном, Аргуне, Гудермесе, в ее. Пседах, Бердкел, Курчалой, Гелдаген, Цацан-Юрт, Илисханан-Юрт, Ойсхара, а также в Турции (Чардакхе и Стамбуле), Ираке, Иордании и Сирии.
Балсур-хи «Балойских войск река» - так называлась в прошлом река Фарта (Марта).Позже этническое имя, в основу которого легло название некогда воинственного и довольно большого племени « балой », вышло из употребления в результате физического ослабления и значительного сокращения численности из-за изнурительных войн. Гидроним «Балсур-хи» был забыт и за рекой закрепилось бытовавшее параллельно другое название - Фарта (или Марта). «Фарта» (Марта) - алан.-вайн. благодать, плодородная, обильная.

АХМАД СУЛЕЙМАНОВ ТОПОНИМИЯ ЧЕЧНИ Книга в 1995 году удостоена Государственной премии

Л. Ильясова "Тени Вечности":
БАЛОЙ
><
Цитата:
В конце ХВИИ века в Галанчожской котловине и вокруг нее жили чеченские тейпы Акхий, Нашхой, Пешкой, Цечой, Галай, Мержой, Ялхарой, которые, по преданию, в более древние времена объединялись одним племенным названием « Балой »
Н.Г.Волкова//ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В xviii — НАЧАЛЕ xx ВЕКА

ИЗДАТЕЛЬСТВО "НАУКА"

Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой. «Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание...

...На карте 1733 г. по р. Фортанге, названой р. Балсу, обозначено «100 деревень» . То, что население по р. Балсу было карабулакским, подтверждается свидетельством Гюльденштедта. «Черкесы, — пишет он,— называют карабулакскую реку Балсу (курсив мой. – Н. В.)» . Вероятно, именно с последней связано известное среди части ичкеринцев название орстхойцев балой, а также встречающееся в документах xviii в. имя балсурцы . «Балой – это народ по р. Фортанге, - говорил мне во время беседы ауховец, житель сел. Бони-юрт. Потом они переселились в Курчалой (Ичкерия)» . См. АИЭ, ф.8, д.27, л.136. Материалы экспедиции 1971 г.

...Самая северная группа карабулаков, по словам Клапрота, обитала по маленькому ручью Балсу, а также занимала территории на запад от ручья Шелмигор, впадающего ниже р. Ассы в р. Сунжу. На р. Шелмигор находилось карабулакское сел. Боко с 40 семействами. Затем следовала долина р. Фортанги. Фортан-аул, по свидетельству Клапрота, был главным местом пребывания карабулаков.

По сведениям Ахвердова (первое десятилетие xix в.), карабулаки занимали некоторые территории, сравнительно близкие к верховьям р. Сунжи . Автор отмечает систематическое уменьшение численности этого народа, происходившее в результате войн с соседними народами и переселения части карабулакских фамилий, отдавшихся «в покровительство чеченским фамилиям»(А. М. Буцковский. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812 г. «История, география и этнография Дагестана», стр. 243.) . Этот же факт подчеркивает и А. М. Буцковский, описание которого датируется не позднее 1812 г. «Аухами, - пишет он, - называют поселившиеся на землях "кумыцких" около рек Агташа и Ярухсу карабулакские и частью чеченские выходцы (курсив мой. – Н. В.)...( Ср. Балсу, Балой, Балчи, связываемые с одним народом – карабулаками.)

... Долгое время жители Верхнего Алкуна хоронили в Цiечеахк. В четвертом поколении часть орстхойцев уже постоянно обосновалась в Верхнем Алкуне. То же наблюдалось и по Ачк-Мартану, где четвертое поколение (считая ныне живущее старое поколение) Гандалоевых спустилось с гор и поселилось в Бамуте. Несколько позднее в это же селение перешли фамилии из Цiечеахк и Акки. Кроме того, до середины xix в. множество карабулакских фамилий расселилось в равнинных селениях. Это Гардановы, Боковы, Гулгучевы, Гандалоевы, Кориговы, Даурбековы, Цечоевы, Мержоевы, Мужихоевы, Белхороевы, а также аккинцы Ялхороевы и Медовы. Полевые материалы показывают, что орстхоевские тейпы менее поселялись в назрановских селениях (Базоркино, Плиево, Назрань) и Пседахе и более всего в Сагонше, Ачалуках и Алхасте. Хронологически эти переселения укладываются в рамки 3-4 поколений .
Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ. Подавляющая масса сведений об этой группе вайнахов относится не к горным аккинцам(имееться в виду не галанчожских аккинцев), а лишь к группе аккинцев, переселившихся на восток не позднее xvi в. В русских документах xvii в. помимо этих аккинцев, составлявших владение Ших-мурзы Окуцкого, известны также ококи – жители Терков, куда они ушли из «Окоцкой землицы», видимо в конце xvi в., после убийства Ших-мурзы кумыкским князем ...

Обращает на себя внимание, что в этом же районе по Аргуну, но не в глубине ущелья до 40-х годов xix в. было известно сел. Бал( Ср. название ауховского селения Бал) . Можно предположить, что движение аккинцев на восток происходило в несколько этапов, причем часть их осела в районе низовьев Аргуна. Подобный характер движения аккинцев отразился также и в исторических преданиях, указывающих как на промежуточную область их обитания район р. Мичик . Как уже отмечалось, восточные, равнинные аккинцы представляют смешанную в племенном отношении группу, образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкерницев) и менее аккинцев. Основу этой группы составили карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это Цiечой тейпа (карабулаки), переселившаяся на восток из Аккилам(Ломе Аьккхе), т.е. горного Акки .
По описанию источников 30-х годов xix в. ауховцы занимали земли в ичкеринских предгорьях по долинам Ямансу и Ярыксу, до Акташа, отделявшего их от аварцев общества Салатау . По примерным подсчетам их население достигало 4 тыс. душ м.п., живших в восьми селениях: Кешень-аух(Щечой-аул/Цечой) , Ярыксу-аух( Бони-эвл) , Юрт-аух(Шир-юрт) , Акташ-аух(Парчхой-эвл) , Кочкар-юрт, Адзарей-юрт, Алтымирза-юрт, Дзатемир-юрт(Д. А. Милютин. Чечня, л. 22 об) .

...В сел. Карабудахкент, например, имеется квартал Мычыгышавул, образованный в xviii в. выходцами из Чечни264(264 АИЭ, ф. 8, д. 4, л. 16. Дагестанская экспедиция 1949 г). Процесс возникновения качкалыковских селений отражают также многочисленные этногенетические предания, зафиксированные как в наши дни, так и более 100 лет назад П. К. Усларом. В одном из таких преданий рассказывается, что тейпы Гандалой, Цонтарой и Анткалой поселились в верховьях р. Гудермеса265(265 ЦГИА Груз.ССР, ф. 416, оп. 4, д. 50, л. 28.). Первая из названных тейп — карабулакская, остальные ичкеринские.


.....1812 г. ЂИстория, география и этнография Дагестанаї, стр. 243. 157 Ср. Балсу, Балой, Балчи, связываемые с одним народом – карабулаками.



.....140 См. В. Н, Гамрекели. Указ. соч., карта 1733 г. На карте поперек р. Балсу надпись «Прибавлено».
-АКАДЕМИЯ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЬШ УНИВЕРСИТЕТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ш. Б. Ахмадов Чечня и Ингушетия В Хviii- начале xix века
(Очерки истории социально-экономического развития и общественно-(*запрещенное слово!Читай правила!!!!*)еского устройства
Чечни и Ингушетии в xviii - начале xix века)

Высказывались также давно предположения относительно существования у чеченцев и ингушей в рассматриваемое время и такого сословно-социального термина, как «б1аьхо» (воин). Об этом писал в свое время дореволюционный исследователь Н. Семенов59(59. Клапрот Ю. Ук. соч., с.651; Цитирую по работе Волковой Н. Г.
Ук. соч., с. 161.). Это же утверждает относительно чеченцев- карабулаков другой дореволюционный исследователь С. Броневский. Он, в частности, замечает: «По преданиям, су- ществующим между горскими народами, карабулаки в древ- ние времена составляли сильное воинское колено (сословие - Ш.А.), которое уважалось соседними народами не только за их храбрые дела, но и за соблюдение ими в обществе справед- ливости... Они были богаты скотом и от произведения земли достаточно получали пропитание ...»60(60. Гюльденштедт И. А. Ук. соч., с.479.). Более того, в вайнахс- ком языке широко бытовало еще несколько терминов, обозна- чавших социальное понятие категории «б1аьхой» (воина или стражника) - «г1ой» (гой); хой, б1о (бо), «г1езихой» (гезихой), эскар (эскархо). Надо полагать, что в этом значении в древно- сти употреблялись также слова «ковр» и «сур». Безусловно, анализ социального содержания термина «воин» или «страж- ник» (б1аьхо) дает нам основание отнести его к социально- имущей категории вайнахского общества.//стр 194-195


benoevskij
Сообщение # 94


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

2-я часть, Балой

Более ранние сведения об экономическом развитии и об- щественно-(*запрещенное слово!Читай правила!!!!*)еском устройстве карабулаков (орстхой- цев) находим в источниках и работах не ранее 70-80-х годов xviii века (труды авторов Штедера и Гюльденштедта) и в начале xix века (труды авторов Клапрота, Вахушти, Бутко-ва, Ахвердова, Буцковского, Броневского и др.). Правда, первое упоминание одного из тайп карабулаков - Мержой встречается в русских источниках xvii века.81(81. Сулейманов А. С. Ук. соч., ч.2, ее.78-79.)
Известный грузинский географ Вахушти Багратиони об- ласть проживания карабулаков размещает к востоку от об- щества Глигви, т. е. от Ассинского ущелья, по реке, берущей свое начало между гор Глигви и Панкиссии. Данная река течет к северу и впадает в Глигвицкали, под которой Вахушти подразумевает р. Ассу. Единственным крупным притоком р. Ассы являлась река Фортанга.82(82. Кабардино-русские отношения в xvi-xvhi вв. Сборник доку-
ментов, т.1, М., 1957, с.95.) На карте 1733 г. по реке Фортанге, которая называется еще и р. Балсу, обозначено «100 деревень».83(83. Вахушти Багратиони, Ук. соч., с.151.)
Исследователь И. А. Гюльденштедт также подтверждает, что население, живущее по р. Балсу, является карабулакским. «Черкесы, - указывает он, - называют карабулакскую реку Балсу».84 Собственно, среди части ичкеринцев (горцев) назы- вают орстхойцев «балой», а в источниках xviii в. встречается имя «балсурцы».85(85. Гюльденштедт И, А. Ук. соч., с. 460.)
По документальным сведениям 60-х годов xviii века, при- водимым академиком П. Г. Бутковым, карабулаки занимали территорию в горах, в верховьях р. Сунжи, по рекам Осай, или Васай-су, т. е. Ассе, и Бал.//стр 231

______________
Свои сведения о карабулаках сообщает также исследова- тель Штедер, который в 1781 г. побывал среди них. Проехав по р. Фортанге (второе название этой реки - Балсу), автор увидел карабулакские фамильные поселения, разбросанные в долине этой реки. Каждая карабулакская фамилия (тайпа) или община составляла 40-70 человек.88(88. Гюльденштедт И. А. Ук. соч., с.477.)//стр 232

____________
В исследованиях другого царского офицера С. М. Броневс- кого в первой четверти xix века, хотя и есть сведения о кара- булаках, повторяющиеся в сообщениях его ггоедшественников, все же приводятся им новые суждения и материалы. Так, со- гласно источнику, - отмечает С. М. Броневский, - главной де- ревней карабулаков вначале являлось Воко (по-видимому, дер. Боко — Ш.А.), по имени знатнейшего и влиятельнейшего че- ловека из старшинского рода. Деревня Боко была расположена на р. Шелмигор, впадающей в правый приток р. Сунжи, и состояла не более чем из 40 дворов. Согласно преданиям, в древние времена карабулаки являлись сильными воинами, которых уважали соседи за их храбрость и соблюдение ими справедливости. Часть карабулаков в числе 200 семей, оставшаяся в живых после истребительной междоусобной борьбы с соседними народами, попала якобы в зависимость от чеченцев. Вообще же карабулаки, как указывает С. Броневс- кий, имели своих старшин, выбираемых ими из своей среды, и говорят они на кистинском языке, имеющем много общего и схожего с чеченским наречием.94(94. Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, М., 1823, ее. 167-169.)//стр 233
_____________
...Горное общество Акки в рассматриваемое время граничило на юге с обществом Кей(имеют аккинское происхождение), на западе - с Мержой (Орстхой), на северо- востоке - с Галой, на востоке - с Нашха. Аьккхин-цы делятся на лам- аьккхий (горные) и арана-аьккхий (равнинные) или карабулаки (горная речка) от кумыкского слова «кхара-булакх». Карабулаков на востоке Чечни и в Дагестане знают как ауховцев. Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли «балой». (ср. Балой-лам. Балой- гора). Орстхой-цы считают аккинцев своими предками. Духовным и (*запрещенное слово!Читай правила!!!!*)еским центром общества Аьккха (Аккха) являлось село Аьк- кха, расположенное на юге-восточном склоне горы Морд-лам, на левом берегу реки Осу-хи.97
Общество Аьккха в рассматриваемое время состояло из 11 населенных пунктов (аулов; дополнение: Горная Акка или условно Галанчожская Акка состоит из еще большего количества сел, в том числе Нашхой Пхе(аул, не путать с Нашхой Мохком, в этом селение родился легендарный Тур Пал Нахчо, согласно преданиям)), представлявших каждый в отдельности места компактного проживания представителей того или иного тайпа, некъе или, гара, входивших в состав аккинского общества. Название сел (аулов) соответствовало наименованию конкретного тайпа (общества). Следующие чеченские аулы составляли аккнское общество - Кей-Мехка, Ткъуйистие, В1оьга, Хьахильгие, Позана, Оьрзумие-Кхелли, Тишли, Хьаьгие, Иттар-кхели, Зингала, Бийци.98(речь идет про Галанчожскую Акку, недописаны еще много сел)//стр 234

_____________________________

разгром язычников балой в книге А. Сулейманова "Топонимия Чечни":
...УСТАРГiАРДОЙН-ЭВЛА (АРГУН)
Устаргiардойн-Эвла (Аргун) - город республиканского подчинения. Расположен в 7 км к северо-западу от Мескер-Юрта, в 20 км к востоку от города Грозного. Традиционное, но уже устаревшее
название - Устаргiардойн-Эвла. В основу официального названия, вероятно, легло уста, устар - мастер, оружейник и гiарда/гiурда - название особой марки клинка. Устаргiардой - мастера-оружейники, кующие особой марки клинки гiурда. «Устаргiардой» считаются ответвлением от этнического общества белгатойцев.
Живут устаргiардой в городе Аргун отдельными кварталами. Здесь в наши дни проживают смешанный состав населения: русские, устрадой, айткхаллой, билтой, белгiатой, дишний, аькхший, падрой (?), зандакъой, гiоьрдалой, беной, энганой, цiонтарой, эрсаной.

МИКРОТОПОНИМИЯ

Кхурие «Груше к» - урочище на с.-в. села.
Балойн юьрт лаьттнна меттиг «Место, где стоял аул балойцев». Аул с таким названием, основанный балойцами, находился на склоне хребта Гiуьйта-корта (Гойт-корт), ныне - место расположения Аргунского (Устаргiардой) ЛТП. Имам Шамиль в прошлом веке, во время Кавказской войны, разрушил этот аул и балойцев рассеял по всей Чечне, как непокорных и неуправимых людей. По рассказам старожилов - представителей балойцев, весь хребет Пуьйта-корта и его окрестности принадлежали жителям аула Балойн юрт.


Второе столкновение балой и армии мюридов(объединенных сил чеченцев и дагестанцев при имамае Шамиле):
...Хронология истории Чечено-Ингушетии

1845 г. январь - Поражение наиба Исмаила во время наказания аккинцев, проживавших между Аргуном и Ассой.

-----Бал был языческий идол, здесь мнения разные, одни говорили идол войны, зла, черных сил и т.д. Интересно др. что во время отвоевынаия равнинной части Чечни(Нохч Махк, Пан Махк/Аух, Терк Йист и др.), в сторону Востока шло два потока из Галанчожского р-на: один из Нашха Мохка, другой из под Балой Лам.
Решение о помощи восточным чеченским землям принято на Мехк Кхелле под горой Мут1 против Аькхе Мохка, там если кто был видел плиту, на нем или вокруг заседали члены жюри.

----------

Один старец нашхо сказал мне, что выражение: "Ма бале дойла нах ду шу!" Идет от этого языческого идола Бала, те кто ему служил причинял


кацимодо
Сообщение # 95


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
Валлах очень позновательно.
benoevskij, вот я слушал (аудио-файлы) библию(и Коран, и много чего такого), и там говорится, сын такого то, родил сына такого то, и мне интересно именно с того времени, от когого колена мы произошли, нашу историю 2000-5000 летней давности.
Есть ли какая нибудь инфа насчет этого, ну хотя бы насколько возможно древнюю историю?


benoevskij
Сообщение # 96


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Кацимодо старшие люди говорят что есть, немало историков пишут про это. Есть люди которые помнят родословные до 45 своего пра...



Башенный аккинский город Зенгала(Дзхьен ГIала) в Акке(Чечня)


benoevskij
Сообщение # 97


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Башенный аккинский город Зенгала(Дзхьен ГIала) в Акке(Чечня)



кацимодо
Сообщение # 98


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
Кацимодо старшие люди говорят что есть, немало историков пишут про это. Есть люди которые помнят родословные до 45 своего пра...

Вот это дааааа.
Интересно, а нет ли у них инфы, кем были наши предки, валлахъ, если это так, возможно, им было бы что рассказать всем нам, ТЫ не в курсе?
Баркал хъун. Ларамца.


benoevskij
Сообщение # 99


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://i056.radikal.ru/1105/50/7d0d45dc9942.jpg[/IMG][/URL]
[b]Чеченцы - гилатхой (гулойцы или гвилетцы, чеч. аькхе гилат&#8544;хой).
Гилатхойцы или гилатхой один из аккинских родовых обществ. Гилатхой - являются коренными горными аккинцами по происхождению. Их корни из Орзми-Келе/Оьрзми Кхеле (авт бащеный городок Орзми-Келе находиился в областа Акка в горной Чечне бывшего Галанчожского района).
Само же название башенного поселения орзми-Келе идет от имени аккинца, известного в родословных как Орзми (Оьрзми), у него было поселение на месте Орзми-Кле известное как Ко Галег, в переводе на урсский означающий Три города (Кхо-Г&#8544;алег, на литературном Кхо Г&#8544;ала), оттуда пошло позже название Орзми Кела.
У Орзми были братья, их согласно гениалогическим данным звали: Оршми (Оьршми/Эьршми/Аьршми), Эрш(Эьрш/Аьрш/Эьршах/Оьршах) и Бяррие (Баьр-Рие, авт - он же Солса Берре/Сиеска Солс).
У брата его брата по имени Эршах образовались потомки от которых и пошли Гилат&#8544;хой (сейчас они в основном живут в Грузии и Ингушетии, в Чечне известны гилат&#8544;хойцы Бузарт-няькъой, являющимися составной частью галанчожских аккинцев). Согласно утверждениям самих гилатхой их общество состояло из 33 ца (ц&#8544;а).
У самого Орзми были сыновья: Эти, Иту, Тотал, Тога/Тоха (Т&#8544;ух/Т&#8544;ог&#8544;).
От брата же по имени Оршми пошел род: Галкохой (авт - известны г&#8544;ал-кхохой как горт-хой и г&#8544;атакх-хой), их было 40 ца (ц&#8544;а) [/b].
Автор Заур Нашхоев
[quote]1
ЗЕМЛЯ ОТЦОВ [№ 1/2008] Исторические области Чечни, Акки, глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности»:
Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.[/quote]

Чеченцы - гилатхой (гулойцы или гвилетцы, чеч. аькхе гилатⅠхой).

Гилатхойцы или гилатхой один из аккинских родовых обществ. Гилатхой - являются коренными горными аккинцами по происхождению. Их корни из Орзми-Келе/Оьрзми Кхеле (авт бащеный городок Орзми-Келе находиился в областа Акка в горной Чечне бывшего Галанчожского района).
Само же название башенного поселения орзми-Келе идет от имени аккинца, известного в родословных как Орзми (Оьрзми), у него было поселение на месте Орзми-Кле известное как Ко Галег, в переводе на урсский означающий Три города (Кхо-ГⅠалег, на литературном Кхо ГⅠала), оттуда пошло позже название Орзми Кела.
У Орзми были братья, их согласно гениалогическим данным звали: Оршми (Оьршми/Эьршми/Аьршми), Эрш(Эьрш/Аьрш/Эьршах/Оьршах) и Бяррие (Баьр-Рие, авт - он же Солса Берре/Сиеска Солс).

У брата его брата по имени Эршах образовались потомки от которых и пошли ГилатⅠхой (сейчас они в основном живут в Грузии и Ингушетии, в Чечне известны гилатⅠхойцы Бузарт-няькъой, являющимися составной частью галанчожских аккинцев). Согласно утверждениям самих гилатхой их общество состояло из 33 ца (цⅠа).
У самого Орзми были сыновья: Эти, Иту, Тотал, Тога/Тоха (ТⅠух/ТⅠогⅠ).
От брата же по имени Оршми пошел род: Галкохой (авт - известны гⅠал-кхохой как горт-хой и гⅠатакх-хой), их было 40 ца (цⅠа)
.
Автор Заур Нашхоев

1
ЗЕМЛЯ ОТЦОВ [№ 1/2008] Исторические области Чечни, Акки, глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности»:
Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.




benoevskij
Сообщение # 100


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Полубоевая башня в Кей-мехке в Аккинских горах древней страны мира Нуах-чий-чоь

%C0%EA%EA%E8%ED%F6%FB+%EA%F2%EE+%EE%ED%E8%3F