о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

О близости Рая и Ада

Передают со слов Ибн Мас\'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) Огонь. (Аль-Бухари)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Аккинцы кто они?, Знание чеченской истории- познавательно!  
benoevskij
Сообщение # 121


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Аккинцев считают выходцами из горного вайнахского общества Акки, которое источники конца — в. локализуют в верховьях рек Гехи и Фортанги, правых притоков р. Сунжи. // Е.Н. Кушева "Русско-чеченские отношения: вторая половина XVI-XVII в". Москва, 1997. С. 261

1. Акки (Воуги). Остатки башенных и склеповых построек. В районе селения возвышается каменная стела с изображениями руки, человеческой фигуры и пр. // В.И. Марковин "В стране Вайнахов", 1969 "Искуство", Москва. С. 112

Но роспись чуртов крестообразной формы может быть связана только с антропоформными (человекоподобными) изображениями, известными на Кавказе с древнейшего времени. Такие стелы были обнаружены у селений Верды, Памятой, Нихалой, Дошхакле, Мужичи, Чармахой, Акки, Xой, Корейчу, Цори. На стеле в селении Фур- тоуг изображено даже человеческое лицо. Крест — один из главнейших символов христианства, // М.С. Тотоев «Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен до наших дней». В 2-х томах. Грозный, 1967. С. 278


benoevskij
Сообщение # 122


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Akha/Aqe (Chechen)

Вауги расположен террассами по уступам горы. В нем // С. 508
две башни — полуразрушенная наверху, другая целая, еще с крышей, внизу при въезде; на последней красуется изображение креста, образовавшееся из искусно оставленных в стене отверстий, не заложенных камнем. // Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 509


На следующий день нам предстояло осмотреть развалины крепости недалеко от Вауги. // Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 510

Проехав небольшой аул с полуразрушенной башней, нам вскоре пришлось оставить лошадей и идти по узенькой тропе карнизом, выложенной над глубоким отвесом. Тропа шла кверху, часто прерывалась, образуя обвалы; на этих местах были переложены жердочки, засыпанные землей, так что образовался род трясучего, сильно колеблющегося моста. Через низкие ворота входишь во внутрь крепости, прилепленной к стене в том месте, где отвес образует глубокую полукруглую выбоину в стене. Несколько могучих башен и крепкие доселе стены составляют крепость.
Наверху под навесом скалы каким- то чудом сохранился деревянный балкон разрушенной теперь сакли, едва различаешь лежащий на полу балкона плетень; насколько это высоко можно судить по тому, что чеченцы забавлялись бросанием камней на этот балкон снизу; и, несмотря на свою опытность в этом деле, только немногие достигали камнем до балкона.
Ходит предание, что крепость была жилищем сильного человека, ходившего в каждую ночь в набег. Жена его с балкона своей сакли каждое утро высматривала приход своего мужа. Однажды, поджидая, она увидела, что его несут мертвым; набег не удался, он был убит. Жена, не желая пережить своего мужа, бросилась с балкона вниз и погибла. С тех пор крепость и башня опустели. // Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 511


benoevskij
Сообщение # 123


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Одно из древних упоминаний про аккинцев относятся к началу нашей эры - аккисы. («Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе», СПБ - 1890 г. Том-2, стр. 132-133: ВДи, №4, 1947 г. Стр. 212-213).


benoevskij
Сообщение # 124


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Сегодня Аьккха - это следующие аулы в горах древней Нахчо-стране ( некоторые старики не говрят на кумыкском юрт или аул, а употребляют чеченское слово Пхье или Пхьа ):

1) Ткъаесте / Ткъуэсте / Ткъойест (его называют еще аулом Аьха или Аькха, иногда Дуьха) (Ткъа имя какого то языческого идола),

2) Позан (Позан был тоже языческим идолом),

3) Нашхой (это- аул Нашхой, лежит в ущелье во впадине, ему более 5 000 лет, другие говорят менее 5 000 лет - устные источники), название аула идет по устным преданиям от имени одного человека по имено Наш,

4) Оьрзми, он состоял из трех слившихся аулов: Оьрзми, Гиллат / Гилн /Гилл и Горках, иногда эти места назвают Кхогалига (Оьрзми говорят был человеком, жил около 3 900 лет назад, у него были родные братья: Мичиг, Сескан Бяьр, Оьршми, Оршам, Аьршми, также Оьрзми название связывают с языческим идолом),

6) Тушле (известен и под другими названиями: Тушби, Тишле, Тошли, связывают с именем языческого идола, другие связывают с первым христианством в Акках),

7) Гозуне / Гозоне (говорят идет от слова Круг, здесь жил известный святой древности и справедливый судья Мотиа, ныне известен как Мюьта, этот Мюьта выступал в Гозоне на и ныне сохранившимся камне перед Мехк-Кхелом (Парламент), место называют Мюьта-Кхиерр, здесь проходил всенахчинский Мехк-Кхелл),

8) Зингалл (один из башенных аулов, точнее город-крепость, весной можно заметить остатки крепостных стен, есть также развалины более 20 башен),

9) Кейнмехк или Киймехк (аул Киймехк в Акках не следует путать с мохком Кий, по преданиам первые Кей вышли из этого аула Кейнмехк), основатель Кейнмехка, согласно преданиям после совещания под Гозони дал свое согласия предкамм кумыков поселится на Кавказе с выделением им земли, условием было что кумыкские предки признают своим символическим правителем человека из Кейнмехка, который позже переселился в другое место и основал Мохк-КИЙ),

10) Бийци (сохранились лишь развалины),

11) Кхирет - (по преданиям остатки армии Га и его сыновей пришли в Кирет, один из его правнуков по имени Миед или Нахчмед поселился здесь со своими воинами),

12) Воьга или Воувга (здесь было сильно христианство, от башен и стен лишь сохранились лишь развалины, это аул как аулы: Оьрзме, Нашхой, Валларг, Ткъайст считается одним из древнейших в обществе Аьккха),

13) Итар-кхеле (считался одним из неприступных и хорошо укрепленных мест в Аьккхе, по преданиям сюда свозились захваченные пленники, первые пленники согласно преданиям были монголы, а затем тюрки),

14) Валларг или Валларгте (ныне кроме места ничего не сохранилось, часто в этом месте собирались предки аккинцев перед набегами на монголов, а позже и тюрков),

15) Ердычюь (в этом ауле часто проходили языческие ритуалы, название села идет от языческого идола),

16) Кауси (в этом неприступном ауле говорят сохранились золотые клады аккинца Чоьпилг Гарча, самые неприступные и самые высокорасположенные крепости в Аьккхах построены Чоьпилг Гарчом (он же Гаж), он и его соратники по дружине занимались ночными набегами на расположения монголо-тюрков, в каждую ночь его жена выходила на балкон в Каусе и провожала его в поход, и каждое утро она выходила на балкон встречать его, но в одно утро она увидела как несут его тело, когда она поняла по виду окрававленных доспех, разбитого щита, что он погиб, жена Гарча сбросилась в балкона в Кауси в пропасть и умерла), после их смерти в этот последний укрепленный замок Гарча никто не входил, согласно преданиям),

16) Хьяьге (один из древнеших аулов в Аьккха, ныне остатки развалин),

17) Хехялге (тоже древний аул, составлял оборонительный комплекс с аулом Хьяге, сейчас от него одни развалины)...


benoevskij
Сообщение # 125


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

По преданиям и письменным источникам где-то в начале XVI века аккинцы двинулись из общества Аьккхий через горную Г1алг1айче (Ингушетию), затем аккинцы (а вместе с ними и часть галгаевцев) «поселились на том мес­те, где теперь обитает Назрановское общество, здесь ока­залось мало места для всех переселенцев, поэтому боль­шая часть их пошла через Малую Чечню на восток», - отмечает Н. Семенов (Сказки, легенды чеченцев. Собраны и переведены Н. Семеновым. Владикавказ, 1882, с. 7).


кацимодо
Сообщение # 126


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 116
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2564

Награда
3) Нашхой (это- аул Нашхой, лежит в ущелье во впадине, ему более 5 000 лет, другие говорят менее 5 000 лет - устные источники)

(Оьрзми говорят был человеком, жил около 3 900 лет назад

если так, вот это даа.


benoevskij
Сообщение # 127


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

кацимодо
У меня друг из Гудермеса, он из рода Ⅰ алларой, но я его уже не видел 23 года, он очень много знал из прошлого нашу историю, как он мне говорил, у них есть тептар, который переписан с грузинских букв на арабский (типа использовались грузинские буквы в написании чеченских преданий и родословных), он писал что нашим нохчинском поселениям более 5 000 лет, это только тех поселений которые основаны по чеченским меркам позднее.
Кацимодо знаюсь мои друзья русские, которые учились в Грозном в 1989 г удивлялись? Когда они спрашивали чеченских старце, которые не знали никакую грамоту или географию в точностью рассказывали где лежит Китай, Междуречье, Сирия, Египет, в каком месте родился Александр Македонский про Англию, когда много еврропейцев ушло из Кавказа несколько тысяч лет назад, откуда в Африке названия тех или иных народов, самое что их поражали да и меня тоже, я после них начал на ето внимание обращать, что все они называли даты и года и сколькь времено назад произошло конкретное событие, к примеру нашествие монголов, тюрков, косогов и других. Это говорит об одном сказал один русский историк мне, что мы потомки очень древней и сильной цивилизации, точнее сохранившийся осколок это легендарной цивилизации.
K примеру Бена, Ⅰаллаш (Ⅰаллар) им минимум 5-6 тысяч лет, известны в Шумере , Урарту .


benoevskij
Сообщение # 128


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Фонетическая близость плиниевского термина «аккисы» к племенному названию «аьккхи» («акки») неоспорима. Окончание «-сы», имеющееся в варианте Плиния, может означать либо «са» — земля, локальная общность, либо «-с» (ш) формант множественности. // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1985. 58

располагаясь в сердце вайнахских земель, в районе Нашхи — легендарной прародины чеченцев. Огромное количество разнообразных памятников археологии и архитектуры, известных вблизи каждого аула аккинцев, неоспоримо свидетельствует о большом значении территории этого общества в истории вайнахов. // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1985. С. 58


benoevskij
Сообщение # 129


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Источники достаточно четко фиксируют область расселения аккинцев и окуков. У истоков р. Гехи, в высокогорном Галанчожском районе распологалось крупное общество Лам-Акки (горные аккинцы). // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1985. С. 59
---------

В этом заключении исследователя иммется по всей видимости под словом "первыми" поселились, что чеченские аккинцы и орстхой имеющие общие корни спустились, спустились в очередной раз когда остатки народа были отошли в горы после войны с тюрками Тимура:

Первыми поселились в долине аккинцы и эрстхойцы, видимо, еще в конце 14 в. / Сергей Иванович Вавилов, Л. С. Шаумян Большая советская энциклопедия, Государственное научное издательтво, 1958, С. 308


benoevskij
Сообщение # 130


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Упоминание знаменитого чеченского наездника Чопилга (он же Гаж, Гарайч, Гарч, Горш) из горного общества аккхи делавшему постоянные вылазки на монголов:

Самые труднодоступные башни построил легендарный Гаж. И сейчас удивляешься, как поднимались люди к башням и сколько нужно было решимости // В.И. Марковин В ущельях Аргуна и Фортанги. Наука, 1965. С. 8

----------

По другому древнему преданию, предками всех чеченцев являлись три брата — Га, Ако (Ахо) и Шато. Поселившись в верховьях р. Гехи, Ако дал начало местному населению 120.. поселившись в верховьях реки Гехи, Ако дал начало местному населению // В.И. Марковин Северный Кавказ в древности и в средние века. Изд-во "Наука", 1980. С. 241

-----------

Сейчас в преддверьях Аккинского ущелья находится глубокая замкнутая впадина. Говорят, некогда она была заполнена водой, образуя обширное озеро. // Ш. Ю. Саралиев Чеченский архив ГУП "Книжное изд-во", 2008. С. 351


benoevskij
Сообщение # 131


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Аккинцев считают выходцами из горного вайнахского общества Акки, которое источники конца — в. локализуют в верховьях рек Гехи и Фортанги, правых притоков р. Сунжи. // Е.Н. Кушева "Русско-чеченские отношения: вторая половина XVI-XVII в". Москва, 1997. С. 261



1. Акки (Воуги). Остатки башенных и склеповых построек. В районе селения возвышается каменная стела с изображениями руки, человеческой фигуры и пр. // В.И. Марковин "В стране Вайнахов", 1969 "Искуство", Москва. С. 112


benoevskij
Сообщение # 132


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

В этих местах упоминаются замки построенные аккинцем Гажом:


Вауги расположен террассами по уступам горы. В нем // Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 508

две башни — полуразрушенная наверху, другая целая, еще с крышей, внизу при въезде; на последней красуется изображение креста, образовавшееся из искусно оставленных в стене отверстий, не заложенных камнем. // Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 509


На следующий день нам предстояло осмотреть развалины крепости недалеко от Вауги. // Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 510

Проехав небольшой аул с полуразрушенной башней, нам вскоре пришлось оставить лошадей и идти по узенькой тропе карнизом, выложенной над глубоким отвесом. Тропа шла кверху, часто прерывалась, образуя обвалы; на этих местах были переложены жердочки, засыпанные землей, так что образовался род трясучего, сильно колеблющегося моста. Через низкие ворота входишь во внутрь крепости, прилепленной к стене в том месте, где отвес образует глубокую полукруглую выбоину в стене. Несколько могучих башен и крепкие доселе стены составляют крепость.
Наверху под навесом скалы каким- то чудом сохранился деревянный балкон разрушенной теперь сакли, едва различаешь лежащий на полу балкона плетень; насколько это высоко можно судить по тому, что чеченцы забавлялись бросанием камней на этот балкон снизу; и, несмотря на свою опытность в этом деле, только немногие достигали камнем до балкона.
Ходит предание, что крепость была жилищем сильного человека, ходившего в каждую ночь в набег. Жена его с балкона своей сакли каждое утро высматривала приход своего мужа. Однажды, поджидая, она увидела, что его несут мертвым; набег не удался, он был убит. Жена, не желая пережить своего мужа, бросилась с балкона вниз и погибла. С тех пор крепость и башня опустели.
// Н. Харузин "По горам Северного Кавказа. Путевые очерки". Вестник Европы, 1888, № 10. С. 511


benoevskij
Сообщение # 133


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка. До XVI в. аккинцы жили в бассейне р. Гехи, хотя не исключено их присутствие в более ранние эпохи в областях западнее Гехи в районе Дарьяльского ущелья. // В.В. Богуславский Славянская энциклопедия. век: в 2 т. Т. 2 Н-Я. М.: Олма-Пресс; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. С. 68


benoevskij
Сообщение # 134


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

54-56, 63-73, 85, 122, 175, 176; см. также адыгейцы, зихи, кабардинцы, черкесы аккинцы (аьккхий, ауховцы, арара аьккхий, лам аьккхий, чоьхьара аьккхий, 'А1н, Ако1- 81п)117, 123, 133, 148, 149, 162-164, 168-174; см. также вайнахи // Н.Г. Волкова Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. "Наука,", 1973, с. 196


benoevskij
Сообщение # 135


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Христанами чеченцы никогда не были. Между тeм нельзя того же сказать про некоторый пленена Аргунскаго округа,соседние с галгаевцами, как например общество аккинское. / Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск . Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 5

--------

Один из наиболее замечательных памятников находится в аккинском обществе, близ аула Галанчодж. Это церковь, построенная из камня на горе, на берегу озера вулканической формации. Постройка церкви сама по себе не имеет ничего замечательного, но любопытно и важно предание, связанное с ее сооружением.
Аккинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, из галгаевских обществ пришли вооруженные люди, европейцы (фиренг), и поселились близ Галанчоджского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли ее каменною оградою, с четырьмя воротами, — для тушин, галгаевцев, чеченцев и местных племен. Каждые ворота обращены были к горам, занятым упомянутыми племенами.
Постройка церкви сопровождалась с большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев, в те времена еще язычников, но несмотря на то церковь была воздвугнута, и тогда, прибавляет предание, из Чечни, Грузии, Галгая и окрестных обществ стали стекаться люди молиться в церкви Богу христиан, и каждый народ входил отдельно в ворота, для него в ограде сделанные. Несколько лет продолжася этот порядок вещей и европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами, но потом, мало-помалу, они стали теснить этих последних, отнимать у них женщий, имущество, —
/ Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск . Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 48

-----
и все фамилии горские, даже и те, которые между с собой враждовали, — заключивши союз, восстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились опять тою же дорогою, через Галгай. Аккинцы и терлоевцы до сих пор показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить. На берегу озера до сих пор сохранился еще ряд тополей, чрезвычайно правильно и симетрически насаженных, — отростки тех, которые по словам горцев, были когда-то посажены жившими тут европейцами. Горцы щадят эти деревья, считая за величайший грех рубить их и искренно веря тому, что тот, кто срубит одно из них, непременно в скором же времени умрет. Этому-то поверью настоящие тополи и обязаны своим существованием. Дорога, ведущая к церкви, проведена спирально по горе, имеющей конусообразную форму, и в свое время разработана была так хорошо, что следы ее видны еще и до сих пор.
К какой нации принадлежали люди, пробовавшие водвориться в горах акинского общества, — отвечать на это определенно весьма трудно. Но если мы однако же припомним, что Генуэзская и Венецианская республики, раскидавшие, в и столетиях, колонии свои по всем прибрежьям Востока, имели и на Кавказе своих представителей, то почти достоверно можно полагать, что европейцы, жившие в акинских горах, принадлежали к одному из этих народов, и это тем вероятнее, что присутствие генуэзцев в Кабарде в конце столетия доказано уже несомненно.
/ Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск . Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 49


Lina
Сообщение # 136


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 195
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 1747

(аул Киймехк в Акках не следует путать с
мохком Кий, по преданиам первые
Кей вышли из этого аула
Кейнмехк)
Не понимаю



--------------------
О сын Адама! Ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя
benoevskij
Сообщение # 137


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Lina, по родовым преданиям у горных аккинцев следующее: нахоязычный алан по имени Г1а с 4-мя сыновьями по именам: Мелхи, Галга, Нахчо и Аьккхе пришел в Галанчож в горное общество аккинцев с остатками рагромленной в войне с монголами армией из чеченцев. Приведенные здесь имена человека Г1а и его сыновей это типичные имена чеченцев, которые были популярны до самого выселения, как сегодня Султанбек, Бабайбек и т.д.
Один из внуков Г1а по имени Мед женился на дочери горного аккинца (по всей видимости дзурдзука) по имени Воккхал. От этого брака было 5 сыновей. Один из сыновей по имени Кей стал предводителем или отцом своего общества, оно известно в Аккинских горах под названием Кейнмехк, отсюда дальше спускаясь потомки этого Кея основали Мохк-Кей рядом с Кейнмехком в Акках.


benoevskij
Сообщение # 138


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Буквы ф вовсе нет в чеченском языке, но ингуши иногда употребляют ее вместо в, так как наречие их образовалось под сильным влиянием осетинского языка. Чеченцы, проживающие в ущелье Макалдона, называются феппий вместо веппий. // Барон П. К. Услар "Этнография Кавказа. Языкознание". Тифлис, 1888. Отдел второй, иссл. П. К. Услара. Чеченский язык, с. 5-6

Необходимо было-бы также ближе ознакомится с наречиями самых глухих и наименее доступных частей Нагорной Чечни, где, по общему отзыву, язык сохранился в наиболее чистом и древнем виде. // Барон П. К. Услар "Этнография Кавказа. Языкознание". Тифлис, 1888. Отдел второй, иссл. П. К. Услара. Чеченский язык, с. 23


веппие (ву, бу), веппиечун и пр., имен. множ. веппий, название чеченского племени, живущего на р. Макалдон и известного нам под именем кистов. Джераховцы называют их под именем феппий (§ 5). Прилагательное от этого названия есть веппиен, кистинский. // Барон П. К. Услар "Этнография Кавказа. Языкознание". Тифлис, 1888. Отдел второй, иссл. П. К. Услара. Чеченский язык, с. 164

гила (ду, бу), гилин, гилина, гилу, гили, гилал, гилинаш, — конь. (Название преимущественно употребительно в нагорной Чечне). // Барон П. К. Услар "Этнография Кавказа. Языкознание". Тифлис, 1888. Отдел второй, иссл. П. К. Услара. Чеченский язык, с. 166

----------


Охарактеризуем теперь чеченские названия элементов рельефа, а также почв, горных пород, водных объектов, и соответствующие топонимы (оронимы, гидронимы и др.).
«Ага» / «аг» (буквально «люлька») – небольшая естественная терраса на крутом горном склоне. Пример: урочище Жий бий аг в окрестностях развалин с. Шунды.
«Ара» (варианты «аре» / «ар») – поле, ровное место, равнина. Примеры: с. Зандак- ара («Зандаковская равнина» в Ножай-Юртовском районе; Эсер-аре («Росное поле») возле с. Шарой; урочища Пан-ар и Дакш-ар в Аккинских горах; Яхач-ар («Длинная равнина») в верховьях Майстинского ущелья; Хуч-аре – местное название старой части райцентра Итум-Кале; Тич-ар – урочище в окрестностях с. Тасбичи Итум-Калинского района.
«Арц» / «арс» – невысокая и пологая лесистая вершина в Черных горах. У.Л. Лау- даев (1872) и К.Ф. Ган (1909) также считали, что «арс» – гора, покрытая лесом. Приме- ры: Арс-Токум-чу («К оползню лесной вершины») в Черных горах около бывшей кре- пости Воздвиженской; Юкъара арц («Срединный хребет») и Татайн арц («Татая хре- бет») – невысокие лесистые хребты в окрестностях с. Симсир (Айнаилов, Головлёв, 2001). // А.А. Головлёв "Некоторые биологические и географические термины и топонимы на чеченском языке (Golovlyov A.A. Some biological and geographical terms and toponims for chechen language). Самарская Лука. 2007 - Т. 16, 4(22). С. 779


alsheeshany
Сообщение # 139


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 45
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 1064

Сайтиевы,по-любому,чеченцы.))



--------------------
www.svet-islama.com
www.salaf-forum.com
www.alhadis.ru
www.ryadussalihin.org
benoevskij
Сообщение # 140


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Цитата: alsheeshany
Сайтиевы,по-любому,чеченцы.))


Братья Сайтиевы по тукхуму Аренан-Аьккхий (Ар-Аьккхе), по тейпу Ц1онтарой, по нации Нохчий :). Лела хууш к1ант ву Бувайсар.