Уголок мусульманинаО награде за другого человека
Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встретивший в ар-Раухе (группу) всадников, спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мусульмане», - (в свою очередь спросив) его: «А кто ты?» Он ответил; «Посланник Аллаха». Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: «А будет ли (действительным) Хаджж для него?» Он ответил: «Да, а награду за это получишь ты». (Муслим)
|
|
|
Чеченская национальная одежда |
|
|
Robertokarlo |
Сообщение # 1
|
Есть прописка
Репутация: 25
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 295
|
В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы.Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды.
Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 см. выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее.Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию.
Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.Для мужской одежды чеченцев характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки, черкески, папахи.
Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем.Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.
Головной убор чеченки – платок. Девушки складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.
Традиционный костюм чеченцев претерпел немало изменений в 20 веке. Но, надо сказать, что сельские жители, особенно пожилые, и сейчас сохраняют верность национальной одежде.
--------------------
"Маниакальная ненависть к чеченцам объясняется подсознательной завистью людей, обделенных генами мужества, нравственности, интеллекта" ("Общая газета",17-23.04.1997)
|
|
|
DarkLord |
Сообщение # 2
|
Местный житель
Репутация: 4
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 106
|
Мне очень нравится наша национальная одежда, красивая и грациозная.
|
|
|
Azik |
Сообщение # 3
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 307
|
да, это красиво и самобытно, такого больше нет ни у кого, согласна. но какие народы ходят сейчас в своей национальной одежде?
|
|
|
itsmeolord |
Сообщение # 4
|
Позор нации!!!
Репутация: 1
Группа: BANNED
Пол: женский
Сообщений: 122
|
В наше стремительное время нет необходимости ходить в национальном костюме. Но, согласитесь, если видим человека в таком костюме, то непроизвольно оглядываемся и любуемся его нарядом.
|
|
|
Azik |
Сообщение # 5
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 307
|
оказывается, девушки за несколько дней перед ловзаргом не ели, чтобы талия тоньше была, и на ночь ложились спать в туго затянутом поясе)
|
|
|
Fatima |
Сообщение # 6
|
Есть прописка
Репутация: 13
Группа: Доверенные
Пол: женский
Сообщений: 255
|
Сама не одеваю традиционную одежду, но когда вижу ее на девушках на концертах, например, - глаз радуется!
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 7
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
чеченец, лезгин
Одежда кавказцев:
Во владении Шамиля(авт. Имамат) три главных племени, различных по языку, одежде и сходных несколько по обрядам:
1 .Нохчи,называемые нами чеченцами. Сказывают это был аул, называемый Чечень, вблизи к нашим. Не мудрено, что наши, судя по его огромности, называли жителей вообще чеченцами.
2.Энди,наши андейцы, или лизгины.Костюм их персидский, или лучше древний армянский; выговор картавый.
3.Сюли, наши тавлинцы, живущие вблизи снежных гор и потому, вероятно, получившие название от тау-гора, таули-горный, совершенные турки, не только по одеянию, но и наречию, и первые принявшие от турок магометанство. По своей оседлости, как вдали от наших и редко бывавшие в набегах, народ рослый, неповоротливый, но довольно здорового сложения. Из этого племени происходит Шамиль, как уверяют тамошние; жил же в земле чеченской, в ауле Дарги, как центре своих владений; телохранителей имеет из своих соотечественников; знает будто бы только два языка- сюлинский и кумыкский. Энди народ молорослый, но по своему удальству друзья чеченцам;
сами же чеченцы называют себя узденями-дворянами,и стараются оправдать это название честностью и твердостью в слове. Чеченец считает неприличным торговать чем - нибудь, и если продает,то без уступки.Одеяние чеченцев вовсе без затей,все по мере, все к месту, ничего лишнего: в обтяжку чекмень- чуа, шаровары узкие к низу, тугая обувь-чувяки или мачи, короткая рубашка, бешмет, и по климату шапка. Бурка и башлык, общие всем племенам. С. Беляев, Дневник русскаго солдата, бывшаго 10 мъсяцев в плъну у чеченцевъ(Библ. Для Чт., тома 88 и 89 , 1848) ..
|
|
|
Musa |
Сообщение # 8
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
Национальная одежда, как элемент культуры, была неотъемлемой частью любого этноса на определенном отрезке его истории. Она является отражением бытовых, географических и социальных условий, в которых существует народ или племя, и малейшее изменение одного из этих условий сказывается на типе, характере и стиле национального костюма. Особенно ярко одежда отражает социальные различия, существующие в обществе, реагируя на малейшие его изменения. Так, в развитом классовом обществе костюмы аристократии, купечества и зависимого населения разнятся, часто теряя связь с прототипом, давшим им начало.
Но чеченское общество не имело классовых сословий, а следовательно, и существенной разницы в типах и качестве национальной одежды. Все ее видоизменения носят чисто временной характер, усваивая попутно часть принадлежностей костюма соседних народов, с которыми чеченцы имели тесные экономические и культурные связи.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
(c древнейших времен до середины XIX века)
Нательная и верхняя
Верхней плечевой одеждой с древнейших времен у чеченцев являлась бурка – верита. От более поздних бурок она отличалась тем, что была очень короткая, иногда выше колен, что делало ее удобной как для пешего, так и для всадника. Бурка имела колоколообразную, расширяющуюся книзу форму. Носили бурку на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону, давая тем самым правой руке свободу движения. При сильном ветре, снегопаде или морозе буркой накрывали обе руки. В Чечне существовало несколько центров по производству бурок, которые они успешно сбывали в соседнем Дагестане и казачьих станицах. Изготовление бурок было процессом довольно трудоемким, а потому цены на них были высокими. Не всякий горец был в состоянии купить себе такое изделие, поэтому среди беднейшей части населения бытовал особый вид накидки, сделанной из выделанных шкур животных, которую носили мехом наружу.
В широком ассортименте представлены у чеченцев шубы, имеющие несколько разновидностей. Шили их чаще всего из овчины, а также из шкур диких зверей. Нагольные шубы во время дождя выворачивались мехом наружу.
Верхняя одежда из сукна обычно называется черкеска – чоа. Это, судя по покрою, несомненно один из древнейших видов одежды на Кавказе. Черкеска той эпохи сильно отличалась от более поздних образцов. Длина ее была до колен, а грудь не так сильно открыта, как у современных.
Газырницы (бустамаш), нашитые на груди, появились позднее. Первоначально же, с развитием огнестрельного оружия, газыри носили в кожаных сумках на ремне, через плечо или на поясе. Но на поясе и без того крепилось много предметов, а через плечо, на ремнях, носили шашку, ружье. Поэтому позднее газыри стали пришивать на черкеску, по обеим сторонам груди. Ниже газырниц делали поперечно расположенные карманы для хранения натруски, кресала и др. Число газырей все время увеличивалось, с 4–5 первоначально до 18 с каждой стороны в более поздних черкесках.
Рукава были узкими. В некоторых случаях черкеска имела стоячий воротничок.
Помимо черкески в качестве верхней одежды использовали халаты, сшитые из привозных азиатских полосатых шелковых тканей. Халат имел покрой черкески, но с более широкой спиной. Рукава короткие, до 27 см. Пояс из той же ткани.
Одежда, именуемая бешметом, чаще всего надевалась под черкеску. Внизу бешмет лежит свободно, иногда сборками, а верхняя часть обтягивает фигуру. Древнейшие образцы этой одежды не имели воротника, и шея была открытой.
Штаны шили из холста, сукна и других тканей темного цвета. Иногда штаны заправлялись в обувь, в других случаях широкие штаны свободно болтались, особенно летом, когда многие ходили босиком
Пояса
Мужские пояса делались из кожи. Наиболее распространенными были узкие пояса с небольшой металлической пряжкой и наконечником. Зажиточные люди носили ремни, украшенные серебряными пряжками с резьбой и чернью.
На поясе спереди носили кинжал. Кроме того, к нему крепились мешочек с кресалом и трутом, пульница, коробочка с жиром для смазывания оружия и другие мелочи, необходимые путнику и воину.
Вообще, пояс был обязательной принадлежностью мужского костюма, и ни один горец не выходил из дома, будучи не подпоясан.
Головные уборы
Большим разнообразием отличались головные уборы чеченцев.
Своеобразием отличалась шапка из ткани, по форме напоминающая митру. Делалась она из нескольких вертикальных долек, между которыми иногда вкладывались галуны, сходящиеся на макушке. По нижнему краю такой шапки также проходил широкий галун. Этот головной убор был довольно высоким и не натягивался глубоко, оставляя лоб открытым.
Подобные митры были праздничным головным убором, как мужским, так и женским. Нет сомнения, что это довольно древняя разновидность шапок, которая, однако, в XVIII в. вышла из употребления.
Наиболее древней разновидностью чеченского головного убора была шапка, сшитая из меха, или, как ее называют, папаха.
Древнейшие папахи делались целиком из меха. Для этого использовались шкуры горных баранов или коз. Надевались они глубоко, часто закрывая наполовину глаза свисающей от шапки шерстью.
Помимо повседневного головного убора у чеченцев существовала «шапка косаря» (мангла-куй), сделанная чаще всего из войлока с широкими полями. Подобные шапки носили во время полевых работ в жаркий период времени.
Характерным головным убором всех горцев Северного Кавказа является башлык – башлакх. Сам термин этот, несомненно, тюркского происхождения, но бытование башлыка у тюркских народов вне Кавказа не зафиксировано. Делали его из двух частей тонкого войлока или сукна, украшая галунами и кисточками из нитей.
Обувь
Специфической частью костюма горцев Северного Кавказа можно считать ноговицы. Надевали их поверх штанов, и они плотно облегали ногу от колен до щиколотки. Для удобства натягивания они были снабжены штрипками. Шили ноговицы из сукна, войлока, а парадные – из сафьяна. Ноговицы защищали штаны от конского пота, цепляния за камни и ветки.
Ниже колен ноговицы закреплялись от сползания при помощи завязок.
Мужская обувь представлена была несколькими разновидностями: 1) чувяки, со швом на подошве; 2) башмаки с тремя железными шипами на подошве; 3) сапоги с подковками.
В отличие от других народов Северного Кавказа в Чечне бытовала обувь с твердой подошвой и каблуками – невысокие сапоги.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Теплая одежда женщин представлена двумя типами: шубы из овчины и меха, и бешметы - гIовтал, стеганные на шерсти или вате.
Наиболее характерным типом женской одежды на данный период было платье-рубаха, которая сохранилась до настоящего времени. Шили ее из холста, бумазеи или шелка, преимущественно темных цветов. У ворота рубаха застегивалась пуговицей, часто серебряной. Покрой – туникообразный. Длина доходила до щиколотки или чуть выше.
Обязательной частью женского костюма были штаны. Шили их из холста или других тканей, чаще всего красного цвета. Штаны надевали под рубаху.
По торжественным случаям женщины надевали верхнюю одежду. Она была приталенная, распашная, шилась из хлопчатобумажных тканей или шелка, с серебряными украшения-ми на груди. Одежда эта была короче рубахи, одевалась поверх нее и доходила до колен.
В качестве головного убора чеченки носили чIугал, имевший вид рога. Делали его из бересты и покрывали материей. Загнутый конец был повернут вперед. Основание образовывал венок, шириной в несколько пальцев. Подобный головной убор носили только замужние женщины.
Помимо чIугала, чеченки носили платки и мешочки для волос – чухта. Вообще, головной убор являлся обязательной принадлежностью чеченок, как девушек, так и замужних женщин.
Чеченкам, более чем представительницам других народов Кавказа, была присуща страсть ко всякого рода украшениям. Платье украшалось серебряными пуговицами или застежками в два ряда с привесками в виде желудей или груш. Шею украшало ожерелье из серебряных монет, особенно рублей. К волосам, платку или ушам прикреплялись височные кольца с 5–7 лопастями. Руки украшали кольцами и браслетами с висячими шариками.
Весь этот набор украшений с некоторыми изменениями ведет свое происхождение еще с эпохи кобанской культуры и насчитывает около 3000 лет.
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 9
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ВАЙНАХОВ
Верхней мужской одеждой вайнахов являлась черкеска. «Свое название черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах», - утверждает Е. Н. Студенецкая (Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1969).
Шили черкеску из домотканого сукна. Особенно ценилось сукно из мягкой верблюжьей шерсти. Надевали черкеску во время приема гостей, на празднествах. Рукава ее были длинными, рукава и спинка отделывались подкладкой из атласа или шелка разных цветов. Бока черкески были вставные, а спинка цельная.
На груди по обеим сторонам пришивались кармашки в виде узких ячеек, куда вкладывались деревянные или костяные газыри так, чтобы их концы были видны. Наконечники для газырей изготавливали отдельно из серебра с позолотой или из другого металла или кости, их навинчивали или надевали на газыри. Газыри являлись обязательным элементом национального мужского костюма, они выполняли также и роль мерки для пороха.
С черкеской сочетались другие виды одежды: бешмет - гIовтал, штаны - шарбал, ноговицы - пезагаш (чеч.), пезгаш (инг.). Носили черкеску, перетянутую самодельным ремнем с серебряными бляшками - доьхка (чеч.), тIехкар (инг.). Принадлежностью национального костюма считался кинжал.
Повседневным костюмом мужчин был бешмет. Он был короче черкески, шили его, в отличие от черкески, из хлопчатобумажной ткани, со стоящим стеганым воротником. Спереди у бешмета был разрез, застегивался он, как и рубаха, на замысловатые пуговицы и петельки из ниток или тонкой тесьмы. Бешмет носили без черкески. Рукава были длинные, с манжетами или без.
Мужчины среднего или пожилого возраста носили под бешметом рубаху со стоячим воротником и прямым разрезом на груди, застегивающуся на самодельные круглые пуговицы из шнура или ниток с петельками «вета» (чеч.), «ильг фетинг» (инг).
Известная на Кавказе бурка - верта (чеч.), ферта, тIакхулла ферта (инг.) - является древнейшим типом одежды. Изготавливали ее из черного или белого войлока. Надевали бурку при верховой езде. Она защищала путника от дождя и снега. Бурка и седло для верховой езды во время отдыха заменяли путнику или пастуху постель. Верхняя спинная часть и борта подшивались подкладкой. Воротник и передние края обшивали широкой тесьмой.
Самым распространенным головным убором у чеченцев и ингушей была барашковая шапка различных цветов и фасонов - куй (чеч.), кий (инг.), яьнна кий, дарзагIа куй, несколько расширяющаяся кверху. Шапки шили из овчин и мерлушек. Зимой или в дождливую погоду на шапку надевали башлык - башлакх (чеч.), палчакх (инг.).
Башлык изготавливали из верблюжьей шерсти, он имел вид своеобразного капюшона с длинными концами. Края башлыка отделывали шелковыми нитями. На конце капюшона пришивали бахрому - кисть из шелковых или золотых нитей - кIиндж (чеч.), кIудж (инг.), украшали галуном.
Летом мужчины носили войлочные шляпы - бIегIигин куй (чеч.), бIегIинга (инг.). Широкополую войлочную шляпу - мангал кий (буквально - сенокосная шляпа) - изготавливали из тонкой и мягкой шерсти различных цветов. Поля шляпы оторачивали тесьмой, белым материалом или сутаном.
Основным видом обуви у вайна-хов были чувяки - мачеш (чеч.), маьчеш (инг.). Чувяки шили из кожи, низ подшивали подошвой из сыромятной кожи.
Мужчины носили легкие башмаки из сыромятины, шитые без задников - маьхьсеш. Была распространена мужская обувь - комбинированные бурочные сапоги бIоржамаш (инг.), бIаржамаш (чеч.) - из черного войлока, низ до щиколоток обшивали черной или коричневой кожей. Носили бурки с калошами.
В горах были распространены чарики - своеобразная специальная обувь. Делали их из сыромятной кожи с плетеной подошвой неIармачеш (чеч.), нахьармаьчеш (инг.), куда вкладывали сухую, мягкую траву.
Чеченки и ингушки носили платье туникообразного покроя из хлопчатобумажной ткани, шелка, атласа, сатина, бумазеи и прочих тканей, различных цветов и оттенков. Платье было широкое, длинное, с прямыми широкими рукавами, пришитыми к станине, и прямым разрезом на груди, с завязкой у горла и застежкой на груди. Известно платье и другого фасона: сборчатое с подрезной кокеткой, воротник круглый, отложной, под горло. Рукава втачные с присборенными манжетами.
Повседневным платьем молодых женщин и девушек было присборенное платье на резинке в поясе, с вытачками от плеча, рукава втачные, на манжете, юбка-шестиклинка. Или же с поясом, мягкими вытачками, втачными рукавами на резинке, отложным воротником, застегивающимся на мелкие пуговки в талии. Карманы накладные, юбка прямая, расширенная книзу.
Наиболее распространенной повседневной одеждой у женщин были длинное платье из однотонного материала и штаны. Пожилые женщины носили просторные платья и к ним широкие штаны. Штаны представляли собою как бы две широкие прямые юбки, сшитые между собой в верхней части. У пояса они стягивались шнурком и внешне имели вид широкой сборчатой юбки.
Большой интерес представляет свадебный, праздничный женский костюм, который сохранился и до наших дней. Сюда входило длинное до пят платье из шелка белого цвета или других светлых тонов - гIабали (чеч.), коараш дола чокхий (инг.). Платье имело сплошной разрез спереди, рукава были длинные и узкие. Под платье поверх рубашки надевали приталенный кафтанчик из бархата бордового или голубого цвета, иногда вместо кафтанчика использовали нагрудник из того же бархата, тех же цветов. На кафтанчик или на нагрудник нашивались серебряные накладки с позолотой, нагрудное украшение в виде застежек (клинообразных пластинок), которые были видны в вырез платья - туйдаргаш (чеч.), доту (инг.). Свадебное платье перетягивалось медным или серебряным поясом с позолотой. Пластинки пояса были изготовлены из меди или серебра с гравировкой или с накладной филигранью и соединены между собой шарнирами (по мере надобности легко можно было выкинуть или добавить звенья), украшены полудрагоценными или драгоценными камнями - агатом, сердоликом, бирюзой. Застегивался пояс с помощью пряжек с позолотой, покрытых чеканным узором или с накладной филигранью со вставками агатов и бирюзовой россыпью - дото тIехкар.
Свадебный костюм девушки-ингушки дополнялся еще и шапочкой - йига кий из бархата бордового или голубого цвета. Сначала из картона или плотной бумаги вырезали форму шапочки, накладывали легкий и плотный слой ваты, затем обтягивали суровым материалом. Готовую форму покрывали бархатом, нашивали аппликации национального орнамента из шелка, парчи или обшивали галуном, украшали шитьем золотыми нитками, гладью. Шапочка имела форму цилиндра или конуса. Шапочку обязательно покрывали шелковым платком - шовлакх.
В Ингушетии была известна женская обувь, шитая из нескольких кусков кожи, с мягкой подошвой, без задников.
Другой вид обуви - это ботинки с высоким верхом на каблуках с задником, на шнурках до самого верха.
Такая обувь была в моде у женщин из богатых семей. Зимней обуви, как таковой, у женщин не было.
Чеченские и ингушские девушки любили различные украшения к одежде, из которых известны ожерелье из стеклянных бус, коралловых камней. Среди набора всегда выделялся красный, желтый камень сердолик - хьера кIиг. В центре ожерелья на груди висел медальон - лагпилиг (чеч.), мей-далг (инг.) - из благородного металла.
Во все времена наши женщины одевались просто и вместе с тем элегантно. Они хранили и передавали своим детям вековые традиции шитья национальной одежды - чокхи, бешмет, наговицы, бурка, башлык. Одежду шили из самодельной ткани из местного сырья, не дожидаясь заморских преподношений, не убегая из собственной страны в другую в поисках модных тряпок. И при этом были счастливы.
Д. Беркен-Хаев
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 10
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
ВАЙНАХСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА (ОБУВЬ И НОСКИ)
С незапамятных времен вайнахские женщины надевали на ноги сшитые дома шерстяные носки. Существовал для них и собственный термин – тха/тIepгIа пазаташ (носки из шерсти). Вязанные из шерсти носки не имели на Северном Кавказе древней традиции, в отличие от Дагестана и Закавказья. Например, название вязаных носков и чулок у карачаевцев, балкарцев и осетин происходит от грузинского цинда - носки, чулки, что свидетельствует, возможно, о заимствовании этих изделий из Грузии.
Остатки старинных носков в чеченских и ингушских музеях не сохранились. Но известно, что вязаные носки у вайнахов носили и женщины, и мужчины. В отличие от других народов Северного Кавказа, вайнахи носили вязаные из шерсти одноцветные темные или белые носки. Существовали так же, как у всех горцев Северного Кавказа, носки из сафьяна, туго обтягивающие ногу – маьхьсеш.
Вайнахи специально для носок шерсть не ткали, а использовали для их производства обрезки, оставшиеся от выкройки других элементов одежды. Зимние носки шили из овечьей шкуры, выворачивая ее ворсистой стороной вовнутрь. Выкраивать носки из шерстяной ткани или овчины умела каждая женщина. В горных районах Чечни и Ингушетии женщины пестрых носок не вязали, тогда как тушины, хевсуры и дагестанцы вязали красивые оригинальные носки. Высота носков обоих видов достигала колен или середины голени. Высокие носки шили из белой, красной, черной, коричневой шерстяной ткани. Шерсть при этом использовали и тонкую, и грубую. Порой шили из двойной ткани, чтобы носки не были тонкими. Особенно красиво расшивали орнаментом носки для невесты, вне зависимости от того, были ли они сшитыми или вязаными.
Высокие носки носили главным образом зимой, хотя многие пожилые женщины, заправляя в них штанины белья, могли носить их круглый год. Вязаные носки по сравнению со сшитыми были теплее и считались зимними. Женщины из зажиточных семей имели и носки фабричного производства, но большая часть горных и равнинных вайнахских женщин довольствовались изделиями собственного производства.
Согласно этнографическим материалам, вайнахи вязали носки из тройной нити спицами и крючком, но более широко были распространены сшитые из ткани, а затем украшенные носки. Такие носки вайнахские женщины шили и в подарок.
Широко использовалась вайнахами и кожа для обуви. Например, обувью горных и равнинных регионов были тIаьрсакан кIархаш – чувяки без подошвы, мачаш - чусты, пошмакхаш - туфли без задников (на каблуке или без каблука), кожаные мягкие без подошв чувяки – маьхьсеш, еIарманчаш –обувь из сыромятины, калбанаш - лапти из сыромятины и др.
КIархаш представляла собой кожаную летнюю обувь. Выкраивалась она из двух кусков. Швы приходились вдоль ступни вовнутрь, их обрабатывали молотком. Поверх нашивался шелковый кант. Некоторые пришивали к этой обуви и кожаный низ. Этот вид обуви считался выходным. Мягкая и легкая, она была хороша для танца. Такого типа обувь вайнахи шили и из войлока с высоким и низким голенищем, украшая ее шелковыми нитками и вырезанными из кожи орнаментом – бустамаш. Эту обувь с высоким голенищем называли истанга бIоржамаш, с низким – бIоржама кIархаш.
Чеченцы и Ингуши использовали и привозимую обувь. Из Дагестана они ввозили кожаные туфли без задников и чусты, которые нашли широкое употребление среди вайнахов. Кроме туфель без задников (кIажаш), вся вышеназванная обувь считалась и мужской.
Наиболее распространена была в народе, особенно в горных районах, обувь из сыромятины – неIармачаш, буквально – обувь из шкуры крупного рогатого скота. Шили ее, как правило, из единого куска, со швами на носе и заднике, с язычком и завязками у щиколотки. Надевали неIармачаш на босу ногу, подкладывая осоку или листья кукурузы, а иногда на носки. Для зимы такая обувь была холодной, поэтому внутрь – для утепления – клали сено.
Более просто делалась другая обувь – калбанаш. Для ее изготовления брался кусок кожи, по краям делались отверстия для продергивания ремня-шнурка. Ремни затягивались под или над щиколотками, кожа обволакивала ногу, и получался простейший вид обуви, не требующий для своего изготовления больших усилий.
Из сыромятины делались и хулчи – особого рода сандалии с подошвой из плетеного ремня, чтобы в горах не скользила нога. С этой же целью к обуви привязывали треугольные железные подковы, а также и симхье с волосяным покровом на подошве.
Вайнахи носили также мачаш, широко распространенный почти на всем Северном Кавказе. Мачаш шили из кожи: верх – из козьей или телячьей, а низ – из кожи крупного рогатого скота. Зад верхней части был прикреплен к низу навощенной нитью. Для пожилых женщин эту обувь шили обычно из черной кожи, а для молодых – из красной. Среди женской обуви выделялась пошмакхаш - для незамужних и невест. Она была доступна не всем. Сначала эти два вида обуви завозились торговцами, но со временем их стали шить и на месте.
В Чечне, Кабарде, а иногда и в Осетии встречались также кожаные галоши с подошвой и низким широким каблуком. Чеченцы эту обувь называли екъа калош (женские калоши). В горных районах Чечни в галоши стелились специально приготовленные войлочные подстилки – утаркхаш.
В начале ХХ в. в Чечне и Ингушетии появились резиновые галоши – лаклош, имеющие почти схожую с чустами форму. Но они были доступны только богатым. У чеченцев их покупали девушкам и молодым парням.
Таким образом, до массового появления фабричной обуви вайнахи, в основном, довольствовались обувью собственного производства.
Из книги Л.Гарсаева - «Вайнахская женская одежда (конец XIX - начало XX в.)»
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 11
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВАЙНАХСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)
По имеющимся сведениям, в ХIХ – начале ХХ вв., особенно до появления на равнинах и в горных районах Центрального Кавказа одежды фабричного производства, вайнахи широко использовали домотканую шерстяную материю (маша) и шкуры домашних и диких животных. Подобно другим горцам Кавказа, в их хозяйстве обработка шерсти и обеспечивание членов семьи изготовленной из нее одежды занимали весьма важное место.
Кустарное производство шерстяной одежды развивалось в горных районах более интенсивно, чем на равнине. Причем этой традиционной отраслью занимались женщины, приобщаясь к этому делу с 7-8-летнего возраста. Шерсть чистили и промывали, как правило, невестки, а золовки им помогали. Старшие женщины (нана) занимались последующими процессами.
Очистку, промывку и обработку шерсти вайнахи производили во все времена года, в свободное от домашних и полевых работ время. Вайнахские женщины стирали шерсть на реке в любое время, но при этом была необходима солнечная погода. Почти каждая семья имела доску и две палки одинакового размера, с помощью которых производилась стирка шерсти. Замужние женщины занимались индивидуальной кустарной деятельностью, но в случае необходимости (например, во время прочесывания и прядения большого количества шерсти) они прибегали к коллективному труду. Эту форму взаимопомощи называли белхи, что означает помочь. При создании таких временных сотовариществ вайнахи, как и соседние горцы, обращались, прежде всего, к родственникам, а потом к соседям.
Процесс обработки шерсти происходил с помощью белхи, куда приглашались девушки, молодые женщины (но руководили работой пожилые хозяйки), а также молодые парни, которые не принимали непосредственное участие в работе, а занимались увеселением работающих. Они приходили сами, как только узнавали, что где-то состоятся белхи по расчесыванию шерсти. По обычаю чеченцев и ингушей, молодой человек должен был находиться всегда там, где появлялась его девушка, ездить за ней в другое селение со своими друзьями. Аналогичный обычай существовал и у соседних кумыков. В ходе такой взаимопомощи женщины могли выбрать невесту для своих сыновей и братьев.
Взаимопомощь при изготовлении бурок, кошм, шляп, войлока у вайнахов называлась по разному, в зависимости от характера выполняемой работу: верта датош болу белхи – валяние бурок, верта дуьллуш болу белхи – укладывание бурок, истанг дуьллуш болу белхи – укладывание кошмы и т.д.
Во всех трех регионах проживания вайнахов использовалась одна и та же форма прялки. Шерстяную нить пряли двух видов – тонкую и грубую. Тонкая использовалась для тканья шерстяной материи для одежды, а грубая – для изделий хозяйственного назначения: чехлов, мешков, хурджинов, а также носков.
До Кавказской войны в Чечне и Ингушетии изготавливали и полотно из льна (виета/гиета). Почти все остальные ткани были привозными и покупались у армянских, персидских, русских, кумыкских, затем и у собственных купцов.
Выбор цвета шерсти, окраска ткани из шерсти зависели от экономического положения и возраста женщины, но в горных районах большим спросом пользовались оттенки светло-серого цвета. Раньше белые нитки смешивали с черными или серыми, полученные оттенки хорошо сочетались с любыми другими цветами. Чеченцы и ингуши для окрашивания использовали листья мелкого ореха, лавра, дикой лесной яблони, кору дуба, ольхи, грецкого ореха. Лучшими красителями шерстяной ткани были корни марены, которая в большом количестве росла на берегу Терека в Брагунском районе. При помощи этих средств получали черный, желтый и коричневый цвета. Вайнахи в большинстве случаев красили шерстяную ткань в черный, темно-серый, а чаще всего в синий цвета, применяя натуральные красители. Искусственными красителями пользовались редко. Окрашенную ткань для сушки вывешивали на веревке по длине за концы, на которые к тому же навешивали какой-либо груз, чтобы выровнять и равномерно растянуть ткань. Однако еще до окраски ткань должна была пройти довольно-таки сложный процесс обработки. На концах куска материи делали крюки из грубой бечевки, чтобы концы не расходились. Этот цельный кусок опускали в воду, в которую засыпали золу, и оставляли на три дня. Затем валяли, стирали, высушивали.
Несколько слов об обработке кожи, предназначенной для пошива одежды. Существовало 3 способа ее обработки: толокном и солью, только солью или солью и мукой. Овчина должна была изготавливаться сразу после забивания скота. Сняв шкуру, следовало удалить лишний жир, вырезать мясо и с внутренней стороны натереть тем или иным вышеназванным составом. Затем оставить в таком виде на две недели, после чего вынести на воздух и раскрыть для сушки в тени. Через два дня приступали к дальнейшей обработке. Выделка овчин и вообще кож в Чечне и Ингушетии издавна достигла высокого мастерства.
Материал для верхней одежды изготавливался из козьей, телячьей, лошадиной кожи, а для низа – из бычьей, коровьей и буйволиной. Овчина в основном использовалась для легкой теплой обуви. А для ношения дома использовали обувь из войлока. Шили ее пожилые женщины.
Как мужская, так и женская обувь вайнахов шилась из кожи. Особенно много ремесленников, занимавшихся изготовлением обуви, проживало в Галанчожском, Шатоевском, Итум-Калинском, Ножай-Юртовском горных районах.
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 12
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
СПОСОБЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ
Крой и шитье у вайнахов считались делом женским, однако были и такие элементы одежды, для производства которых требовалась подчас и мужская рука. В число таких элементов входили кожаная шуба кетар, горская обувь хулчи, мужская шапка из бухарского каракуля хоалхазан куй.
Занимавшиеся швейным делом вайнахские женщины, несмотря на домашнюю работу, находили время для обучения девочек рукоделию. Это было одной из важных задач хозяйки дома. Необходимо было, чтобы вайнахская девушка на выданье владела умением качественно обшивать себя и семью соответственно своей родовитости. В среднем семья насчитывала 10-15 человек, а порой и больше. Если учитывать, что каждый член семьи нуждался в верхней и нижней одежде, то нетрудно себе представить, сколько труда стоило удовлетворение этих нужд. В многочисленных семьях старшая женщина руководила работой всех остальных женщин. Но зажиточные семьи, бывало, заказывали одежду опытной портнихе. Выкройкой и шитьем основных элементов одежды владела почти каждая женщина, но чоху и архалук шила не всякая. В селе, однако, всегда было несколько женщин, которые специально шили именно эти два элемента и имели большую клиентуру.
Выкройка одежды производилась без какого-либо шаблона. Опытная швея с первого взгляда определяла, сколько требовалось материала. Во время выкраивания швея всегда благословляла хозяйку. Женщине средних лет она первым делом желала добра всей ее семье. Если же предстояло шить платье незамужней девушке, то швея желала ей хорошего суженого и много детей. Вдове – создания новой семьи и счастливой жизни в ней.
Следует отметить, что среди вайнахов, даже равнинной полосы, до последней четверти ХIХ столетия считалось весьма постыдным брать за шитье одежды плату деньгами. Взамен заказчица помогала портнихе в поле или в домашнем хозяйстве столько дней, сколько та была занята шитьем ее одежды.
Во время выкраивания одежды у вайнахов запрещалось входить и выходить из помещения, где это происходило, до тех пор, пока работа не будет завершена. Бытовало поверье, что иначе бесхозяйственно будет израсходован материал. Одежду шили вручную. Слово шитье переводится на вайнахские языки так: тоьгуна (чеч.), тегаш йолу хIам (инг.), тиегар (кист.). Шили при помощи шерстяных, хлопчатобумажных и шелковых ниток. Швейные машины стали появляться у вайнахов в последней четверти ХIХ в., а с прокладкой железной дороги до Баку швейные машины распространились почти повсеместно.
Во время выкройки рубахи портнихи складывали ткань вдвое по длине. Для выделения головы вырезали круглый ворот – кач (инг., кист.), по бокам делали разрезы для вставки клиньев – хатташ, выкраивали широкие и длинные рукава – пхьош (инг. –пхьоыш, кис. – пхьуаш) и делали вставки под мышки – улх/кишлик. От ткани, предназначенной для рубахи, почти не оставалось лоскутков. Без лоскутков кроили и нижнее белье. В том случае, если материал был широким, портниха взятую по длине ткань складывала вдвое, разрезала от лодышек или колена до седалища и в середину вшивала вырезанный в форме треугольника двойной кусок ткани – айла. При раскрое остальных элементов кроящая стремилась разрезать ткань без лоскутов, а оставшиеся все-таки обрезки использовались при шитье другой одежды.
Следует также отметить, что чеченские и ингушские женщины превосходно расшивали декоративные настенные войлоки и подседельную поярковую войлочную подстилку. Во время шитья и вышивания одежды для невесты родственники помогали друг другу. Одна вышивала шапку, вторая – чоху, третья – обувь, четвертая – головной платок и т.д. И в наше время обязательным компонентом одежды ингушской невесты является вышитая шапка. Следует отметить, что среди элементов одежды у чеченки шапки нет. Это свидетельствует о том, что они вообще не имели такой шапки или же обычай этот забыт, а у ингушских женщин сохранился. Большинство чеченских и ингушских женщин наряду с женскими занятиями, хорошо проявляли себя и в некоторых мужских работах. Если среди соседних горцев кожаную одежду и обувь шили только мужчины, то в Чечне этим успешно занимались и пожилые женщины.
Из сказанного выше следует, что в ХIХ - начале ХХ вв. в Чечне и Ингушетии для изготовления одежды, обуви и головных уборов использовались главным образом домотканая шерстяная ткань и шкуры крупного и мелкого рогатого скота. Впоследствии, с появлением ткани фабричного производства, к старинной одежде постепенно прибавлялись некоторые новые элементы, что способствовало процессу трансформации традиционной одежды. Переселение населения с гор на равнину и приближение к городской торговле внесли изменения в его быт, покрой и расшивку одежды.
Л.Гарсаев - «Вайнахская женская одежда (конец XIX - начало XX вв.)»
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
ready2die |
Сообщение # 13
|
Есть прописка
Репутация: 14
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 273
|
|
|
|
Musa |
Сообщение # 14
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
[attachment=186]
[attachment=187]
[attachment=189]
[attachment=190]
[attachment=191]
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 15
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 16
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 17
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 18
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 778
|
чеченка
охотник
горская семья вайнахов
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
|
|
|
|
|