о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Уголок мусульманина

Отказ от того, что не касается мусульманина

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается. (Хороший хадис, который приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы.)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Религия  

    Что такое бидъа (нововведение), Бывает ли хорошая бидъа?  
nohchiborz
Сообщение # 1


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95


بسم الله الرحمن الرحيم

Что такое бидъа (нововведение)

Бывает ли хорошая бидъа?


Одним из актуальных вопросов наших дней, так же, является вопрос бидъа/нововведения. Появились множество групп, которые обвиняют друг друга в том, что они из ахлюль бидъа. Каковы мотивы этих действий это предмет отдельного разговора. Мы же в этой теме хотели бы изложить мнения ученых о том, что такое бидъа, чтобы люди правильно понимали, то о чем издаются хукмы без знаний, в итоге заблуждаясь сами и вводя в заблуждение других. И возникающие вопросы в связи с этим разбором:

Что такое бидъа в понимании ученых?
Если не было чего-то во времена Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, хватает ли этого, что бы сказать, что это бидъа? Или наряду с этим это должно противоречить Сунне, чтобы являлось бидъой?
Если есть основа в Сунне, но потом преобразовалось в другую форму или делается в определенное время, каков будет хукм подобного?
Есть ли виды бидъата?
Бывают ли хорошие бидъаты?


nohchiborz
Сообщение # 2


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95

Передал Абу Бакр Аль Байхакъи (384–458 х/994–1066 м) и другие ученые, слова Имама Шафии (150–204 х/767–820 м) о видах новшеств:


:أخبرنا أبو سعيد بن أبي عمرٍو ، ثنا أبو العباس محمد بن يعقوب ، ثنا الربيع بن سليمانَ ، قال : قال الشافعي رضي الله عنه

المُحدَثاتُ مِن الأمورِ ضربانِ: ما أُحدِثَ يُخالفُ كتابًا، أو سنةً، أو أثرًا، أو إجماعًا، فهذه البدعةُ ضلالةٌ، وما أُحدِثَ مِن الخيْرِ، لا خلافَ فيه لواحدٍ مِن هذا، فهذه محدثةٌ غيرُ مذمومةٍ، قد قال عمرُ في قيامِ رمضانَ: نعْمتِ البدعةُ هذه، يعني: أنها محدثةٌ لم تكنْ، وإذ كانتْ فليس فيها ردٌ لِما مضى


«Абу Саид бин Аби Амр – Абуль Аббас Мухаммад бин Йакуб – Раби бин Сулейман: Сказал Шафии, радийаЛлаху анх:

Новшества из дел бывают двух видов:

1. То, что выдумано вопреки/напротив Курану и Сунне или асару (переданное от сахабов) или иджмаъ. Такое нововведение/бидъа является заблуждением.
2. То, что выдумано из числа благих вещей и не противоречит одному из перечисленных (Курану, Сунне, асару и иджмаъ). Это не порицаемое нововведение/бидъа.

Сказал Умар о таравихе: «Какое это хорошее бидъа». То есть: Это новшество, которое не было, и когда оно стало, то нет в нем опровержения прошлого».


Источник: Абу Бакр Аль Байхакъи: Манакъибуш Шафии: 1/469
Каир: Дарут Турас: 1391


nohchiborz
Сообщение # 3


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95

Так же передал от него Абу Нуайм Аль Асбахани (336-430 х/948-1038 м) в книге «Хильятуль Авлия ва Табакъатуль Асфия» слова того же смысла:


حدثنا أبو بكر الآجُرِّي ثنا عبد الله بن محمد العَطَشِي ثنا إبراهيمُ بن الجنيْد ثنا حَرْمَلةُ بنِ يحيى قال: سمعتُ محمدَ بنِ إدريسَ الشافعيَّ يقول: البدعةُ بدعتانِ: بدعةٌ محمودةٌ وبدعةٌ مذمومةٌ, فما وافقَ السنةَ فهو محمودٌ, وما خالفَ السنةَ فهو مذمومٌ, واحتجَّ بقولِ عمرَ بنِ الخطابِ في قيامِ رمضانَ: نعْمتِ البدعةُ هي



«Абу Бакр Аль Аджурри – Абдуллах бин Мухаммад Аль Аташи – Ибрахим бин Джунейд – Хармала бин Йахья сказал:

Я услышал от Мухаммада бин Идрис Аш Шафии, как он сказал: «Бидъа/нововведения бывают двух видов:

1. Хвалимая бидъа
2. Порицаемая бидъа

То, что соответствует Сунне, является хвалимым. То, что противоречит Сунне является порицаемым». И он привел в качестве доказательства слова Умара бин Аль Хаттаба о таравихе: «Какое это хорошее бидъа»».

Источник: Абу Нуайм Аль Асбахани: Хильятуль Авлия: 9/113
Бейрут: Даруль Китабиль Араби: 1405



nohchiborz
Сообщение # 4


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95

Говорит шейх имам, чье имамство, величие, овладение различными науками, достоинство общепризнано, Иззуддин Абу Мухаммад Абдуль-Азиз бин Абдуссалам (577 - 660 х), да помилует его Аллах и да будет Он доволен им:


البدعة فعل ما لم يعهد في عصر رسول الله صلى الله عليه وسلم وهي منقسمة إلى:
بدعة واجبة، وبدعة محرمة، وبدعة مندوبة، وبدعة مكروهة، وبدعة مباحة، والطريق في معرفة ذلك أن تعرض البدعة على قواعد الشريعة: فإن دخلت في قواعد الإيجاب فهي واجبة، وإن دخلت في قواعد التحريم فهي محرمة، وإن دخلت في قواعد المندوب فهي مندوبة، وإن دخلت في قواعد المباح فهي مباحة. وللبدع الواجبة أمثلة:
أحدها: الاشتغال بعلم النحو الذي يفهم به كلام الله وكلام رسوله صلى الله عليه وسلم وذلك واجب لأن حفظ الشريعة واجب ولا يتأتى حفظها إلا بمعرفة ذلك، ومالا يتم الواجب إلا به فهو واجب.
المثال الثاني: حفظ غريب الكتاب والسنة من اللغة.
المثال الثالث: تدوين أصول الفقه.
المثال الرابع: الكلام في الجرح والتعديل لتمييز الصحيح من السقيم.
وقد دلت قواعد الشريعة على أن حفظ الشريعة فرض كفاية فيما زاد على القدر المتعين، ولا يتأتى حفظ الشريعة إلا بما ذكرناه.
وللبدع المحرمة أمثلة: منها مذهب القدرية، ومنها مذهب الجبرية، ومنها مذهب المرجئة، ومنها مذهب المجسمة. والردُّ على هؤلاء من البدع الواجبة.
وللبدع المندوبة أمثلة: منها: إحداث الرُّبُط والمدارس وبناء القناطر، ومنها كل إحسان لم يعهد في العصر الأول، ومنها صلاة التراويح، ومنها الكلام في دقائق التصوف، ومنها الكلام في الجدل في جمع المحافل للاستدلال في المسائل إذا قصد بذلك وجه الله سبحانه.
وللبدع المكروهة أمثلة: منها زخرفة المساجد، ومنها تزويق المصاحف، وأما تلحين القرآن بحيث تتغير ألفاظه عن الوضع العربي، فالأصح أنه من البدع المحرمة.
وللبدع المباحة أمثلة: منها المصافحة عقيب الصبح والعصر، ومنها التوسع في اللذيذ من المآكل والمشارب والملابس والمساكن، ولبس الطيالسة، وتوسيع الأكمام، وقد يختلف في بعض ذلك، فيجعله بعض العلماء من البدع المكروهة،وي
580;عله آخرون من السنن المفعولة على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم فما بعده، وذلك كالاستعاذة والبسملة



Нововведение делится на обязательное, запрещенное, желательное, нежелательное и дозволенное… Определить это можно оценив нововведение мерами норм шариата. Если оно подпадает под обязующую норму, то оно обязательно, если же под запрещение, то оно запрещено, желательность, тогда оно желательно, нежелательность, тогда оно нежелательное, или же дозволение, тогда оно дозволено.


Примеры обязательного нововведения:


Занятие обучением и изучением грамматики с помощью которой можно понять речь Всевышнего Аллаха, или же речь Посланника Аллаха, а это обязательно, поскольку оберегание шариата также обязательно, которое невозможно кроме как при помощи изучения грамматики, а то без чего обязательное невозможно исполнить также обязательно.Заучивание редких слов из Корана и сунны. Создание наук основ религии и основ фикха.Наука выявляющая праведных и неправедных передатчиков хадисов, и разделение достоверных и недостоверных хадисов.

Основы шариаты указывают, что сохранение шариата, являются фарз аль-кифая (за исключением того что относится к фарз аль-айн), а это достижимо только при помощи вышеупомянутого.


Примеры запретного нововведения.


Мазхабы кадаритов[Школа отвергающая волю Аллаха] и джабаритов[Школа отвергающая волю человека], мурджиитов[Школа утверждающая, что грехи не вредят мусульманам], муджассимитов[Школа придающая Аллаху тело] а опровергать эти мазхабы относится к обязательным нововведениям.


Примеры желательного нововведения.


Возведение пограничных крепостей, школ, все хорошее, чего не было во время пророка, из их числа также таравих, наука тонкостей суфизма, наука о диспутах, собрания для приведения доказательств истинности Ислама, если этим стремятся к лику Аллаха Всевышнего.


Нежелательное нововведение.


Украшение мечетей, а также украшение переплетов Корана.


Дозволенное нововведение.


Пожимание рук после утренней и послеобеденной молитвы, чрезмерность в хорошей еде, одежде и жилье. Надевание таялиса[Зеленая мантия], широких рукавов


Источник: Иззуддин бин Абдуссалам: Къаваидуль Ахкам: 2/172


nohchiborz
Сообщение # 5


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95

Сказал Ибн Хаджар Аль Аскъалани (773-852 х/ 1372-1449 м) по поводу слов Умара, радийаЛлаху анх: «Какое это хорошее бидъа»:


والبدعةُ أصلُها ما أُحدِثَ على غيرِ مثالٍ سابقٍ, وتُطلَق في الشرْعِ في مقابلِ السنّةِ فتكونُ مذمومةً, والتحقيقُ أنها إن كانتْ مما تَندرِجُ تحْتَ مُستحسَنٍ في الشرْعِ فهي حسنة, وإن كانتْ مما تَندرِجُ تحْتَ مُستقبَحٍ في الشرْعِ فهي مُستقبَحة, وإلا فهي مِن قِسْمِ المباحِ, وقد تَنقسِم إلى الأحكامِ الخمسةِ



«Нововведение (в арабском языке) – это то, что введено без прежних аналогов, а в Шариате это слово используется, как антоним Сунны, и из-за этого становится порицаемым.

В действительности же:

(1.) если оно (нововведение) из тех поступков, которые подпадают под одобряемое в Шариате то это хорошее (нововведение).
(2.) а если оно из тех поступков, которые подпадают под порицаемое в Шариате, то это порицаемое (нововведение).

В противном случае оно из числа дозволенного. Бидъа делится на пять хукмов (харам, макрух, мубах, мандуб, ваджиб)».


Источник: Ибн Хаджар Аль Аскъалани: Фатхуль Бари: 4/298
Рияд: 1421/2001



nohchiborz
Сообщение # 6


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95

Так же Ибн Хаджар Аскъалани объяснил этот вопрос более подробно в другом месте книги «Фатхуль Бари»:

و « المحدَثاتُ » بفتْحِ الدَّالِ جمْعُ محدَثةٍ, والمرادُ بها ما أُحدث، وليس له أصلٌ في الشرْعِ ويسمى في عُرْفِ الشرْعِ « بدعةً » وما كان له أصلٌ يدلُّ عليه الشرْعُ فليس ببدعةٍ، فالبدعةُ في عرْفِ الشرْعِ مذمومةٌ بخلافِ اللغةِ, فإنَّ كلَّ شيءٍ أُحدث على غيرِ مثالٍ يُسمى بدعةً سواء كان محمودًا أو مذمومًا، وكذا القولُ في المحدَثةِ, وفي الأمرِ المحدَثِ الذي ورَد في حديثِ عائشةَ « مَن أحدثَ في أمرِنا هذا ما ليس منه فهو رَدٌ » كما تقدَّم شرحُه ومَضى بيانُ ذلك قريبًا في « كتابِ الأحكامِ » وقد وقَع في حديثِ جابرٍ المشارِ إليه « وكلُّ بدعةٍ ضلالةٌ » وفي حديثِ العِرْباضُ بنُ ساريةَ « وإياكم ومحدثاتِ الأمورِ فإنَّ كلَّ بدعةٍ ضلالةٌ » وهو حديثٌ أوَّله « وعَظَنا رسولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم مَوْعِظةً بَليغةً » فذكَره, وفيه هذا, أخْرجَه أحمدُ وأبو داودَ والترمذيُّ وصحَّحه ابنُ ماجه وابنُ حِبَّانَ والحاكمُ، وهذا الحديثُ في المعنى قريبٌ من حديثِ عائشة المشارِ إليهِ, وهو مِن جَوامِعِ الكَلِمِ.
قال الشافعي: « البدعةُ بدعتانِ : محمودةٌ ومذمومةٌ، فما وافقَ السنةَ فهو محمودٌ, وما خالفَها فهو مذمومٌ », أخرجَه أبو نعيمٍ بمعناه مِن طريقِ إبراهيمَ بنِ الجُنيْدِ عن الشافعي، وجاءَ عن الشافعي أيضا ما أخرجَه البيهقيُّ في مَناقبِه قال: « المحدَثاتُ ضربانِ: ما أُحدث يُخالف كتابًا أو سنةً أو أثرًا أو إجماعًا فهذه بدعةُ الضلالِ ، وما أُحدث مِن الخيْرِ لا يُخالف شيئا مِن ذلك فهذه محدثةٌ غيرُ مذمومةٍ » انتهى . وقسَّم بعضُ العلماءِ البدعةَ إلى الأحكامِ الخمسةِ, وهو واضحٌ



«Аль мухдасат», с фатхой над буквой даль, это множественное число от слова «мухдаса». Под этим словом имеется в виду то, что выдумано и нет у него основы в Шариате. Называется она в шариатской терминологии «бидъа». Что имеет основы, на которые указывает Шариат, то это не бидъа.

В шариатской терминологии бидъа является порицаемой вопреки языковому смыслу. Так как (в языковом смысле) всякая вещь, которая выдумана без прежнего примера/аналога называется бидъатом, несмотря на то, что она хвалимая или порицаемая.

Так же обстоит дело с выдуманными вещами (мухдаса) и с выдуманной вещью о котором говорится в хадисе Аиши:

«Кто введет в наше дело то, что не из него, то оно будет отвергнуто».

Как это было объяснено и прошло шарх к нему недавно в «Китабуль Ахкам».

Передано в хадисе Джабира на которого было указано выше: «Каждое нововведение - это заблуждение».

В хадисе Аль Ирбадза бин Сария: «Остерегайтесь нововведенных дел, потому что всякое бидъа это заблуждение».

Начало этого хадиса таково:

«Пророк, салля Ллаху аляйхи ва саллям, произнес проповедь красноречивым образом…» и там упомянул эти слова. И в нем есть эти слова.

Передали это Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи и посчитали его достоверным Ибн Маджа, Ибн Хиббан и Хаким. Этот хадис схожий по смыслу с вышеупомянутым хадисом Аиши. Эти слова Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям, являются из числа «джавамиъуль калим» (лаконичность).

Сказал Шафии: «Бидъа/нововведения бывают двух видов:
1. Хвалимая бидъа
2. Порицаемая бидъа

То, что соответствует Сунне, является хвалимым. То, что противоречит Сунне, является порицаемым».

Передал это Абу Нуайм со смыслом, через Ибрахима бин Джунайда от Шафии. Так же от Шафии пришло то, что передал Байхакъи в своей книге «Манакъиб», где он говорит:

«Новшества из дел бывают двух видов:
1. То, что выдумано вопреки/напротив Курану и Сунне или асару (переданное от сахабов) или иджмаъ. Такое нововведение/бидъа заблуждение.
2. То, что выдумано из числа благих вещей и не противоречит одному из перечисленных (Курану, Сунне, асару и иджмаъ). Это не порицаемое нововведение/бидъа».

Некоторые ученые разделили бидъаты на пять хукмов (харам, макрух, мубах, мандуб, ваджиб). И это дело понятное…».


Источник: Ибн Хаджар Аль Аскъалани: Фатхуль Бари: 13/266-267
Рияд: 1421/2001


nohchiborz
Сообщение # 7


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 7
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 95

Шейх Ал-Ъаллама Ибн Ал-Асир (555-630) великий историк и мухаддис, современник Салахуддина Ал-Айюбий.
Автор "Ал-Камиль фит-Тарих" и "Усудуль Гъаба.."

Говорит в "Нихая фи Гъарибил Хадис вал Аср" в пункте глагола "بدع", после приведения хадиса таравиха:


البدعة بِدْعَتَان: بدعة هُدًى، وبدعة ضلال، فما كان في خلاف ما أمَر اللّه به ورسوله صلى اللّه عليه وسلم فهو في حَيِّز الذّم والإنكار، وما كان واقعا تحت عُموم ما نَدب اللّه إليه وحَضَّ عليه اللّه أو رسوله فهو في حيز المدح، وما لم يكن له مثال موجود كنَوْع من الجُود والسخاء وفعْل المعروف فهو من الأفعال المحمودة، ولا يجوز أن يكون ذلك في خلاف ما وَردَ الشرع به؛ لأن النبي صلى اللّه عليه وسلم قد جَعل له في ذلك ثوابا فقال<من سَنّ سُنة حسَنة كان له أجْرها وأجرُ من عَمِل بها> وقال في ضِدّه <ومن سنّ سُنة سيّئة كان عليه وزْرُها وَوِزْرُ من عَمِل بها> وذلك إذا كان في خلاف ما أمر اللّه به ورسوله صلى اللّه عليه وسلم. ومن هذا النوع قولُ عمر رضي اللّه عنه: نِعْمَت البدعة هذه



"Бидъа делится на два вида: бидъа правильного пути (хорошее новшество) и бидъа заблуждения (ересь), то же, что противоречит тому, что приказал Аллах и его Посланник, то это в сфере порицания и отвергания, а то, что подпадает под установленное Аллахом как желательное и Аллах или Его Посланник побуждали к этому, то это в сфере похвалы, вместе с тем чему не было аналога ранее, подобно одному из видов доброты и щедрости и совершение одобряемого и это из похвальных деяний.....".