Орстхой - кто они? (Эрштхой, Аорстхой, Аьрштхе, Арастхой, Орстхой)
В этой небольшой статье собраны материалы из различных источников, чтобы ознакомить читателя с историей нахчинского родового, племенного и общественно-территориального общества орстхой.
①➨
Происхождение орстхойцев, мержой, вилхой из Ламаькхи (до ⅩⅦ-ⅩⅧ вв. так называемая Ламаькха/Ломаха была значительно большей по территории, но впоследствии раздробилась на несколько самостоятельных районов-мохков в результате естественных причин; см. доп. в конце статьи °°):
✔ Равнинных аккинцев, так и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связи с лам-аккинцами, осознавая свое племенное единство с ними. // Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Издательство Ленинградского университета. Ленинград, 1985. С. 60
✔ «Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского / Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878. С. 244.
✔ Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли «балой». (ср. Балой-лам. Балой- гора). Орстхойцы считают аккинцев своими предками. // Ш.Б. Ахмадов «Чечня и Ингушетия в ⅩⅧ - в начале ⅩⅨ века». Монография. - Элиста: АПП «Джангар», 2002. С. 234
✔ Из Акков произошли Газунхоевы (из аула Газун), Толагоевы (из аула Толагой), Велхоевы (из аула Велах) и Мержоевы (из аулов Долте и Герите). // (Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. Предание о Акберге (18): В 1973 г. рассказал Висха Хасанович Кагерманов (1918 года, житель сел. Бамут, образованный). Записал И. Дахкильгов)
✔ Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой. «Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп , вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. // Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 163
✔ «Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха или Лам-Аьккхи или местность Балой-Лам и общество Балой (у озера Галанчож). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу». // «Чеченская Республика» (Население, экономика, история). Все о Чечне и ее народе… Грозный, 1995. С. 13
✔ Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы — карабулаки) считались самым воинственным, непокорным народом. // У.Б. Далгат Общие основы чечено-ингушского эпоса. М.: "Наука", 1972. С. 49
✔ По представлению жителей сел. Ольгеты, орстхой — это реальный народ, родственный аккинцам и малхистинцам, но не галгаевцам. Сохранившееся до наших дней среди западных вайнахов понятие об орстхойцах как своего рода «военной касте» в известной мере отражает реальную историю орстхойского народа. Их башни, построенные в верховьях р. Фортанги, считались наиболее совершенными постройками. // Н.Г. Волкова Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва, 1973. С. 171
✔ «Этимология нахского названия карабулаков «арштхой» указывает на то, что данный этноним возник в своё время как общее наименование всех вайнахов, обитавших на предгорных равнинах». // Г.А.Гантемирова, старший научный сотрудник музея. К истории карабулаков. // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Грозный – 1975 г. С. 68.
✔ В конце XVII века в Галанчожской котловине и вокруг нее жили чеченские тейпы Аьккхий, Нашхой, Пешхой, ЦIечой, Галай, Мержой, Ялхарой, которые, по преданию, в более древние времена объединялись одним племенным названием «Балой». // Леча Ильясов глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности», Нашх. Материал опубликован в журнале "Чеченское общество сегодня" 6(14)/2007, М. С. 22
✔ По преданию, гора Балойн Лам является прародиной некогда воинственного чеченского этнического общества «балой», от которых произошли ялхарой, аьккхий и орстхой. ...
....Балсур-хи «Балойских войск река» - так называлась в прошлом река Фарта (Марта).Позже этническое имя, в основу которого легло название некогда воинственного и довольно большого племени «балой», вышло из употребления в результате физического ослабления и значительного сокращения численности из-за изнурительных войн. Гидроним «Балсур-хи» был забыт и за рекой закрепилось бытовавшее параллельно другое название - Фарта (или Марта). «Фарта» (Марта) - алан.-вайн. благодать, плодородная, обильная. // А.С. Сулейманов "Топонимия Чечни". Эль-Фа, Нальчик, 1997, с. 43-44
✔ «Балой – это народ по р. Фортанге, - говорил мне во время беседы ауховец, житель сел. Бони-юрт. Потом они переселились в Курчалой (Ичкерия)» . // Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 164
②➨
Что такое нахчинский тукхум?
✔ Б. Далгат: «Я лично полагаю, что под этими «тухумами» следует разуметь не родовые братства, фратрии, а племенные подразделения на общества. Это территориальное подразделение чеченского племени, а не родовые союзы». // Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы. 1892–1894 гг. – М. 2008. С. 98
✔ М.А. Мамакаев : «Чеченский тукхум – это свого рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно окружающего района. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка. // М.А. Мамакаев Чеченский тайп (род) в период его разложения. – Грозный. 1973. С.16.
③➨
Кто они Арар-Аьккхий?
✔ Как уже отмечалось, восточные, равнинные аккинцы представляют смешанную в племенном отношении группу, образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкеринцев) и менее аккинцев. Основу этой группы составили карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это ЦIечой тейпа (карабулаки), переселившаяся на восток из Аккилам, т.е. горного Акки . // Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 168.
✔ *
Аккинцы (аьккхий) - ауховцы состоят из следующих родов: пхарчхой, барчхой, цIенторой, курчалой, гIулой, зандакъой, Iаларой, гилной, беной, кеной, чиччалхой, даттахой, къовстой, мержой, цIечой, чIаьнтий, чантой, шарой, шебарлой, жевой, ваьппий, меркхой, чхьарой, зIогой, нокхой, чунгрой, суьйлий, боной, хIиндахой, билтой, акхгаой, гендаргной, Iаккой, кушкаш, чартой, ширдой, таркхой, шанарой... // А.С. Сулейманов Топонимия Чечни, Мини-АтагIа (Мини-ТогIи), Гамиях (Новолакского р-на Респ. Даг.), Нальчик "Эль-Фа", 1997. С. 377-381
✔ «К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут-Мартаном.
Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...» // «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959, Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»
④➨
Сходство тейпа аккинцев (аьккхийн/аькхе/ахой,/духой) и
общества ара-аккинцев (нохчийн тукхум арар-аькхе/ар-аькхе/ариенан-аьккхий/овхой-нах/Ⅰаувхой):
✔ Чеченское общество Аьккха граничило на юге с Кей-Мохк, на севере с Ялхара, на востоке с Галайн-ЧӀож, на западе с Мержа. В основу этнонима, вероятно, легло «аькхе» ( + вахар) - охота, охотиться, люди, живущие охотничьим промыслом. Аккинцы разделяются на лам-аьккхий и аренан-аьккхий (карабулаки и аккин-цы-ауховцы), но прямых родственных связей между собой они не имеют. // А.С. Сулейманов Топонимия Чечни. Издательский центр "Эль-Фа", Нальчик, 1997 г. С. 44
_______________________________________
°° -
Доп. разъяснения:
✓ Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 год. Выпуск третий. Издание Терского областного статистического комитета под ред. секретаря комитета Г. А. Вертепова. Книга вторая Владикавказ. Типография Терского Областного Правления. 1893. С. 45
✓
Рис. Аккинское общество в 60-х годах XIX в, Горная Чечня.
Рукопись карты хранится в Центральном архиве Тбилиси (Грузия). На карту также ссылается известный специалист-ученый каказовед Н.Г. Волкова в своей работе "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974, с. 191.
Аулы Аккинского общества согласно карте: Бончи, Терхой, Ялхарой, Н. Ялхарой, Б. Таалы, Велах, Б. Амхо, Мазырк, Кербичи, Итыркалехо, Ахбос, Б. Карбето, Озми-кале, Кортхо, Ваучи, Эселышик, Керете.
Рис. к стр. 191. Аккинское общество в 60-х годах ⅩⅨ в. (По данным ЦГИА Груз. ССР, ф. 545, оп. 1, д. 3252). // Н.Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в ⅩⅧ – в начале ⅩⅩ в». Москва, "Наука", 1974. С. 273
✓ Предание указывает на три главных рода этих аборигенов края — Галга, Ахо или Ако и Шато, от которых уже произошли другие фамилии. Так от Галгая производят преимущественно ингушские фамилии,
от Ахо общества: ахой, пешхой, нашхой, цехой и др. ... // Терскій сборник. Том 3. Часть 2. Владикавказ: Изд. Терскаго областного статистическаго комитета, 1893. С. 24
✓ В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. ...Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. // Н.Г. Волкова "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа". Изд-во «Наука». Главная ред. восточной лит-ры. М., 1973, с. 172
✓ Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. // Леча Ильясов Исторические области Чечни, глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал Чеченское общество Сегодня No 1(17), Москва 2008. С. 18
✓ Третья версия указывает, что чеченцы есть потомки некоего "Нахчо", жившего в ныне еще существующем селении „Нашхой" (аул Нашхой в обществе Акка) Галанчожского округа . У указываемого „Нахчо", было якобы 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованиию 14 самых крупных родов (тейп) названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много. Вернее можно сказать, что чеченцы есть древнейшие оборегены территории. // X. Ошаев. В Сердце Чечни. Издание Чеч. Одн. Грозный. Типо-лит. чеч. изд-ва "Серло", 1928. С. 4
✓ Расположение аула Нашхой: Нашах лаьттинчу кӀога (Нашах ляттинчу кога) «Нашах стоял (где) впадине к» - на в. ВӀовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха. // «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(Вiовга). С. 46
✓ “чеченцы, ауховцы, ичкеринцы, назрановцы, карабулаки, кистинцы, и мелхинцы в сущности составляют одно племя, один народ - нахче...” // Ткачев Г.А. Ингуши и Чеченцы в семье народностей Терской области. Вып. 2-ой. Владикавказ, 1911. С.150
✓ О самом племенном названии „Нахчо" вероятнее будет предположить, отбросив легендарные сказания, это оно происходит от слова „Нах" - народ. По смыслу „Нахчо", означает один из народа. // X. Ошаев. В Сердце Чечни. Издание Чеч. Одн. Грозный. Типо-лит. чеч. изд-ва "Серло", 1928. Стр. 6
✓ «Мне представляется правильным толкование Н. Семенова. Нахчуо происходит от слова: нах - люди, народ и чу - внутри, тут место, и значит место, обитаемое народом; а слово Нахчой означает самый народ». // Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. М., 2008. С. 42
Автор: Алларо Аргунский, 15. 10. 2008. Г. Грозный, Чеченская республика.