Уголок мусульманинаО воздаянии за сдерживание гнева
Передают со слов Му\'аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
В День воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)
|
|
|
Чеченские башни, чеченские башни |
|
|
Lexxx |
Сообщение # 21
|
Местный житель
Репутация: 10
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176
|
Могу помочь в определении, где находится та или иная башня по фото. А так же посоветовать, куда и как добраться.
|
|
|
indislam |
Сообщение # 22
|
GOVZ-постер
Репутация: 171
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 3162
|
Я еще в дестве узнал от отца что тэйп наш - агишбатой.
Потом я узнал, что есть селение Агишбатой и там же башня - Агишбатой, не был там ни разу, надеюсь что побываю иншаАллах1.
а еще я узнал, что одни из родственников абрека Зелемхана, представители тэйпа - агишбатой, предали его, после чего Зелемхан был жестоко убит. Зная особенность нашего менталитета, я все-таки сомневаюсь в достоверности этой истории про абрека, хотя и допускаю это, так как опять таки, маленькая история нашего народа не совсем безупречна - много стукачей, по сей день.
в общем, башня агишбатой ждет моего визита...
Le(* censored*), можешь рассказать про эту башню?
|
|
|
Lexxx |
Сообщение # 23
|
Местный житель
Репутация: 10
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176
|
Я, к сожалению, мало ходил по горам Веденского района, а в Агишбатой никогда не был. Больше охотничал и рыбачил в Советском -ныне Шатойском, Итум Калинском, Шаройском районах. Не являюсь каким то знатоком истории. Просто по фотографии могу предположить о селении.
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 24
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Прямоугольные и квадратные башни чеченцев-нахов
Леча Ильясов. Культура чеченского народа. М., 2009.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА. ИСТОКИ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ(стр. 173-174):
...Кроме того, с древнейших времен люди использовали в качестве центрального опорного столба ствол дерева, вокруг которого строился круглой формы шатер. Подобного рода жилища существовали почти у всех народов Кавказа. Свидетельством тому являются различные реликтовые архитектурные формы или, по крайней мере, понятия, которые сохранились в языках некоторых кавказских народов, в частности дагестанских, в которых опорный столб называется «столбом корня». Опорный столб в жилых башнях нахов появляется в результате трансформации жилища горизонтальной планировки в вертикальную, то есть является вторичным.
Древнейшие жилища, сооруженные из камня или глины, были овальными или круглыми, так как люди в те времена не знали прямого угла. И традиция круглого жилища в течение тысячелетий сохранялась в различных районах земли.
Только у нахов ни в языке, ни в культуре строительства не сохранилось следов бытования круглого жилища. Единственно, в западных районах встречаются склепы и мавзолеи круглой формы, в облике которых чувствуется влияние кочевников- мусульман.
На территории обитания нахов круглые жилища не встречаются практически с эпохи бронзы. Не появляются они и позже, во времена бурного расцвета строительства башен. Круглые башни были очень распространены в Закавказье и Дагестане, но почему-то это ни в коей мере не отразилось на архитектуре нахских башен, хотя, конечно же, взаимовлияние архитектурных форм различных регионов Кавказа было весьма существенным. Тем более с точки зрения фортификации круглые башни являются более устойчивыми, так как против них очень сложно использовать стенобитные машины.
Достигнув высокого мастерства в строительстве боевых башен, вайнахские строители продолжали возводить прямоугольные и квадратные в плане сооружения. Возможно, это связано с каким- то древним культом. Прямоугольник был символом устойчивости, символом четырех стихий: земли, воздуха, огня и воды, символом четырех стран света. Вероятно, поэтому стены или, в крайнем случае, углы чеченских башен всегда были строго ориентированы по странам света.
Прямоугольное жилище является результатом развития земледельческой цивилизации с сопутствующими религиозными культами четырех времен года, а в связи с поклонением солнцу — четырех стран света. В чеченском языке слово «угол» — «са» созвучно понятию «душа, свет» — «са», и эта связь имеет сакральный смысл.
Кочевые народы практически не знали прямоугольных жилищ, даже передвижных. У чеченцев все архитектурные строения были прямоугольными по форме: жилища, культовые, башенные и погребальные сооружения. Это может быть одним из аргументов в пользу того, что чеченцы являются наследниками создателей майкопской культуры, древней археологической культуры на территории Северного Кавказа, практически все постройки ко- //// С. 173
торых, за небольшим исключением, были прямоугольными. Ведь архитектурные традиции могут сохраняться в течение тысячелетий, постепенно утрачивая тот сакральный смысл, который в них был заложен изначально.
Прямоугольными были жилища и фортификационные сооружения алан202(Абрамова М.П. К вопросу об аланской культуре Северного Кавказа. С. 75).
В древнейшие времена, когда жизнь человека полностью зависела от природной стихии, почти все в ней, тем более в материальной культуре, имело конкретный смысл и предназначение. Но многие архитектурные произведения древних людей, абсолютно не имеющие никакого прикладного смысла с точки зрения современного человека, до сих пор продолжают удивлять нас высокой техникой строительства и колоссальными объемами затраченных усилий.
В этом отношении наиболее интерес- ными памятниками древности являются так называемые мегалиты, или сооружения из огромных камней: менгиры, дольмены, кромлехи. Все они связаны с различными культами древних: менгиры и дольмены — с культом почитания предков, кромлехи — с культом солнца.
Кавказские дольмены во многом по-вторяют формы и даже конструкции жилища, бытовавшего у местного населения в древности, не только на северо-западе Кавказа, но и на северо-востоке, за сотни километров от этих мест. Через несколько тысячелетий средневековые склепы будут напоминать по форме древние дольмены и, может быть, древние жилища с двускатной крышей. А гигантские менгиры трансформируются сначала в сиелинги — столпообразные святилища, а затем в надмогильные камни — чурты. И останется поверье: душа умершего обитает там, где находится его чурт, а не там, где захоронено его тело...///С. 174
б) Мазорга,1977 год, общество Акка, башня и склеп аккинца Дысхи. Из этого села вышли все карабулаки-орстхой в Аух в книге А. Сулейманова "Топонимия Чечни" , в Мазорге проживали нашхой и аккинцы. Орстхой, нашхой, аккинцы считают Мазоргу своим общим селом, что в очередной раз подтверждает родство нашего народа и общие предки.
А. Сулейманов, Топонимия Чечни, Нальчик, издательский центр "Эль-Фа", 1997. Нашха, МИКРОТОПОНИМИЯ ТЕСТАРХОЙ, С. 73:
Мозарга (Мозарга) - разв. на з. окр. об-ва Нашха. Аул входил в общество Аьккха. Из Мозарга вышли все равнинные аьккхи -ара-аьккхи, имеют несколько вариантов названий: карабулаки, ауховцы (чеч. авхой), эргIастой, орстхой, балой. Этимология Мозарга остается непонятной, но «мазар» - тюрк. - святое место, храм, усыпальница. Возможно, от «мозгIар» - моцIкъвари - груз, священник. (Христ.)
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 25
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
2-я часть Прямоугольные и квадратные башни чеченцев-нахов
в) Валган(Фалхан). Заслуживают внимания и башни Фалхана(Р. Ингушетия) построенные чеченцами из Галанчожа. Как рассказывают старожилы аккинец Дудар и его друх Довтар, и три чеченские дружины сошлись здесь.
«Алихан Марзабеков (из селения Фалхан; Валган/Фалхан основан галанчожскими аккинцами во главе с выборным вождем Дударом, на месте Фалхана было поселение галанчожа Гама ) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Б.]. До них в Фалхане жили не ингуши(кхокалой), а потомки какого-то Гама(аккинцы Фалхановы утверждают Гам был из Галанчожа). Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); он же сообщил, что жители Бейни(Вейни) – выселенцы из Фалхана ; переселение в Бейни произошло лет 200 назад» (Семенов, 1963:67).
По отцовской линии Дудар родился в башенном селение Акка в области Галанчожской Акки, мать же Дудара была из селения Кий, который лежит тоже в Галанчожской Акке. Тайп Кий пошел от Кия, Кий был потомком Миеда, Миед был сыном Акки Миеда(Аьккхе Медд), отцом Акки Миеда был Акко(Аьккхе), отцом же Акко был Га. У Га было четыре сына: Галгай, Нахчмахкахо, Мелхий и Аккхо. Га, по преданиям был младшим сыном правителя мусульманской страны Симсим, посла разгрома Симсима Га ушел в Западную Чечню, где жили предки чеченцев аланы. Выборным правителем, по легендам(он упоминаеться в осетинской истории) был чеченец из рода аккий Пулад. Пулад был разгромлен Тамерланом за то не выдал, по легендам одного ближайшего беглеца из свиты Тамерлана и сына Тамерлана. Главная крепость в Дариальком ущель была разрушена, а остатки защитников ушли по туннелю. Пулад по орстхойским преданиям был потомком Воккха Пулы, его аккинцы считают одним из древнейших своих предков, его родовое село лежало под Казбеком, а сам Воккха Пул основал город на месте нынешнего Ставрополья. Одним из потомков Пулада из Дариала был Воккхал. Воккхал жил в горах Галанчожа. Дочь Воккхалы и Потомок Аккхе поженились, от них пошло черыре новых рода: кей, дзенгалой, вовгой, итаркелой.
Селение же Валерик в горах Галанчожа было основано одним из потомков Воккхалы, это был наездник и охотник по имени Валларге. У Воккхалы было много сыновей, но все они были убиты, выжил лишь один. Он присматривал за детьми своих братьев. Позже на месте аккинского поселения Дзунге на равнине в период "Изгнания князей" был разгромлен могущественный кумыкский княжеский клан Айдамировых вместе с его союзниками джелтами. Все жители горного Валерика спустились в село Дзунге и оно получило новое название Валларге(Валерик). Многие чеченцы ушли в горы в свои родовые села не признавая власть князей. В разгроме кумыкской дружины учавствовал, по преданиям жителей с. Валерик братья Дурди и Хоже(горные аккинцы). Дурди назвал своего сына Айдамиром. По преданиям отец Хожи и Дурди под горой Мут(там собирался Мехк кхел, гора находиться в Аккинском обществе Чечни) объявил о своем желании освободить равнинные села и объявил себя формально новым Айдамиром, тем самым бросая вызов могущественным тюркам, на стороне которых стояли большие силы на Кавказе. Процесс "Изгнания князей из Чечни" был всеобщим и хорошо продуманным. "Присваивать" звания князей было традицией многих чеченцев, это делалось в случае крупных столкновей, для сторон нужен был повод начала действий. Многие из семейства кумыков Айдамировых ушли на Восток, но один из его сыновей остался. Его потомки живут в с. Валерик.
Автор Зелимхан Нашхоев
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 26
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Что использовали чеченцы при строительстве замков, некрополей и какие технологии пременялись?
Анимация вяппинского города Арзу/Аьрзи/Эрзи:
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v;=x-OUqEb_eFg
Технология строительства описана во многих преданиях, приводят даже имена легендарных строителей, это вяппинец(аккинец) Янд строитель башен и галанчожец (аккинец) Дисхи.
Иванов М.А. высказывает мнение в работе своей экспедии что АЛЕБАСТР мог служить составной частью, как он пишет того крепокого цемента сдерживавший стены древних чеченских башен и могильников :
Иванов М.А. Верховья р.Гехи. Записки Кавказского отдела Русского Географического общества. Тифлис, 1902, т. 15, с. 270-302:
Аулъ Воуги состоитъ изъ 30 дворовъ. Сакли и всѣ хозяйственныя постройки сложены изъ дикаго плитняка. Нѣкоторыя сакли и здѣсь, какъ въ Ялхароѣ, имѣютъ побѣлку, матерiаломъ для которой служитъ добываемый въ окружающихъ горахъ поро- /// Страница 287
шокъ-очевидно, разрушившiйся подъ дѣйствiемъ атмосферныхъ влiянiй алебастръ, куски котораго мнѣ часто встрѣчались въ этой странѣ. Но служилъ-ли тотъ-же алебастръ и составною частью того крѣпкаго цемента, который уже много вѣковъ сдерживаетъ стѣны древнихъ башенъ и могильниковъ наперекоръ времени и непогодамъ?
Селенiя Аккинскаго старшинства имѣютъ значительную площадь сельско-хозяйственныхъ угодiй, заключающихся главнымъ образомъ въ покосныхъ и пастбищныхъ земляхъ; пахотными участками эта местность сравнительно также довольно богата. /// Страница 288
-------------
Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974.
Селение под названием Кербите известно в Джерахском ущелье рядом с сел. Эрзи, жители которого считают себя выходцами из Кербите, а также в горах в Аккинском обществе. В том же Акки имелось сел. Озьми, известное в XIX в. в нижнем течении р. Армхи. Жители сел. Фалхан (правобережье Армхи) считают себя по происхождению аккинцами9. Орстхойцам-хаккоевцам (ср. Хакки-конги-юрт, район Алкуна), передви- /// страница 143
-нувшимся с р. Ассы, в первой половине XIX в. принадлежало сел. Цогуной на р. Аргуне, располагавшееся на месте Шатоя10. В настоящее время в Шатое живет тейпа Хаккой, насчитывающая около 100 хозяйств11. Из местности Щечеахк далеко на восток к Шаро-Аргуну ушли цечоевцы (орстхой), где и образовали сел. Пхаьмат. Представители этой тейпы, хотя и записаны чеченцами, до сих пор называют себя орстхой12. /// страница 144
-----------
Согласно документальных источников, в конце ХVI в. в Дарьяльском ущелье в ингушском Ларсе жил «феодал Салтан - Мурза, который состоял в родстве с другим вайнахским владельцем Ших-Мурзой Окуцким //Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М..1973, с.155). Мурзы встречаются у мусульманских народов Северного Кавказа: ингушей, чеченцев и кумыков. Выше Ларса находилось ингушское(мое- аккинское) село Гвилети //Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.152
---------
Вяппий по тейпу и владелец Ларса Салтан-мирза в документе 3 раза подчеркивает, что Ших-мирза Аккинский его брат (действительно в Аухе проживают переселенцы аккинцы из тейпа вяппий):
Одно из посольств сообщило ларсинскому Салтан-мурзе о том, что Ших-мурза ..., на что, по записи русского посла, Салтан-мурза ответил: «Слышал от узденей и брата своего Шиха-мурзы Окуцкого (аккинского - И. Д.), что кабардинские все князи би ли челом в службу государю вашему, .... му брат мой Ших-мурза Окуций... ...какую прислал он к брату моему, к Ших-мурзе Окуцкому. (Вехи единства. Грозный 1982, с. 25)
---------
«Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. /// Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 163
---------
Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. /// Леча Ильясов Исторические области Чечни, глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал Чеченское общество Сегодня No 1(17), Москва 2008. С. 18
---------
"Многим специалистам-кавказоведам известен нахский этноним - ваьппий / фаьппий. Примечательно, что общность нахов , именуемых таким образом , нахи связывают и с одним из наиболее могущественным в древности нахским племенем аьккхий , и с не менее могущественным в прошлом племенем - орстхой , отделившимся от прежних соплеменников - аккинцев ( аьккхий ), и с ингушами. Все эти племена и роды, восходящие к ним, с древнейших времен до недавнего прошлого населяли территории, прилегающие к Дарьялу. Эта местность в течение многих столетий была под их контролем. Ваьппий и фаьппий - этноним, в своем современном оформлении, появившийся не более нескольких столетий тому назад. Более древняя его форма - "вабуа". Она сохранилась в названии местности - "Вабуа". Общность людей, именовавшаяся "вабуа", контролировала Дарьял. Примечательно, что язык прямых потомков вабуа, т.е. бацбийцев, исключая заимствований из грузинского, более архаичен, чем остальные нахские языки, диалекты и говоры". /// Плиев Руслан Султанович, кандидат филологических наук, «Язык - история народа»
|
|
|
benoevskij |
Сообщение # 27
|
Есть прописка
Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320
|
Админи простите ошибку забыл скрыть ссылку ючуба(.
|
|
|
Adamdoc |
Сообщение # 28
|
dr.GOVZ-рыболов
Репутация: 367
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1921
|
Хотел опубликовать фотографии в публикации acelote "А была ли вторая Ушкалойская башня?", но мне пишут "Вы ввели слишком длинный комментарий", потому скину сюда, если кому интересно, вот мои вчерашние фототрофеи:
Под спойлером еще фотки:
|
|
|
Fantom |
Сообщение # 29
|
Govz-форумчанин
Репутация: 162
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1317
|
Мне один охотник рассказывал что несколько раз натыкался на замурованные пещеры. Кто что знает об этом, почему их замуровали? у меня единственные мысли что туда при высылке загоняли людей и подрывали выход. Хотя хочу верить что ошибаюсь.
--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
|
|
|
Musa |
Сообщение # 30
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 776
|
Был в этих местах проездом, лет 5-6 назад.
Adamdoc, Не могу понять, почему человек на фоне этих башен выглядит таким мелким. Особенно на фото, где виден мост и по дороге отъезжает машина. Башни действительно такие высокие, или это оптическая иллюзия?
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
GOVZilla |
Сообщение # 31
|
СоЗиДаТеЛь
Репутация: 164
Группа: Администраторы
Пол: мужской
Сообщений: 2372
|
Цитата: Fantom Мне один охотник рассказывал что несколько раз натыкался на замурованные пещеры. Кто что знает об этом, почему их замуровали?
В них "разные" люди могут укрываться. Раньше это были абреки, сейчас...
Цитата: Musa Adamdoc, Не могу понять, почему человек на фоне этих башен выглядит таким мелким. Особенно на фото, где виден мост и по дороге отъезжает машина. Башни действительно такие высокие, или это оптическая иллюзия?
Позволю ответить за Адама.
Это и иллюзия и не иллюзия. Дело в том, что башни расположены ниже привычного уровня, и стоя на противоположном берегу, мы смотрим на них как бы сверху вниз. Это непривычно для нашего глаза и сознания, так как обычно, чтобы оценить высоту чего-то, надо стоять рядом на том же уровне. Поэтому наш мозг не может оценить реальную высоту этих башен, так как мы смотрим на них сверху вниз, а не из привычного положения. Это как бы иллюзия.
А то, что люди кажутся маленькими, это уже не иллюзия. Башни действительно большие.
На девятой фотке снизу можно сравнить башню и автомобиль.
|
|
|
Adamdoc |
Сообщение # 32
|
dr.GOVZ-рыболов
Репутация: 367
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1921
|
Цитата: Fantom Мне один охотник рассказывал что несколько раз натыкался на замурованные пещеры. Кто что знает об этом, почему их замуровали?
Цитата: GOVZilla В них "разные" люди могут укрываться. Раньше это были абреки, сейчас...
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.
Цитата: Musa Башни действительно такие высокие, или это оптическая иллюзия?
башни высотой около 12 метров, на фото мне тоже они кажутся громадными (я специально ждал пока тот мужчина подойдет к ним, чтобы сфотографировать его на их фоне, для сравнения), а когда стоишь рядом с ними, то они кажутся поменьше.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 33
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 776
|
GOVZilla,
Adamdoc,
Баркал! Вообще фото очень интересные.
Сегодня на канале «Вайнах» была передача, про экспедицию в район селения – Никарой (с участием этнографа – Лечи Ильясова), очень красивая архитектура (подстать башенным комплексам Эрзи и Вовнушки в Ингушетии), с жилыми и боевыми башнями и еще мечеть похожая на постройки Алдам-Гези.
Может кто-то выложит фото и этих мест.
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Musa |
Сообщение # 34
|
Активный форумчанин
Репутация: 82
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 776
|
Если кому интересно, сейчас идет повтор той передачи на ЧГТРК «Грозный» про башни – Никарой.
--------------------
Читайте между строк - там никогда не бывает опечаток.
|
|
|
Borz95 |
Сообщение # 35
|
Новичок
Репутация: 0
Группа: Посетители
Сообщений: 9
|
Очень красивые сооружения, памятники архитектуры и лучшие строителей того времени!
|
|
|
Nohchi95 |
Сообщение # 36
|
Новичок
Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 5
ICQ: -
|
Дегустатор,
Есть много башен к которым можно проехать без пропуска.
|
|
|
Nohchi95 |
Сообщение # 37
|
Новичок
Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 5
ICQ: -
|
Пхьамто,
К сожалению, в селе Пхьамтой нет боевой башни, многие башни были уничтожены во время Кавказской войны и в период депортации, то что уцелело уничтожалось в ходе двух последних войн. Может остатки где то есть, но целых башен нет в Памятое нет.
|
|
|
Nohchi95 |
Сообщение # 38
|
Новичок
Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 5
ICQ: -
|
Fantom,
Скорее всего речь идет о пешерных захоронениях, в средневековье их использовали наряду со склепами для захоронения.
|
|
|
Г1овс |
Сообщение # 39
|
Новичок
Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 2
|
В какие именно селения в наших горах не пускают ?
Слышал в горах есть запретные места, мертвый город и пр. но где именно, кто знает?
|
|
|
|
|
|
|
|