о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

О вреде сомнения

Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Я запомнил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь - сомнение». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Достоверный хадис».)
Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что сомнений тебе не внушает.
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

4 страниц 1 2 3 4 Далее
    Орстхой, Chechen old people  
Самбист143кг
Сообщение # 61


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 16
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 94

Мнение ингушского академика истории про происхождение и историю чеченцев-орстхойцев:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.


Места происхождения орстхойцев

16.01.2010, 10:27
Рубрику ведет И. Дахкильгов

Орстхойцы вышли из мест Яндаре, Арара Аккаре, Кераста Аккаре, Гачалка Аккаре. Выйдя из этих мест, орстхойцы поселились в Белганче.
Когда орстхойцы жили в Болганче, к ним явились гости.
Ночью, перед рассветом, одна орстхойка пошла по воду. Ей воды не дали1. Рассерженная орстхойка произнесла проклятие: «Чтоб змеи заняли это село!» В ту же ночь селение Белганче заполнилось змеями.
Тогда орстхойцы бежали из Белганче в Машата. Пожив там, орстхойцы перешли в Цеча Эхка. Оттуда они перешли жить в Верхний Алкун. Выйдя из него, они поселились в Ахки-Юрте2. Когда в этом селении орстхойцы размножились, часть из них основала село Экажево. Оттуда избыточное население пересилилось в Сурхахи, затем – в Яндаре, оттуда – в Галашки.
После основания Галашек орстхойцы основали Мужгане, затем – Мерже. Потом орстхойцы основали Ялхарой, а затем – Доттахоевское Берхате3. Затем выходцы из этих сел основали село Бамут. Выходцы из него основали большое поселение на реке Фарта4, которое сегодня входит в состав Чечни. Затем было основано село Ах-Боарзе5, далее – Сямуашке6. Затем пошли и основали селение Гажарий-Юрт7, далее – Алхасты. Затем орстхойцы основали села Асмарзи-Юрт8, Эбарга-Юрт9 и Илдарха-гала10.
По мере размножения орстхойцы шли далее и основывали новые поселения. При этом новой партией поселяющихся руководила какая-либо примечательная личность. Обычно ее имя присваивалось новому поселению11. Далее они основали Магомед-Юрт, Гетагажево, Жамботово, которое сегодня называют Сагопшами. Затем основали Боковское село Цокалой-Юрт, Гази-Юрт, Чоаче, Мержоевское Берхате, Нижний Алкун, Мужичи, Товзан-юхе, Царха, Хавхаре, Гярите, Дяттах, Самайоагаче, Гейше, Берашке и др.12
Изначально поселялись по Сунже, начиная от ее истоков и по всему ее восточному берегу, который заселили орстхойцы. Повыше истоков Сунжи орстхойцы имели границу с пшав-хевсурами. От места Алха и до Эрси Фартате13 шла граница поселения орстхойцев. Также она шла по Орстхой Фартате,14 Асмарзий-Юрте, сегодняшней Михайловске15 и до места Эргате.16 От орстхойского Эргате, а орстхойская граница, захватывая Магомет-Юрт, идет к Малгобеку, затем – далее от Долако продолжается граница орстхойцев. Затем она проходит по лесистому хребту и доходит до границы Осетии и Кабарды и кончается у красивой речки.
При границе с Осетией лежашие села Гайрабик-Юрт и Бятармарзи – Юрт являются галгаевскими, но далее, начиная от стелы Гантемира, не имеющей верхушки, продолжается граница орстхойцев, которая идет затем к стеле Абина, а оттуда – к Сунже. Места стела Аби, стела Гантамира, Гайрбек – Юрт, Бятармарзи-Юрт относятся к галгаевцам. У стелы Аби и реки Сунжи смыкаются границы галгаев и орстхойцев17.
Этот текст и последующий текст «Орстхой Турки мехка баха д1абахар» были записаны Магометом Гаймурзиевичем Дзейтовым. По библиографическому справочнику О. А. Мальсагова (1933г.) известно, что он 1932 г. в «Сборнике ингушского народного устного творчества» (ч. 1, 1932, издательство «Сердало», Орджоникидзе) опубликовал «Переселение карабулаков в Турцию» (на ингушском языке). Там же отмечено, что в рукописи у него имеются произведения «Жожик - основатель Владикавказа» и «Карабулак – ногайский хан». Их судьба неизвестна. Также в сборнике «Дега г1оз» (Фрунзе, 1957, с. 84-86) им было опубликовано стихотворение «Лоаман йо1».

Тексты, приведенный выше и последующий, сохранились в архивной записи на ингушском языке.

1 По тексту не понятно, кто и почему этой женщине не дал воды. В целом, это и проклятие, вызвавшие нашествие змей, надо признать фольклорным вымыслом.
2 Село Ахки-Юрт было основано по имени Евлоева Ахка Эжиевича. Вместе с галгаевцами в селе проживали и орстхойцы.
3 «Берхате» – соляной источник в горах. Из соленой воды («берх1а») выпаривали соль. При источнике имелись специальные солеварни. По преданиям источник попеременно принадлежал Доттахо, Белхаро, Г1андало. Царское прaвитeльствo забрало этот источник в казну.
4 «Фарта» – так называют ингуши-орстхойцы речку Фартанга. Далее, протекая по территории Чечни, она называется уже Мартангой, т. к. фонема «ф» в чеченском языке отсутствует.
5 «Ах-боарзе» – в переводе с ингушского «Полукурган». Ныне называется «Ассиновская».
6 «Сямуашке» – в переводе с ингушского «У оленьих рогов». Ныне село Серноводское. Еще в 18 веке там было поселение Казах-гечу («гечу» – переправа, тюркизм). Исследовательница Н. Волкова («Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 – начале 20 века». М., 1974, с. 160) пишет, что исследователь, посетивший наш край в 1781 году, «Штедер указывает на этой реке (Сунже – И. Д.) сел. Казах-гечу в 35 дворов, население которого было ингушско-карабулакским, а также дистрикт Ахкин-Юрт в высоких горах по той же реке, населенный пришедшими с гор карабулаками и ингушами».
М. Дзейтов, указывая, что такие-то и такие-то села, хутора были основаны карабулаками, забывает указывать, что в этом процессе участвовали и кровнородственные орстхойцам галгаи. Одним из авторитетных свидетельств является вышеприведенная цитата.
7 «Гажарий-Юрт» – основателем села считают мужчину по имени Гажар. Ныне называется Нестеровская.
8, 9, 10 Асмарза, Эбарг, Илдарха – имена первопоселенцев сегодняшних сел Орджоникидзевская, Троицкая, Карабулакская. Основателями Слепцовской (Орджоникидзевской) помимо орстхойца Асмарза считался и предок галгаевского рода Куриевых. Соответственно, село имело и другое название – Кури-Юрт. Тут мы видим очередной пример совместной орстхойско-галгаевской колонизации равнинных земель.
11 Названия вновь создаваемым поселениям часто давали по именам их организаторов (первопоселенцев).
12 Эти поселения, как и орстхойцы, галгаи также причисляли себе.
13 «Эрси Фартате» – галгайско-орстхойское название, позднее по-чеченски переделанное в «Урус-Мартан».
14 «Орстхой Фартате» – также по-чеченски переделано в «Ачхой-Мартан».
15 «Михайловское» - бывшее Казах-гечу, на месте которого была образована станица Михайловская. Ныне – Серноводск.
16 «Эргате» – эта местность ныне не поддается локализации.
17 Мошное движение ингушей (галгайцев и орстхойцев) на равнинные земли произошло после добровольного вхождения их в состав России в 1770 году


4 страниц 1 2 3 4 Далее