о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Популярные статьи

Уголок мусульманина

Здоровье и свободное время

Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем. (Аль-Бухари)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Аккинцы кто они?, Знание чеченской истории- познавательно!  
benoevskij
Сообщение # 21


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

В горах между рр. Фортангой и Аргуном.
Записки Кавказского отдела Русского географического общества.
Тифлис, 1904, т.17 № 1-4, с. 31-68
Въ горахъ между рр. Фортангой и Аргуномъ.
Являясь господствующей высотой въ прилегающей горной части, гора Муйты-керъ играла въ историческомъ прошломъ края значительную роль. Въ Мереджо мн пришлось слышать повствованіе, которое я привожу со словъ разсказчика, мстнаго старожила. Съ незапамятныхъ временъ до появленія Шамиля и даже при немъ каждый родъ горцевъ жилъ отдльно, имлъ свои пашни, свои владнія, и по нимъ никто не могъ проходить безъ позволенія главы фамиліи свободно, безопасно. Недостатка въ храбрых молодцахъ тоже не было, а занятіе ихъ извстное: налетятъ какъ втеръ, пограбятъ, захватятъ кого повидне въ плнъ ?ются такъ-же быстро, какъ и появились, а потомъ за плнныхъ требуютъ съ родственниковъ выкупъ. Для ршенія всякихъ снорных длъ и установленія условій собирались въ то время наши почетные старики—представители племенъ ингушей, карабулаковъ, чеченцевъ, мелхастинцевъ и даже отдаленные тушинцы и хевсуры пограничной гор (Муйты-керъ). Со стороны Аккинскаго общества на склон этой горы есть большой плоскій камень, который служилъ какъ-бы трибуной для предсдателя такихъ совщаній представителей, а имя его было Муйты. Предметомъ занятій совщанія бывало установленіе цны на выкупъ плнныхъ, платы за охрану во время переходовъ по районамъ чужихъ племенъ, цнъ на скотъ и т. п.; о времени собранія члены оповщались заблаговременно. Муйты, какъ самому умному, опытному въ длахъ вліятельному человку, предоставлялось право согласиться или отвергнуть постановленіе совта.
Согласіе онъ выражалъ взятіемъ себя за носъ и уши, а отрицаніе вставаніемъ на ноги на камн. Въ послднемъ случа представители обязывались пересмотртъ вопросъ снова и ршить его иначе или непосредственно, или-же по указанію своего предсдателя—Муйты. Утвержденныя постановленія совтовъ были обязательны для членовъ всхъ племенъ и исполнялись безпрекословно.
Общество Мереджи составляютъ селенія Верхній и Нижнiй Гяритъ, Халхарой и центръ его—Мереджой и Цеча-ахки, дающiй въ общей сложности 67 дворовъ. По близости лса и удобства доставки матеріаловъ мереджоевцы находятся въ несравненно лучшихъ условіяхъ, нежели ихъ сосди—ялхаройцы и аккинцы, почему здсь преобладаютъ деревянныя постройки. Въ отношенiи сельскохозяйственныхъ угодій описываемый районъ обставленъ так же очень недурно: въ распоряженіи 59 дворовъ (исключая с. Цеча-ахки) старшинства состоятъ нагорные луга и поляны по об стороны р. Мереджи до водораздла (на восток), представляющая перемычку между гг. Борзанты и Гилла-кортъ, и отъ послдней по возвышенностямъ, обрамляющимъ верховья рр. Нитхой и Чо? (лвый притокъ первой), до хребта Кори-ламъ съ частью южнаго его склона.
Я не стану описывать мстность отъЯлхароя и дале по Аккинскому ущелью: здсь мы шли знакомымъ путемъ, которымъ я слдовалъ въ свою поъздку по котловин р. Гехи*). Скажу только, что отъ башни Дисхи-воу**) мы свернули влъво, перебрались черезъ рчку Акки-хи и стали подниматься на возвышен¬ности, обрамляющiя ея правый берегъ. Здсь, на одномъ изъ пологихъ бугровъ, у тропинки, обращаетъ на себя вниманiе камен-ная плита-иамятпикъ съ высченнымъ на ней крестомъ; въ твердомъ песчаник совершенно ясно сохранилось его изображенiе: дв перескающiеяся подъ прямымъ угломъ линiи, а на концахъ ихъ четыре правнльныхъ круга. Плита иметъ 1 арш. 10 вершк. высоты надъ землею, 12 вершк. ширины и 3 вершка толщины. Кром креста никакихъ фигуръ не имеется. На мои разспросы какъ у проводника, такъ и у встрченныхъ дале на снокос аккинцевъ я не получилъ никакого опредленнаго отвта: вс го¬ворили, что ничего не знаютъ о происхожденiи этого памятника.
Поднявшись на два небольшихъ увала отъ рчки, тропа вы¬ходить на небольшое покатое плоскогорье. Густая сочная трава длинными рядами ложилась подъ дружными взмахами косцовъ, которые, когда мы показались изъ-за пригорка, оставили работу и съ любопытствомъ осматривали нашъ караванъ, хотя, кажется, никто изъ его участниковъ не представлялъ изъ себя чего-либо занимательнаго. Нашъ проводннкъ, молодой парень, сомнваясь въ исправности дороги но южнымъ свтамъ Юкъ-еръ-лама, счелъ не лишнимъ собрать у нихъ нкоторыя свднiя, и мы на минуту прiоставовились. Отвты косарей-аккинцевъ подтверждали опасенiя, слышанныя нами отъ ялхаройцевъ, но добиться опредленныхъ отвтовъ и указанiй было нельзя.


benoevskij
Сообщение # 22


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Среди ингушей известна также точка зрения, по которой орстхойцы — это самостоятельный народ, но язык которых близок к чеченскому. По представлению жителей сел. Ольгеты, орстхой — это реальный народ, родственный аккинцам и малхистинцам, но не галгаевцам. Сохранившееся до наших дней среди западных вайнахов понятие об орстхойцах как своего рода «военной касте» в известной мере отражает реальную историю орстхойского народа. Их башни, построенные в верховьях р. Фортанги, считались наиболее совершенными постройками.
Эти народные представления находят свое подтверждение и в Исторических источниках. В описании Кавказской губернии А. М. Буцковского (1812 г.) сказано, что в обязанности карабулакских выходцев, поселившихся «на вершинах рек Акташа и Ямансу», входило поставлять кумыкам отряды воинов [88, 243].
В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), аккинцы —это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость аккинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют аккинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к аккинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые аккинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гiалгiай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор.


benoevskij
Сообщение # 23


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Немного про Аккинское село Нашхой в Галанчожском р-не Чечни:





1) Х.Ошаев: «... что чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем селении Нашхой Галанчожского округа (выделено мной – О.Б. Село Нашхой лежит в Горной Акке). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейп0, названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много» (Ошаев, 1928:4). Берже А. 17. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. Приложение: «Карта Чечни».

2) «С древнейших времен < аккинцы > жили в нагорной местности Лам-Акки в Галанчожском районе, где находится урочище Нашах, называемое колыбелью чечено-ингушского народа на Северном Кавказе. Оттуда, общества Акки, вышли < равнинные > < аккинцы >» (Дешериев, 1963:75).

3) Три(3) селения, как Нашхой, Кауси, Вовги(е) лежала рядом друг с другом, выходцы из этих сел отмечают, что село Нашхой было основано чеченцем из рода акки по имени Наш. Женщины чеченки используют некое схожее имя, но с удлиненной гласной Нааш. Возможно это измененное имя арабского происхождения Нажмуддин, хотя это лишь версия:

Топонимия Чечни: А. Сулейманов:
...Аьккха (аьккхий)/Галанчож(авт - не путать с Галайн Чожом): МИКРОТОПОНИМИЯ АУЛА ВЮВГА(авт - ВIов Ге):
Нашах лаьттинчу кога (Нашах ляттинчу кога) «Нашах стоял (где) впадине к» - на в. Вовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха...

4) «Место сбора «мехка кхелой» переносилось в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств. Полагаем, что оно неоднократно перемещалось с гор на равнину и обратно.

Одним из древнейших мест сбора «мехка кхелой» является селение Нашаха (бывший Галанчожский район). Долгое время служило таким местом и общество Майсти.

До начала Кавказской войны местом нахождения «собрания» или совета старейшин («мехка кхелой») служило, по-видимому, селение Нана-Чечин (на месте нынешнего города Грозного).

5) Известны жители из чеченского села Нашхой в Акке, проживающие и в Чеченской Республике, и братской республике Ингушетия:
...Нашхоевцы — выходцы из Нашхе Галанчожского района Чечни — аккинцы ; проживающие в сел. Валерик — птр. Дидиговых, живут и в Малгобеке...

Многие аккинцы из села Нашхой проживают в ряде сел: Шалажи, Ачхой Мартан, Валерик, Катыр Юрт, Малгобек и др.


benoevskij
Сообщение # 24


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Долгие ночи 1
Часть первая

ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ


- Ну и ну! - качает головой Михаил Тариэлович.- Все самые
хорошие замыслы Карцов приписывает себе и графу Евдокимову...


"...Чеченцы поняли, к чему склонились эти меры, и решили им
противодействовать силой - произошло восстание в Ичкерии и
Аргунском округе: во всех лесах появились значительные шайки
абреков. Но восстания эти были подавлены, наиболее виновные
в них общества Аккинское и Беноевское поселены на равнину;
карабулакцам приказано было переселиться в Малую Кабарду. Нет
сомнений, что энергичное продолжение принятой системы действия
привело бы к цели, хотя и не без затруднений, может быть,
немаловажных. Но, к сожалению, граф Евдокимов, по причине
назначения его командующим войсками Кубанской области, не мог
лично заняться исполнением предложенных им мер. Назначенный
вместо него командующий войсками Терской области
генерал-лейтенант князь Святополк-Мирский не разделял его
убеждений: он полагал, что уже настала пора действовать в
Чечне мерами кротости и что для того, чтобы прекратить
навсегда их замыслы, достаточно внушить горцам доверие к нам.
Он, отклонив малокабардинцев от переселения в Турцию, объявил
чеченцам, что дальнейшее заселение станиц отменяется, что
земли, которые для станиц предназначались, останутся их
собственностью: аккинцам и карабулакцам позволил возвратиться
на прежние места. Эти меры князя Мирского поставили и
чеченцев, и казаков 2-го Владикавказского полка в такое
положение, в котором ни те, ни другие долго существовать не
могут. Начав приводить свой план в исполнение, граф Евдокимов,
как выше сказано, выселял чеченцев из гор на равнину..."


benoevskij
Сообщение # 25


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

15 ноября 1254 года Вильхельм ван Рёбрёк, более известный как Гильом де Рубрук прибыл на Кавказ в Аланию, вот что он пишет:

Аланы в этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, что бы эти аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине, которая простирается между владениями Сартаха, аланами и Железными Воротами, отстоящими оттуда на два дневных перехода, где начинается равнина Аркакка(авт - Арар Акка). Между морем и горами живут некие сарацины, по именем лесги, горцы, которые также не покорены, так что татарам, жившим у подошвы Гор аланов, надлежало дать нам 20 человек, чтобы проводить нас за Железные Ворота. И я обрадовался этому, так как надеялся увидеть их вооруженными, ибо я никогда не мог увидеть их оружия, хотя сильно интересовался этим. И когда мы добрались до опасного перехода, то из 20 у двоих оказались латы. Я спросил, откуда они к ним попали. Они сказали, что приобрели латы от вышеупомянутых аланов, которые умеют хорошо изготавливать их и являются отличными кузнецами. Отсюда как я полагаю, татары сами имеют немного оружия, а именно только колчаны, луки и меховые панцири. Я видел, как им доставляли из Персии железные панцири и железные каски, а также видел двоих, которые предоставлялись Мангу вооруженными и выгнутые рубахи из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные. Прежде чем добраться до железных Ворот, мы нашли один замок аланов, принадлежащий самому Мангу-хану, ибо он покорил ту землю. Там впервые нашли мы виноградные лозы и пили вино.


benoevskij
Сообщение # 26


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Поселение Акка, Башня Дишу-Б1ов на горе Мизир Корт, Игорь Пальмин 1977



Виден еще склеп.


Еще до выселения, этнические чеченцы не выдавали своих дочерей замуж, если представитель рода сватов, не имел своей горы, башни, склепа, этнического происхождения, а сам жених чеченец должен был быть уважаемым челеовек в обществе, с заслуженными качествами.
Слово князь с чеченског элий имеет совмем другой смысл, чеченцы словом мы элий обозначали, этим свою автохонность, первичность на данной территории.


СТРОИТЕЛЬ ДИСХИ И ЕГО НЕВЕСТА



Очень давно в горах жил молодой человек по имени Дисхи, который славился искусством строить высокие башни. В одном из аулов Аккинского ущелья Дисхи засватал девицу. Как-то весною, когда легче всего бывает добыть в горах овчинки с молодых овец, попросил Дисхи свою невесту приготовить овчины и сшить ему шубу. Невеста обещала исполнить просьбу жениха, но дело шло у нее очень вяло: уже лето близилось к концу, начинались холодные утренники, а шубы все не было. Поинтересовался жених, исполнено ли его поручение, и к великому огорчению убедился в полном нерадении своей невесты, оказалось, что еще и овчины не были окончательно выделаны. Желая выразить возможно сильнее негодование за такое невнимательное отношение к своей просьбе, Дисхи стал негодовать и, чтобы проучить невесту, сказал, что он сам приготовит все необходимое и построит высокую башню скорее, нежели будет готова шуба. От слов дошло до дела: начал Дисхи готовить камни, а затем скоро приступил и возведению стен. Дабы не ударить в грязь лицом перед невестой и доказать правдивость своих слов, Дисхи, естественно, очень торопился, и работа быстро шла вперед. Вот уже стены закончены, на высоких подмостках навалены каменные плиты; осталось из них свети крышу, как вдруг бревна подмостков обломились под непомерной тяжестью камня и… Дисхи слетел с пятисаженной высоты вместе с материалом, которым и был убит. Прибежала на тревогу невеста и, увидев обезображенный труп своего жениха, бросилась рядом с ним на кинжал и тоже пала мертвой. Погиб знаменитый мастер, и роковая башня поныне называется Дисхи-воу.


Строители башен


Российские исследователи, впервые
столкнувшись с башенной культурой че-
ченцев, были поражены красотой, гармо-
нией, высоким архитектурным уровнем ка-
менных строений. Некоторые из них стали
приписывать их строительство другим на-
родам, якобы более цивилизованным, чем
вайнахи. К тому времени большинство ба-
шен были заброшены, а местные жители
ничего не знали об их строителях, кроме
легенд и преданий, которые чаще всего не
имели ничего общего с действительностью.
А.Ипполитов в «Этнографических
очерках Аргунского округа» пишет о том,
что башни в Аргунском ущелье были по-
строены народом, стоявшим на извест-
ной ступени цивилизации по отношению к
местному населению212.

Почти то же самое утверждает
П.Головинский в статье «Горные чеченцы»,
приписывая строительство башен так на-
зываемым родоначальникам, которые, по
его мнению, основанному на генеалогиче-
ских легендах, были чужеземцами: грузи-
нами, греками, евреями, европейцами213.
Но М.А.Иванов, описывая ущелья
Акки, приводит чеченскую легенду о зна-
менитом строителе башен Дисхи, в честь
которого была названа боевая башня у се-
ления Воуги214.


Разные авторы приписывали стро-
ительство башен неизвестным ныне на-
родам: тиндам, мидам, джелтам. Счита-
лось, что джелтами вайнахи называли
греков. На самом деле джелтами назы-
вали жителей аланского города Джулат,
212 Ипполитов А. Этнографические очерки Аргун-
ского округа // Сб. сведений о кавказских гор-
цах. Тифлис, 1868. Т. I. С 51(авт- по др. данным джелтами называли греков)


История башенного города Зенгалы в Галанчожской Аккхе.



Руины горного города аккинцев Зенгале(Зиен ГIали/ ЗIен ГIала) в Галанчоже(ГIалланд ЧIоаж).
Одиз из сильнейших замков чеченцев в Нашахе(авт - здесь Галанчожский район Чечни) знаменитый замковый комплекс аккинского рода зиенгалой:








Орстхойская легенда про Зенгалу:

В ЗIиен ГIале произошла междуусобная стычка, одна из аккинских семей возвысилась, и они начали требовать дань за проезд через их земли у других людей. А аккинцы жившие вокруг ЗIен ГIалы вырезали почти всю главную семью этого города и ее солдат.
Башен по тептарам, вокруг ЗIиен ГIалы было более 40/сорок(авт - из них 20/двадцать боевых, которые были снесены еще более ста лет назад), подступы к дорогам и тропам ЗIиен ГIалы защищали так же дозорно-боевые башни.
До сих пор видны отчетливо фрагменты разрушенной крепостной стены.
Как утверждают старейшины чеченцев, в ЗIен ГIале было казны в 30/тридцать сундуков золота(!) От оставшегося воина аккинца Султана Венага, потомки расселились в Чечне и Ингушетии. Так же из ЗIиен ГIалы выводили 3/три тоннеля в случае поражения. В Чечне и Ингушетии не было более мощной крепости чем ЗIиен ГIала, потому что здесь в одно время проводился Мехк Кхелл. Один раз, по преданиям когда на МIайсту напал жестокий враг, здесь в ЗIиен ГIале укрылись и жили 20 лет мIайстинцы, беной и чIантий. Еще по преданиям, здесь однажды укрылся грузинский царь.
А другой аккинец из рода кей(авт - когда они еще не отделились от аккинцев) Хан Мед делал набеги на Тарковского Шамхала, армянских князей и кабардинцев. Но как говорит легенда, что на то время двое кабардинских князей были из приглашенных орстхой на княжение. К ним обратился за помощью аккинец Султан венаг(авт - Са Ол Да Венаг) или Султан Венаг. Он был единственный из тех гордых зIиенгIаловцев, родственник свирепого Хан Меда, выжившего во время резни.
ЗIиенгIалой враждовали с воинами из башенного села Энсиел Iашка(авт- языческий идол молнии Сиел Iашка). Но в одном бою аккинец Хан Мед пал с 4 сыновьями и почти все зIиенгIаловцы, говорят они не взяли с собой щитов, стрелы врага уничтожили всю потрепанную в жестоких боях дружину Хан Меда.
Это была война возвысившихся семей аккинцев-гIаландчIожцев и зIиенгIалой-аккинцев-г1аланчIожцев, т.е. межродовая война одного и того же племени(авт- аккинцы горцы).
Оставшийся в живых Султан Венаг из ЗIиен ГIалы пошел просить помощи у дальнего родственника орстхойского князя в Кабарду. Султан Венаг прожил у орстхойца четыре года и вернулся с сильной дружиной, они передвигались по Акке(Аьккхе-ГIалланд ЧIоаж) ночью, а днем прячась в глухих ущельях.
Аккинец зIиенгIаловец Султан Венаг напал на аккинцев Энсиел-Iашкой и перебил их всех, оставив лишь один дом.
Позже Султан Виенаг и последний жител из Энсиел Iашка помирились в Мехк Кхеле, и от них начали снова рождаться сыновья и пошло восстановление этих двух родов аккинцев.


benoevskij
Сообщение # 27


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

..Аланы/Аьлий/Элий все путешественники указывают на горы от Казбека до Аргунского ущелья, это земли вайнахов. Аьлий/элийн...здесь знатный, автохонный, первый и т.д. с чеченского.

------------------------------
Бюро ЮНЕСКО в Москве.
http://www.unesco.ru/rus/pages/bythe...005125544.php/


Средневековая чеченская архитектура

Помимо этого, в горной Чечне встречаются и пещерные склепы (Шатой, Ялхарой(акко-орстхойское поселение) , Чермахой, Итир-кале(аккинская крепость), Васеркел-нашхой).
По информации В.Тменова, как аланские памятники они известны в Крыму, где датируются VI–VIII веками....


Иттар Кхаьле, 1977 год, Галанчожская Акка, ЧЕЧНЯ. Остатки некогда могучей крепости аккинцев в Горной Чечне, целая гора была превращена в нерпиступную крепость с тоннелями и бойницами.



benoevskij
Сообщение # 28


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Тиста, Галанчожская Акка, ЧЕЧНЯ. Руины бывшего замка в Чечне, построен аккинцами.



benoevskij
Сообщение # 29


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Развалины Кей-Мохка в Галанчожской Акке, ЧЕЧНЯ


Кей, Горная Акка 1977 год, Чечня



Кей был потомком Миеда, Миед был сыном Аькхе Миеда, Аькхе Миед был сыном Аькхо, Аькхо был сыном Г1а.
Миед был отцом 4 братьев: Дзен Г1ал, Итар Кхел, Кия, В1овге. Могильник Миеда в Горной Акке(Г1алландч1ож).


benoevskij
Сообщение # 30


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Описания типичных жилищ XIX века в трех горных селениях (Хайбах, Галанчож, Вауги), входящих некогда в состав территории жителей Аккинских гор, дает Н. Харузин в очерке «По горам Северного Кавказа».

Хайбах – ныне одно из мертвых горных селений, находящихся в составе Галанчожского района. Сохранилось одно из описаний этого селения, относящееся к 1886 году (опубликовано в 1888 г.) и сделанное Н. Харузиным. Из этого описания следует, что жилище состояло из жилых помещений, традиционной кунацкой и помещений для скота: конюшни и загона. Священным предметом и местом являлось место у очага и сам очаг. Очажная цепь символизировала род, родовые узы, родовую силу и помощь богов. Во всем автор отмечает чистоту и порядок [Харузин 1888, с. 503].

«Около башни чистый утрамбованный двор с углублением посредине; здесь расположены конюшни и загон для скота. По бокам невысокие строения, с плоскими крышами, дома обмазаны белой глиной; все замечательно чисто и опрятно. Строения состоят из двух корпусов: один более длинный, имеющий две комнаты; дру*гой прилеплен к первому—это кунацкая.

В одной из жилых комнат, в которой обыкновенно и помещается семья, находится священный очаг с цепью и привешенным к нему котлом. Этот очаг и цепь считаются священными; неуважительное отношение к ним навлекает кровную месть. Очаг составляете вместе с тем и убежище для преследуемых кровниками; убийце стоит вбежать в любую саклю, схватиться за священную цепь, и он считается родственником хозяина, не может быть выдан врагам. Другая комната тоже жилая; на полках расставлены в изобилии огромные медные блюда, чашки, подушки, тюфяки и т. п. Везде чрезвычайная чистота: длинные утрамбованные полы везде чисто выметены, стены выбелены изнутри, как и снаружи; мало лишь света, который проникает через дверь и через малень*кое четырехугольное окошечко без стекол, прикрываемое на ночь деревянной ставней» [Харузин 1888, с. 503]


ЛИТЕРАТУРА
Кобычев В.П.Поселения и жилища народов Северного Кавказа (XIX-XX вв.). М., 1982.
Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
Марковин В.И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг.)/ Северный Кавказ в древности и в средние века. Изд-во «Наука», М., 1980, с.184-270.
Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1.
Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т. 2.


benoevskij
Сообщение # 31


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Кереты, Галанчожская Акка, ЧЕЧНЯ


benoevskij
Сообщение # 32


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Сулейманов А:

Чеченское общество Аьккха граничило на юге с Кей-Мохк, на севере с Ялхара, на востоке с Галайн-Ч1ож, на западе с Мержа. В основу этнонима, вероятно, легло «аькхе» ( + вахар) - охота, охотиться, люди, живущие охотничьим промыслом.

Аккинцы разделяются на лам-аьккхий и аренан-аьккхий (карабулаки и аккин-цы-ауховцы),[ но прямых родственных связей между собой они не имеют.

Эти общества сложились независимо друг от друга, в различных климатических и иных условиях. Описываемое Аьккха располагалось у истока левого притока Гехи Осу-хи.Аьккха - центр общества Аьккха, расположен на ю.-в. склоне Морд-лам, на л. б. реки Осу-хи.
Хьаьхильга (Хяхильга) «Пещерке к» - разв. бывшего аула в 6 км к ю. от Аьккха.


Кеж вийнача (Кеж вийнача) «Кеж вийнача» «Кеж убит (где)» -2 км ю.-з. Разв. бывшего аула.

Кей-мехка (Кей-мехка) «Кейцев стране» - разв. в 6 км к ю. от Аьккха.

Зингала (Зингала) - разв. в 3 км к ю.-в. от Аьккха. Восх. к алан. - комар, овод.

Бийди (Бийци) - разв. в. Аьккха. На правой стороне р. Гихи. (700 метров от берега).

Кхиериета (Кхиериет). Разв. в 4 км на ю.-в. стороне Аьккха. Название возникло от «Кхиера» - камень. «Камне на».

Тишли (Тишли) - Разв. в 1,5 км к с.-в. от Аьккха, на пр. б. р. Гихи, на ю.-з. склоне «Ерда-корта» (2115 метров над ур. м.). Аул возник, вероятно, там, где в древние времена стояло культовое святилище, посвященное богине плодородия Тишоли.

Иттар-кхелли (Иттар-кхелли) - разв. в 4 км к с.-з. от Аьккха.

Цхьогал бийра (Цхогал бийра) «Лисья балка» - уроч. в 1,5 км к с. разв.
Дийхьа юрт (Дийха юрт) «Потусторонний юрт (поселение)» -отселок в 1 км к с. от Аьккха.

Хьаьгие (Хягие) - разв. в 500 метрах к с. от Аьккха, название свое получил от внешней формы местности, на которой размещался аул «Лбу к».

В1овга (Вовга) «Башне к» - в 500 метрах к с.-з. в черте Аьккха.

Г1озана (Гозана) - разв. в 6 км к с.-з. Аьккха, на ю. склоне «Мюрд-лам». Этимология названия не выяснена. «Лучники»?
Иоьрдиечу (Ердиечу) - разв. в 6 км к ю.-з. от Аьккха, название возникло от «ерда, (?) крещение (?)».

Ткъуйистие (Ткуйистие) - древнейшая часть Аьккха (в черте аула), где в давние времена находилось культовое святилище, посвященное языческому богу «Ткъа». Сравнить: «Ткъуйн-1ад»,
Ткъес, «Ткъов», «Ткъарша», «ткъа сег» - инг. молния блестит.

Пхъа-хьалха (Пха халха) «Поселением перед» - древнейшая часть аула «Иттар-кхелли». В черте развалин.

Пхьа-техъашкие (Пха тиехашкие). Древнейшая часть аула Иттар-кхелли. В черте развалин.

Орзуме-кхаьлла (Орзумие-кхялла) «Орзуме (?) поселение» -разв. на с. Аьккха. В нахском языке часто встречаются давно потерявшие свой первоначальный смысл и значение термины и целые словосочетания, пришедшие из зороастризма. Например, вайнахское «къахьдарш-маздарш» ничто иное, как «Ахура-Маз-да» - зло и добро, горечь и любовь. Отсюда и «къахьо», «къаьхьа» -Ахура, «моз», «маздарш»- Мазда, в которых, по верованиям древних, лежало начало зла и добра. Ахура-Мазда - имена богов зла и добра. В греческую культуру образы этих божественных начал проникли как Ормузд, который окольными путями, через века и расстояния мог вторично прийти к вайнахам в виде Орзум, Ор-зумие - Ормузд (?)...


Лом Аькхе(усл. название) или аккинцы-галанчожцы(Г1алланд-ч1оаж).

Наш род Велхоевы из аула Велах, что в горной(Галанчожской) Аккхе. Мы спускались на равнину еще под конец средних веков, т.е. начали спускаться.
Многие велахой проживают в Ингушетии, другая часть расселена на Западе Чечни. Аккинцы по нашим тептарам являються нашими отдаленными предками, где то начиная с 8-10 пра- предках у нас общие предки с аккинцами. Орстхой являються нам родственным(по всем критериям) племенем.

Велахой деляться на три части: 1./велахой не вошедшие ни в один тукхум
2./велахой до сих пор считающие себя аккинцами(наше башенное село находиться в Аьккхе или входило в Аьккху до 17 столетия)
3./велахой вошедшие в родственное племя Аорстхой(именно орстхой с Ингушетии).

В лом аккхий входят еще тейпы, тейпы которых разделились еще на несколько частей, которые вошли как в орстхой, нашхой, лом акхий, а другие части от них начали автономное существование.
-----
Тайповый состав чеченцев ара аьккхий
Тейповый состав чеченцев-аккинцев Ауха по топонимии А. Сулейманова:

1)31ог1ой, 2)Пхьарчaхой( происхождение ведут от Ширди, Ч1еберлой и Ч1аьнтий), 3)Орстхой(Ц1ечёй), 4)Ваьппи(аккий), 5)Барчхой(акки), 6)Кхархой, 7)Пулой, 6) Ч1анти, 9)Зандакъой, 10)Курчалой(Куршлой), 11)Билтой, 12)Кевой, 13)Пешхой, 14)Бацой, 15)Нокк-хой, 16)Мержой, 17)Овршой, 1Дишной, 19)Курчалой, 20)Пордалой, 21)Гендарганой, 22)Эг1ашбатой, 23)Гуной, 24)Ц1онтарой, 25)Жевой, 26)Беной, 27)Шарой, 2 Ч1еберлой, 30) Ширдий ...- это говорит о том, что ара-эькхкхи - условное, собирательное название представителей различных нахских тайпов (см. Список информаторов).

Другом материал: Значительную часть хасавюртовских чеченцев составили потомки 1200 семей из Восточной Ичкерии, выселенных на плоскость в конце 1877 года [ГАРД. Ф.-р-175, оп. 1, д. 6, л. 60]. Причиной высылки была попытка усмирения чеченцев после восстания 1877 года. Тогда центром мятежа в Чечне являлась Восточная Ичкерия, точнее, окрестности Зандака — родины руководителя восстания Алибека-хаджи Алдамова. Беноевцы и зандакцы вместе с переселенцами начала ХХ века расселились на значительной территории вплоть до Бабаюрта и реки Сулак. Чеченцы, населяющие сейчас дагестанские земли к северу и к востоку от Хасавюрта, являются в основном их потомками.
---------

Лом Аккхий(Аькхе/Лоуман Аькхе/Лам Аьккхий):

1) Ягий или Яьге некъий
2) Кей(Х.Б- Кейский предок был аккинец Аькхмерд, который ушел в Египет и дослужился до самых верхов, там он получил верховный сан/должность-Акмхерд, говорят после он попросился домой на Кавказ и устроил резиденцию где жили Овхой-Нохчи(Ауховцы) в нарт-орстхоевском селение Яндаре(ныне Андреевка), по преданиям нарт-орштхой здесь вели работорговлю нахские племена и дагестанские феодалы. Но позже, когда Тимур разгромил вайнахов и этим воспользовались шахи вассалы Тимура кумыки и затем выдавив всех вайнахов из чеченского Яндаре, они здесь устроили свою ставку. Надо отмемить, что оарцхоевец Ших Мурза Аккинский напал на кумыков в этом селе и усторил свою резиденцию(когда он спустился из Ларсового кабака), но был ими кумыкскими феодалами отравлен, не сумев победить его в открытой войне. А аккинец Акхмерд вынужден был уйти в свои горы Аьккха, где проживал Воккхал.
Женой Акмхерда была дочь легендарного правителя Воккхала.
Могила Кия находиться в Галанчожской Аьккхе.
3) Зенгаловы(з1иенг1алой)
4) Вовгой(в1уов-г1ой)
5) Итар-кхело(итер кхелой)
6) Мержой(именно мержой из из аулов Долте и Герите, что входили в Аьккху), мержой большой тейп и как известно, проживают в Ингушетии, в Хасав Юрте, много из них входят в Орстхой тукхум
7) Хьажий некъий
8) Бузурт некъий
9) Дуьрди некъий
10) Ч1ож некъий
11) Бобиевы(Б1обе некъий)
12) Толагоевы из аула Толагой
13) Газунхоевы из аула Газун(Г1озони)
14) Ичи(Ича)-некъий
15) Бат некъий
16) Иди некъий
17) Элди некъий
18) Оки некъий
19) Мачи некъий
20) Гуьйни некъий
21) К1еген - юхе
22) Арбал неъкий
23) Гурча неъкий
24) Чонкар неъкий
25) Албик некъий
26) Жогиуст некъий
27) Мусост некъий
28) Ялхарой Туг1азхой
29) Коканхой(Кокан некъий)
30) Мозархой(аккинская ветка) и многие другие

Автор я: Хасханов Бавди, из рода Велхой, выходцев из горной Аьккхи, проживающих в Чеченской Республике.


benoevskij
Сообщение # 33


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Координаты населенных пунктов Галанчожского района в которых проживали аккинцы


Наименования нашего времени
Наимено-вания старые

Высота над уровнем моря, м

Географические координаты

Приме-чание
Широта

Долгота

Населенные пункты
разв. Дженчу


разв. Ялхорой


разв. Басары Ялхора


разв. Толь


разв. Терх


разв. Мушечу


разв. Хоч-Коч


разв. Амки


разв. Вилах


разв. Корги


разв. Тестерхой


разв. Моцарай


разв. Газуни


разв. Ирзиткале


разв. Итыркале


разв. Галанчеж


разв. Ами

разв. Кирбит

разв. Хайбахой

разв. Акки

разв. Чиконди-Паде

разв. Мачи



разв. Чууш



разв. Хилой


разв. Хахалги


разв. Кожвинчу


разв. Зенгали


разв. Бицы


разв. Кереты


разв. Очаки

разв. Ердычи

разв. Кейметки

разв. Никарой

разв. Геши


benoevskij
Сообщение # 34


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

А. Сулейманов:/Мозарга (Мозарга) - разв. на з. окр. об-ва Нашха. Аул входил в общество Аьккха. Из Мозарга вышли все равнинные аьккхи -ара-аьккхи, имеют несколько вариантов названий: карабулаки, ауховцы (чеч. авхой), эргiастой, орстхой, балой. Этимология Мозарга остается непонятной, но «мазар» - тюрк. - святое место, храм, усыпальница. Возможно, от «мозгiар» - моцiкъвари - груз, священник. (Христ.)


benoevskij
Сообщение # 35


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Ялхарой, Галанчожский район, ЧЕЧНЯ





Основное население: аккинцы-ялхарой, циечой-ялхарой, тати некий.

По преданиям основателем Ялхара был аккинец Ади, он по преданиям сын Пулади. Пулад по истории был владельцем аланского княжества в Дарьяле(Ломе Акка)


benoevskij
Сообщение # 36


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Что погубило высокогорное укрепленное село Кауси в Аккинских горах(Горная Чечня)? Интересно, что жители трех селений в Аккинских горах Чечни, как Кауси, Вауги и Нашхой(здесь село в Акке) указывают, что эти три селения заложил из мифический предков аккинцев Арс(?), потомком которого был легендарный аккинец Воккхал(Вокх Кха Эла). Как считают жители Янди Котара(если верить их сведениям), Арс был внуком легендарного предка вайнахов Га(Г1а).


Из Сборника сведений о кавказских горцах:...."Своеобразным и диким характером отличается еще необитаемый аул Кауси,находящийся в Аккинском обществе ,в Галанчожском ущелье.Этот аул,каменные здания которого еще хорошо сохранились,построен в небольшом выступе скалы,круто обрывающейся саженей на сорок к реке,и имеет вид крепости,прилепленой к другой скале,отвесно подымающейся вверх;тропинка к нему вьется по ступеням,выбитыми в камне.КАУСИ,как всякое заброщенное людьми место в горах,служит надежным убежищем для баранов,загоняемых туда во время непогоды.На той же скале,к которой примыкают постройки КАУСИ,приблизительно саженей на десять выше,виднеется одна сакля с деревяным хорошо сохранившемся балконом,висящим над пропастью.Снизу,вверху и по бокам около одинокой сакли,глаз не встречает ни одного выступа,на который можно было бы поставить ногу:кругом утесы и голая скала.Вглядываясь на эту постройку невольно рождается вопрос: каким способом обитатели ее могли сообщаться с поверхностью земли,если,в чем нет никакого сомнения, балкон произведение рук человеческих?
По сохранившемуся у аккинцев в предании рассказу,в этой сакле жил когда-то знаменитый джигит с любимою женою.Отправившись однажды на промысел поживы,он был убит,и когда весть об этом дошла до жены-она с балкона бросилась в пропасть.Пораженные этим случаем,бывшие обитатели аула КАУСИ ,из суеверного страха не ходили в эту саклю и впоследствии, окрестные жители, несмотря на предположения о несметных богатствах,хранящихся в ней,не отваживались проникать туда,из боязни быть пораженными громом


benoevskij
Сообщение # 37


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Согласно преданиям аккинцев, терлой и некоторых др. чеченцев где то приблизительно 3700-4500 лет назад их предки покинули места в горах Китая(Тибет и др.), Инда, Ше Ма(ныне Сирия), Аккаду(Мессопотамия) и др., аккинцы деляться на тех, кто из Шемы, другие из Китая, Инда, Аккады(Месопотамия), а вот предания нохчимахкахой в основном указывают на Шему...но этот вопрос надо изучать основательно, по тайпово, в каждом селе, улице. По всей видимости первые нахи появились на Кавказе около или более 5000 лет назад, т.е. самыми первыми, отсюда и утверждения нахов-чеченцев, что они аьлий/элийн- первые, автохонные.
Все это согласуеться с мнениями мировых ученых о переселении кавказской(европейской) расы на Север, именно нахская устная история изобилует этими преданиями.

Интересно:


Нохчи Нохчий (самоназвание Нохчий, в ед. числе — Hохчо) Нохчи, от имени пророка Ноя (Ной). Во множественном числе имени пророка Нохьа (Ноя) чеч. Нохьарчи., - Нохчий. Интерес во всем мире вызывает история чеченского народа, его происхождение.

В истории чеченского народа было множество имен, народа Нохчи, имена данные другими народами, названной в своей исторической глубине царствований, по разным именам, пример; Сасан, Шишан, Шашан, Чечен, Чачан, Сэсэн, Цецен, Хазары, Селевки, Ахмениды. Эламиты, Сасаниды, Дурдзуки, Дзурдзуки и.т.д., Сасан - Чечен (перс. [ssnijn]), Шашан — жрец в храме Анахиты в Истахре. Был женат на Рамбехишт, дочери правителя Парса, Гочихра, из рода Барзангидов. Использовал своё положение для продвижения по службе своего сына Папака.

По другой версии Папак выступает не сыном Сасана, Сасан был женат на дочери Папака, от брака которых родился Ардашир. Ардашир, в результате наследования власти от рода Барзанги http://ru.wikipedia.org/wiki/Сасаниды, и борьбы с парфянами, получил всю полноту власти в начале в Парсе, а затем во всём Иране. Стал основателем новой правящей династии, названной в честь Сасана (Чечена), Сасанидской.

В настоящее время данное слово Сасан (что арабы в своем диалекте называют Шишан а русские Чечен) в башкирском языке имеет несколько значений: человек, способный к образному, остроумному мышлению; носитель репертуара фольклора и изустной литературы, сказитель; профессиональный импровизатор, творец изустной литературы. Имена тех Сасанов-Чеченов, кто жил и творил до XVI в. и исторически первым удостаивался почетного прозвища «сэсэн», импровизации давно стали фольклорными.
Имена чеченцев известны в Катае Гали сэсэн, Ихсан сэсэн, Турумтай сэсэн, Суюндук сэсэн, Кильдыш сэсэн, Еммет сэсэн, Каракай сэсэн, Яхъя сэсэн и др. По документам известно, что они принимали активное участие в общественно-(*запрещенное слово!Читай правила!!!!*)еской жизни, пользовались всеобщим уважением в Китае.

Тюркские народы называют "сасан", кабардинцы "шашан", осетины "сасан-цацан", лезгины "чачан". Русское название чеченцев выступает тем же самым словом. У монгольских народов слово сысын, сэсэн, сасан также носит оттенок престижного смысла высшие, обозначая чем-то выдающихся людей.

Использование подобного термина в качестве этнонима — историческая закономерность в периуды правления нохчимотьянами праведных великих империй, соответствующая тенденции в самоназваниях и имен общностей отмечать чем-то исключительность, подорожание сасанам-чеченам. Еще в XIII веке чеченцы имели царские династии, родниться с которыми считалось почетным грузинским царям. Грузинским названием для чеченцев в то время было дурдзуки, дзурдзуки, что в переводе с грузинского - "праведные".

Чеч. Элимаида - Элам (Елам) (шум. Ним, аккад - Аккинцы . Эламту, самоназвание Haltamti -Халтамде) — историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — сер. VI в. до н. э.) на юго-западе современного Ирана (провинции Хузестан и Лурестан). Центр (столица) — город Сузы (самоназвание у стар Халтамде).

Во II тысячелетии до н. э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен — это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н. э.; Анчан — это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.

Империя Чеченцев - Сасанидов (перс. [ssnijn])— название Чеченцев третьей иранской династии и второй чеченской империи, существовавших с 224 по 651 год. Сами Сасаниды - Нохчи называли свою державу Ареншахр (Аrеnshahr) (в смысловом переводе - город всех территорий) «Государством Чеченцев (ариев)» (некаторые называли Эраншахр – «Государство Нохчи Ариев»). Казахский исследователь Чокан Валиханов в XIX в., опираясь на книгу «Geschichte der Оst-Мongolen und ihres Furstenhauses» («История Восточных монголов и их династии»), означает: «Чечен, или Сечен, значит мудрый... Слово это древнемонгольское и имело такое значение: один из предков монголов, известный у восточных [писателей] под именем... (многоточие автора — М. И.) назван у Санан Сецена Пибибагай-Сецен (Чечен)». Неоспоримый и тот факт, что дед основателя именуемой как персидской династии Сасанидов (Нохчи) (224—651 гг. н.э.) Ардашира Бабакана Сасан-Чечен был жрецом (Халдей, чеч. ХьолДа).


Самоназвание народа Нохчий - имена данные другими народами: Сасан - Чечен - Шишан и.т.д.,

Слово термина - "Иран" произошло от Чеченского самоназвания Персидской Империи - "Ареншахар" - "Арен" (пришлые племена монгол, инд иранцев называли - Эран).

Слово (термин) - "Персидской, Парс, Фарс, Пасаргада, (значения)" произошло от Чеченского "Пхьарсга" - (локоть руки), использовалась для определения растояния, при прохождения караванов до точки привала и называлась "Пхьарсга"

Работая над материалами по истории исследования карста в Ср.Поволжье, набрел в тексте изестного путешественника Ибн-Фадлана на упоминание не менее известной персидской меры длины - фарсаха. А именно: "...Между этим местом и между их огромной рекой, текущей в сторону Хазар (Чеченской Империи Хаза-аре., Хазаре), называемой рекой Атиль, (расстояние) около парсаха". Пытаясь определить сколько это в км, набрел на следующие определения:

- Фарсах, фпарсанг (араб.), парасанга (чечен.), мера расстояния в колеблющаяся различных местностях и в разные эпохи. Обычно 6 км, но в Бухар. х. - более 9 км. По Гафурову, равен расстоянию, проходимого лошадью за 1 час; в зависимости от местности это расстояние составляет 6-7 км. Артамонов различал араб. и хазар. фарсах, полагая, что последний не линейная мера длины, а протяжённость «дня пути». В одних случах 20, в др. 50 км в зависимости от характера местности. Это мера усилий, стоящая ближе к исчислению времени, чем линейного расстояния. Чеченский-(Хазарский) пхьарсах был равен, по крайней мере, 13 км

-Парасанг (греч. ) — равен 30 стадиям. Чеченская (Использующая от чеченского. иранцами, греками, арабами и.т.д. как Персидская, Фарсах, фарс и.т.д. ) мера длины (также упоминается как фарсанг и фарсах); обычно расстояние, которое проходит караван до очередного отдыха, привала или, иначе, расстояние, которое можно пройти пешком за час.
Пхьарсанга чеченское равен 5549 м.
Парасанг древнеегипетский равен 1/9 шема = 6,98 км.

-Фарсах — мера длины, равная ок. 6 км.



benoevskij
Сообщение # 38


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Продолжение верхнего сообщения:


-Один фарсах приблизительно равен 5.6 километрам

-«обычный» фарсах равнялся 5926,61 м

-Фарсах приравнивали к 3 или же 4 милям

-Фарсах это мера длины, равная расстоянию, которое конь проходит за один час

-Фарсах - мера длины в странах древнего Востока. Фарсах везде был одинаков: равнялся примерно от трех до семи километров.

-Фарсах - мера длины, около 7 километров

-Ферсанг, ферсех, фарсах - персидская мера длины (5001 м.)

-Фарсах - мера длины, широко применявшаяся в странах Востока, в том числе в Средней Азии. В Хорезме, Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Фергане в XIX в. фарсах составлял от 8, 5 до 9, 5 км.

-Фарсах - мера длины, приблизительно равная четырем километрам

-Фарсах - мера длины, около двух километров

-Фарсах - мера длины, равная 5760 метрам

-Арабскому фирсах - около 13 километров

- Фарсах - мера длины, равная 3000 "строительных локтей", или 2250 м.

-Фарсах (перс.) - старинная мера длины, равная расстоянию, которое можно проехать на лошади, верблюде за один час. Приблизительно около 8 километров.

В общем стольких определений меры длины не встречалось, описанных выше, все термены проишодят от Чеченского слово Пхьарс - Рука, Га - Локоть, Пхьарсга.

Чеченский Царь Кир (559 — 530 годах до н. э.), называл ту территорию своим словом Пхьарсганда, смысловом переводе: Отец все растояний, то есть, от "Пхьарсга" - Километр, "Растояния", добавлял "Да", термин "Да" переводится как "владелец", "отец" и.т.д.

Чеченцы - (Ахемениды) — династия царей Древней Чеченской Пхьарси (Персии) (558—330 до н. э.).

Ведёт начало от Ахемена, вождя союза чеченских (персидских) тейпов (племён). Потомок Ахемена Кир II Великий, правивший (558—530) в Пхьарсе и Аншане (Северный Элам - Элимаида), основал огромную империю Ареншахьар принятой говорить (Персидскую империю), объединившую большинство стран Ближнего и Среднего Востока. В 330 до н. э.

В русской исторической традиции КГБ чеченских-ахеменидских царей было принято называть греческими вариантами их имён, что бы чеченский народ забыл свою историю. В списке помимо этих общепринятых эллинизированных форм приведены оригинальные чечнские (персидские) имена.

Ахемен(ес) (Хахаманиш, Haxmani) (? — 675 до н. э.)
Теисп(ес) (Чишпиш, Jipi) (675 — 640 до н. э.)
Кир I (Куруш, Kuru) (640 — 580 до н. э.)
Камбис I (Камбуджия, Kambjiya) (580 — 559 до н. э.)
Кир II Великий (Куруш, Kuru) (559 — 530 до н. э.), основатель Персидской империи, погиб в бою с массагетами
Камбис II (Камбуджия, Kambjiya) (530 — 522 до н. э.), якобы покончил жизнь самоубийством
Смердис (Бардия, Bardiy) (март — сентябрь 522 до н. э.), сторонниками Дария I выдавался за узурпатора-мага Гаумату
Дарий I Великий, Гистасп(ид) (Дараявахуш, Drayavahu) (522 — 486 до н. э.)
Ксеркс I (Хшаярша, Xayra) (486 — 464 до н. э.)
Артаксеркс I, Макрохейр (Артахшасса, Artaxaçr) (464 — 424 до н. э.)
Ксеркс II (Хшаярша, Xayra) (май — июль 424 до н. э.)
Согдиан (Секудиан) (Согдъяна, Sogdyna), 6 месяцев (423 до н. э.)
Дарий II Ох, Нот (Дараявахуш Вахаука, Drayavahu) (423 — 404 до н. э.)
Артаксеркс II Арсак, Мнемон (Артахшасса Арсак, Artaxac) (404 — 358 до н. э.)
Артаксеркс III Ох (Артахшасса Вахаука, Artaxac) (358 — 337 до н. э.)
Артаксеркс IV Арс (Артахшасса, Artaxac) (337 — 335 до н. э.)
Дарий III Кодоман (Дараявахуш, Drayavahu) (335 — 330 до н. э.), убит Бессом, занявшим его место.
Артаксеркс V Бесс (Артахшасса, Artaxac) (330 — 329 до н. э.)


Ученый исследователь, специалист чеченской истории и языка Ахмед Успаев.


benoevskij
Сообщение # 39


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

В озере Галанчож было утоплено шесть тысяч человек из числа чеченцев(аккинцы, орстхой, нашхой, мелхий, терлой), в этом озере утонула живая память около 180 аккинских стариков из башенных сел Нашхой(село Нашхой в горной Аккхе), аккинцы из села Мазарх(его населяли орстхой, нашхой, аккхий), аккинцы из села Кауси и др. Утопленные старцы по словам жителей Западной Чечни, были потомками жрецов, заседателей Мехк Кхелла(Лам Мут1), строителей башен и склепов, писцев тептаров. Один из таких аккинцев жил в селение Нестеровка еще до это войны, свою родословную по словам местных жителей(м1астинких нашхой переселенцев) он называл до 49 колена, к нему ходило много людей, он был однимиз последних, кто хорошо помнил корни нашего древнейшего народа чеченцев.
Сама статья:

Ледовое побоище.
Новейшее время (1918—наши дни)
27—28—29 февраля 1944 г. у озера Галанчож убито и утоплено 6000 чеченцев Галанчожского района.



БЕРИЯ - СТАЛИНУ:

«Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района в силу большого снегопада и бездорожья оставались невыселенными 8000 чеченцев, вывоз н погрузка которых будет закончена в 2 дня. Операция производится организованно и без серьезных случаев сопротивления... Л. Берия, 1.03 1944 г.».

Сталин, конечно, не мог слышать стука пулеметных и автоматных очередей и стона тысяч расстреливаемых в ущелье и на льду горного озера женщин, стари ков и детей. Сталин не знал, что Берия отстукал ему телеграмму, когда добивались последние жертвы из упомянутого в телеграмме наркома контингента чеченцев. А если бы и проведал Сталин, что творится в Галанчоже, то никоим образом от этого не облегчилась бы участь жителей сел, согнанных сюда для истребления. Судьба их была предрешена.

...Катастрофически не хватало вагонов. В каждый из них набивали людей, как селедку в бочки. С гор прибывали все новые партии, Вот тогда-то и пришла в голову Берии мысль укоро тить чеченскую и ингушскую нацию до размера поданных на железную дорогу эшелонов. Жители некоторых сел, а также контингент больных в больницах, подвергались уничтожению. Дело в том, что вагонов не хватало. Они требовались фронту.

...К Галанчожу подтянули полк НКВД. Обеспечивал его быструю переброску тогдашний министр внутренних дел ЧИАССР Дроздов. Командовал полком полковник, а в самый канун развязки драмы к Галанчожу прибыл генерал Гвишиани. По ущельям и тропам сгоняли на лед озера и на узкие прибрежные полосы жителей примерно 10 -11 сел высокогорного района. Берия точно их подсчитал — (6000 человек. Вокруг них полк НКВД постепенно стягивал кольцо. В нужный момент заговорили пулеметы и автоматы. Длилось ледовое побоище трое суток. Потом еще трое суток шла работа по ликвидации следов преступления. Свыше тысячи трупов загнали под лед. Остальные пять тысяч забросали камнями, дерном. Одержав эту блистательную победу полк в организованном порядке отступил, но подходы к озеру все же были блокированы. Цель - не допустить к нему «лишних» свидетелей и не выпустить оттуда в живых опять же «лишних» свидетелей .

Кстати, в списке награжденных палачей, должно быть немало солдат и офицеров именно и из этого полка. Впоследствии полк был расформирован. Часть «вояк» осталась в домах своих жертв на правах хозяев, часть осела в таких же опустевших домах в Грозном.

Что же было дальше? Озepo отравили, дабы на долго отвадить от него любителей экзотики. Несколько десятилетий к Галанчожу не подпускали, подходы к нему были взорваны. Но шила в мешке не утаишь. Когда по возвращении чеченцев домой началась прокладка дороги к озеру и замаячила зловещая тайна.

Перед нами небольшая схема самого озера и размещения убиенных в нем. Крестики на берегу означают место погребения 5000 человек. а крестики у берегов водного уреза - место потопления подо льдом 1000 чело век.

Олег ДЖУРГАЕВ.


benoevskij
Сообщение # 40


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Xiv-xv вв.

Свидетельство (предание – по Ипполитову), относящееся к xiv-xv вв., о приходе на землю Аккинского общества неких миссионеров-европейцев (?) – «фиренгов», которые поселились близ озера Галанчож, и о военном столкновении аккинцев и терлоевцев с «фиренгами».

«Акинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, из галгаевских обществ пришли вооруженные люди, европейцы (фиренг), и поселились близ Галанчожского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли ее каменною оградою, с четырьмя воротами, - для тушин, галгаевцев и местных племен. Каждыя ворота обращены были в горам, занятым упомянутыми племенами. Постройка церкви сопровождалась большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев, в то время еще язычников, но несмотря на то, церковь была воздвигнута, и тогда, прибавляет предание, из Чечни, Грузии, Галгая и окрестных обществ стали стекаться люди молиться в церкви Богу христиан, и каждый народ входил отдельно в ворота, для него в ограде сделанныя. Несколько лет продолжался этот порядок вещей и европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами. Но потом мало-помалу они стали теснить этих последних, отнимать у них женщин, имущество, - и все фамилии горския, даже и те, которыя между собой враждовали, - заключивши союз, возстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились опять тою же дорогою через Галгай.
Акинцы и терлоевцы до сих пор (т.е. в 1868 г. – прим. мое: О.Б.) еще показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить» (Ипполитов, 1868).

Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа/ Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Отд. 3. С. 1-52.
Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе/ ССКГ. Тифлис, 1869. Отд. 1. С. 1-17.