о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Уголок мусульманина

О воздаянии за посещение мечети

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он делает это. (Аль-Бухари; Муслим)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Исторический фильм про Нохчий Аух, ше бух бовза ца г1ерташ верг ледар стаг ву  
benoevskij
Сообщение # 1


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Ассаламу 1аллайкум варахьматуллах1и та1ала вабаракатух1у!
Де дика хюьлда шу хьоме сан махкахой!

Хочу представить вам чеченский фильм про ПАНА МОХКА, он известен под разными названиями, как Овхой мохк(более древнее название), Бахаме мохк, Беркате мохк, Лаххьара Латт, 1авхой Латт, после 16-17 столетий за ним укрепилось название Аренан Аьккха, когда сюда из Лома Аьккха пришли представители части тайпов таких, как мержой, ц1ечой, орстхой, фяппий(вяппий), бей, таршхой, нашхой, ч1онтой, жевой, з1огой и др.
Как все знают у чеченцев тукхум это союз представителей разных тайпов, в том числе неродственных. Представители одного и того же тайпа, к примеру нашхой живут в Ингушетии, Грузии, Чечне и Нохчи-Аухе(Хасав Юрт).
Здесь проживают представители смело могу сказать от всех тайпов вайнахов. Я сам бено, из истории известно, что у беной в Хасе(Аух) было 6 сел, основанных предками беной.
Сегодня все в Аухе(Хас) объединяються в тукхум Аьккхий(Аренан Аьккхий).
Да я бено тоже аьккхий и чеченец.
Но не надо путать аренан аьккхий с г1аланч1ожскими аьккхий, с лом аьккхий(в овновном Ингушетии и потомки их образовали автономные тайпы).

Если уважаемая (заранее их благодарю, Дела рез хуьлда шуна, вайна массарна а) администрация не против исторического фильма Аух в трех частях я выложу ссылки.

ПС вот что пишет ученый, прошедший почти каждый метр нахской земли про состав аьккхий(ауховские нохчий):

«Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть. С. 377-381. Топонимия Чечни:

Аккинцы (аренан-аьккхий) - ауховцы состоят из следующих родов: пхарчхой, барчхой, цIенторой, курчалой, гIулой, зандакъой, Iаларой, гилной, беной, кеной, чиччалхой, даттахой, къовстой, мержой, цIечой, чIаьнтий, чантой, шарой, шебарлой, жевой, ваьппий, меркхой, чхьарой, зIогой, нокхой, чунгрой, суьйлий, боной, хIиндахой, билтой, акхгаой, гендаргной, Iаккой, кушкаш, чартой, ширдой, таркхой, шанарой...

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Необходимо 10 сообщений.


Цитата: Предупреждение от Модератора
ССЫЛКИ НАДО СКРЫВАТЬ! ЧИТАЕМ ПРАВИЛА И УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕГАМИ!!!


Lexxx
Сообщение # 2


Местный житель
  • 34

Репутация: 9
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176

Очередной ПЕРВЫЙ Чеченский фильм, затянутый на 3 часа, где в основном предположения, домыслы и мнения, которые безусловно интересны, но речь о другом. О тенденции, как преподносят нам в последнее время что либо.
Честно сказать уже не оригинально упоминание ПЕРВЫЙ, да еще с такими претензиями, мол вот как мы умеем. Первый Чеченский фильм, мультфильм, теперь художественно-документальный, что дальше??? На здоровую критику отмазки, типа "бюджет всего какие то там 20 тыс долларов."
Скоро увидим первый ералаш, первый черно-белый немой фильм, первое аниме, первый сериал а ля "бедные устали плакать", еще осталось слетать на луну и стать первым чеченцем на луне. Мы что быдло?, Мы чем то отличаемся? Неужели нельзя без этого - ПЕРВЫЙ. Выглядит как лучший среди худших. Мы, за 100 лет существования синематографа, только сейчас прозрели и до нас дошло, что и нам можно фильму мутить или мы ждали появления HD, чтобы реализовать себя в кино-видео индустрии.

Фильм нормальный, но надо быть скромней как в самой презентации, так и в нотках, где явно прослеживается превосходство какого то тайпа или тукхума над другими, а в фильме сплошь и рядом аж до нашей эры, скромнее надо быть товарищи.


Fantom
Сообщение # 3


Govz-форумчанин
  • 68

Репутация: 160
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 1297

у меня есть хороший сценарий Трагикомедия.Основа на реальных событиях, кто может помочь снять по нему фильм? Супер вложений не требуется.



--------------------
Память о прошлом помогает нам понять настоящее!
GOVZilla
Сообщение # 4


СоЗиДаТеЛь
  • 102

Репутация: 158
Группа: Администраторы
Пол: мужской
Сообщений: 2361

Цитата: Lexxx
Первый Чеченский фильм, мультфильм, теперь художественно-документальный, что дальше???
]
Полностью согласен. Намечается еще и вопрос: зачем озвучивать начальные титры, которые итак на русском языке? Для незрячих?
Цитата: Lexxx
так и в нотках, где явно прослеживается превосходство какого то тайпа или тукхума над другими,

Если такое будет продолжаться, то тему тейпов вообще закрою.


Dadada
Сообщение # 5


Активный форумчанин
  • 51

Репутация: 48
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 502

Честно хотите? Не стал смотреть. Посмотрел немного начало и уже надоело. Я очень интересуюсь темой происхождения чеченцев и историей. Читаю взахлеб все, что с этим связано, но почему то мне кажется, что вышеуказанный материал - это первые пробные попытки поднять на самый высокий уровень какой-то определенный тейп или тукхум. Если я ошибаюсь, то извините. Я бы и рад был бы ошибиться. Но у меня складывается именно такое мнение.
Вместо того, чтобы готовить материалы про каких-то отдельных представителей отдельных тейпов, лучше нашим историкам поработать над тем, чтобы откопать или восстановить наши архивные документы. Копии храняться в Осетии.

Кстати, я помню, как министерство информации планировало закупить в Осетии старые чеченские фильмы, снятые на чеченском тв, про чечню и т.п. Что-то этих фильмов до сих пор не видно, хотя с тех пор прошло уже пят лет.



--------------------
чтобы сделать что-то хорошо, сделай это через кого-то...
неочеченская мудрость.
Lexxx
Сообщение # 6


Местный житель
  • 34

Репутация: 9
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 176

у меня есть хороший сценарий Трагикомедия.Основа на реальных событиях, кто может помочь снять по нему фильм?


Сценарий в студию или в личку.


benoevskij
Сообщение # 7


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Лераме махкахой, сан нохчийн къоман нах. Шуга муха эра ду суна хаац. Тахана тхай х1усамашчу даха йиш й оцуш 1аш ду тхо. тахан и фильм бахьан долуш дуккха нахан чу са деан ала мегар ду. Со ва Аухер шу санн волу нохчи. Валлах1и ца боха цигахь цхьаа г1олехь ву. Тахан сюьлий, г1умкий историкш бу нохчий лаххьа к1ад лат ца хилла бохуш.
Т1аккха хаттар кхоллало цхьа бе сов эзар старг нохчийн къомах мичара ваьлла схьа цигахь? Х1унда ю нохчий топонимик цигахь?
Тахан и фильм юкъи цаялит дуккха новкъало йина.
Вай Нохчийчур 1едало, наха тхуна вошалла цадинехь тхо доцуш сан, бух боцу санн чеккха дяьллал долуш дар.
Вай тахан вовшан дика ца хилахь, собаре ца хилахь тахна ша йолу равнина приватизировать еш ю вай.


Paradan
Сообщение # 8


Уже осваивается
  • 34

Репутация: 1
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 98

Опять старая избитая тема про происхождение тейпов. Об этом уже многое сказано. В этом направлении работать уже нельзя, так как оно уже исчерпано. Работать надо в другом направлении.
Цитата: benoevskij
Тахан и фильм юкъи цаялит дуккха новкъало йина.

Не думаю, что кто-то специально будет мешать этому.



--------------------
18 лет бывает лишь раз в жизни! А 81 и того реже...
benoevskij
Сообщение # 9


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Dadada,
Цитата: Dadada
Честно хотите? Не стал смотреть. Посмотрел немного начало и уже надоело. Я очень интересуюсь темой происхождения чеченцев и историей. Читаю взахлеб все, что с этим связано, но почему то мне кажется, что вышеуказанный материал - это первые пробные попытки поднять на самый высокий уровень какой-то определенный тейп или тукхум. Если я ошибаюсь, то извините. Я бы и рад был бы ошибиться. Но у меня складывается именно такое мнение.
Вместо того, чтобы готовить материалы про каких-то отдельных представителей отдельных тейпов, лучше нашим историкам поработать над тем, чтобы откопать или восстановить наши архивные документы. Копии храняться в Осетии.

Кстати, я помню, как министерство информации планировало закупить в Осетии старые чеченские фильмы, снятые на чеченском тв, про чечню и т.п. Что-то этих фильмов до сих пор не видно, хотя с тех пор прошло уже пят лет.

Хьо нис вац сан ваша. Тахана Овхой махкахь бехаш почто до 70 тайпов, некоторые говорят до 60 из всей Чечни.
Ты внимательно посмотри. Сюьли махкахь динахь, бюьсан леташ ляьтта вай нохчий. Сюьли 1едал ца хилла хал, халнаг х1у дар али хьоьга? Ше нах бар(цхьац бераш), накъостал да оьшчахь.
Хьуна хаи цигахь долу хьал муха ду? Со тахана сай чуваха йиш йоцуш 1аш ву. Пхиъ шарахь нахабти чохь ваьллан со ас ара ялла лаьтташ й олу толпа шаьш нохчи мир тоьхан ара тосур бу аьлча, яра латта тха ду аьлча: Ас аьлла х1умма дацар бусулба динехь нис дег бе, дуьнен хьеспе дилча т1акха вар со: аса элир гайта ахь дюцучунна бух? Кху латта топоними нохчий ма я!
Сун 8 раз урса тюхур, пхи ши хан туьхар. Сан да ц1а вилхан вац. И фильм гича сан ден б1аьрга хи делар.
Массала хьуна и аьккхе боху дош новкъа далахь, бакъ дерг аьлча цхьац болу сюьли б1аьрга ц1и хьовза аьккхе боху дош хезча, оха массара олу тхо аьккхе да, со бено валахь.
Тхоьх шотой, шарой аьлла хила тарлор, х1унда аьлча шарой, шотой бу кху Аухехь.
Суна пoлитик хьехо ца лаьа. Тахан тхоьга бохург х1у ду хаи хьун? Шу да дац боху цигахь цера историкаш. Г1умкий буй тхан дайш т1и эцца болу и латта шай ду бохуш тахан 1аш бу!
Суна хаа вай Чура махкахь(Нохчийчоь) дуккха сюьлих схьабевла нах буй, дика нохчийн мотта хууш, ду бакъ сюли нахан юкъах бу дика нах, тахан хьуна схьахетарехь яра тема д1акъовлита лаьа, х1унда аьлча оцу фильмичохь хьехош ду мила хилла ци доьхьхьал! Дера хилла вай нах.
Хьо рез валахь вацахь и латт ноххций латт дуй, нохчий цигахь 3000 шо сов бехна бу. Тхуна нохчийн нахан цхьаа къомах стаг бе вац, ам бакъ дерга бакъ ду ала боха ох.

Селхан аса со нохчий ву къоман, тайпан бено ву, тухкум аькхий ду, ц1ера Овхар ву аьлча цхьацца й олу боьхумш нохчий мотт 1аман болу тхун шу сюли ду олур, валлах1и яцар набахт хала, халнаг дар хьо сан волчу олу муьста дешнаш. Со харца валахь суна бехка ма бил!
Ам ша олуш долу дешан, массала ахь, хьо санн болчара санна дега ойла еш баха ас, 200 000 нохчий стаг ву циг, цан т1и детташ туйнаш ду. Сибрег1 мехкар ц1а дахкитан хенахь дуьндахь дукха нах беженцаш бу. Тахан тхоьг тапп али 1ад 1е бах сюли историкш, ам нийсо, бакъо, дикал кхидерга мича хьо вай? Дала дезаш нах дац вай?


benoevskij
Сообщение # 10


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Цитата: GOVZilla
Если такое будет продолжаться, то тему тейпов вообще закрою.

Админ, делдахь цига цхьаа тайп ма дац йидеш. Валлах1и чудаха йиш йоцуш, тхан дайш т1иэцца болу г1уьмкий кхи болу нах Овхой махкахь, тахан и латташ шай ду бохуш бу.
Валлах1и со бено ву, со Овхар ву аьлча шу боьхумаш, шу сюьли ду аьлча са тоьхан 1ад ма 1ийна тхо, тхай бийца бух, ала дош долушехь. Ам ду бакъ
Цхьаа тайпа дац г1оле кхеча тайпанал.
Тахан тхо бала хьоьгуш ду, тхуна цигахь т1ехь ешша харцо ю истори аг1о вай лаьчча. Тахан Овхар нохчий хаза хетакх шаьш Чур Махкахь дага бехкача.


benoevskij
Сообщение # 11


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Цхьац пример хюьлу ешша. Держи вора оли ворро кхечунна цхьаа тайпан бехка боцуш банн тухийта.
Бух таллиш вежарий. Ц1ена нах, ц1ена адама, ц1ена нохчий нах кхета муха ду тхан хьалл. Оха бохург цхьаъ ду, тхоьга цера историкаш хьеха ма де баха. Цундера вай Нохчийн Чура махкахь тара ло цхьа ше кепар к1езга тоба нохчий мотт хууш нах хилар Нохчий Овхой мохках лецна бакъ дерга цахаита луаш массо нахан. Бакъ долу дашо эскар мостаг1ий эскар эшийна олуш ду.
Валлах1и кхечу тайпан нахан юкъах майра, дика, оьзда, дешан дуьнен, бусулба динан нах бойлача сунам хета из хаза.
Оха Нохчийн Овхой Махкахь олу:
Нохчий Чура Махкахь санн хила дезар вай ц1ена, дика, майра, къихетаме, г1иллакхе.
Сунам хаза хета из. Х1унда бусулба дешар гергало долу наха баха: я дикнарг ала, я 1ад 1е.
Массо тайп дукха майра, дика, оьзда, хаза, ц1ена. Тхуна лаьар ишта хила.
Тахан ши бутта бу со махкар ваьлла сайна операци яйта. Делдахь дика хила дезар вай. Дукха наха ахча гуллин вахан со кхечу махка сайна дарба да.
Са кхетамехь дац ше тайпа кхечулла ч1ог1а ду аьлла айда. Вала велла латта чу д1авижча д1адола и ч1ог1ал. Массо къоман, неха вовшана Дала ларам, къинхетам, дика дахар лойла.
Бехка ма биллаш аса шайна хала хетар динехь! Со меллаш ара волу шуна. Дина халахетаран къинтера довла. Кеста сай махка со ц1а воьдаш ву. Кхечу махка ара ваьлча Кавказер хотта тарло дашох.

Массера Дала аьтто бойла, массу неха, массу тайпан, массу къоман! Дала дикнаг дойла вайн, массарна!


GOVZilla
Сообщение # 12


СоЗиДаТеЛь
  • 102

Репутация: 158
Группа: Администраторы
Пол: мужской
Сообщений: 2361

Цитата: benoevskij
Админ, делдахь цига цхьаа тайп ма дац йидеш.

хаъ суна. Я имею ввиду вообще, на сайте, а не этот конретный случай.


benoevskij
Сообщение # 13


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Дел реза хюьлда хьуна! Со ниса ца кхеттера.

Территории, на которых поселились аккинцы , были населены в древности вайнахским племенем iавхар, о котором упоминал еще Геродот (v в. до н.э.) под названием авхат. Так что аккинцы были не первыми чеченцами, освоившими эти земли.
// Индарби Бызов, научно-историческая статьая: Аккинцы: вопросы этногенеза

Аккинцы (аренан-аьккхий) - ауховцы состоят из следующих родов: пхарчхой, барчхой, цiенторой, курчалой, гiулой, зандакъой, iаларой, гилной, беной, кеной, чиччалхой, даттахой, къовстой, мержой, цiечой, чiаьнтий, чантой, шарой, шебарлой, жевой, ваьппий, меркхой, чхьарой, зiогой, нокхой, чунгрой, суьйлий, боной, хiиндахой, билтой, акхгаой, гендаргной, iаккой, кушкаш, чартой, ширдой, таркхой, шанарой...// «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть. С. 377-381

Мохьмад Мамакаев, его определение про термин тукхум:

Чеченский тукхум - это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум , занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка.

Некоторые историки считают, что между тукхумом и тайпом, взятыми в их исторической динамике, нет никакой разницы, кроме количественной, что как тукхум , так и тайп могут в определенной последовательности выполнять функции и рода, и фратрии - то есть союза родов.// Глава с некоторыми сокращениями взята из работы М.Мамакаева "Чеченский тайп в период его разложения". Грозный, 1973, сс. 15-28.

-
«Тейпово-тукхтумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон – право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти горы» // Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.17




Равнинные аккинцы это карабулаки из аула Мазархой по свидетельству легендарного чеченского ученого А. Сулейманова

Мозарга (Мозарга) - разв. на з. окр. об-ва Нашха. Аул входил в общество Аьккха(мое р-е здесь Галанчожский район). Из Мозарга вышли все равнинные аьккхи -ара-аьккхи, имеют несколько вариантов названий: карабулаки, ауховцы (чеч. авхой), эргiастой, орстхой, балой. Этимология Мозарга остается непонятной, но «мазар» - тюрк. - святое место, храм, усыпальница. Возможно, от «мозгiар» - моцiкъвари - груз, священник. (Христ.)
// А. Сулейманов, Топонимия Чечни, Нальчик, издательский центр "Эль-Фа", 1997. Нашха, Микротопонимия Тестархой, С. 73

«К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут-Мартаном.
Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...» «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959, Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»



Основание переселенцами из Акки-лам двух селений в междуречье Аксая и Акташа (Дагестан) аккинцами-переселенцами из тайпа Парчхой: с. Шир-юрт (Юрт-аух) и Парчхой (Акташ-аул). Аккинцы из тайпа Цiечой основали село Цечой (Кишень-аух).// Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в xviii- начале xx вв. М., 1974.

«Первыми переселенцами из гор Аки-Лам (из местности Нашиха) были», говорят они, «части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой)…»// Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 39-40



Несмотря на тяжелое земельное положение большинсктва жителей гонных обществ Чечни и Ингушетии, переселения на равнину горцев-вайнахов. Издавна происходившие на всем пространстве горной полосы их края, имели свои особенности. Прежде всего они не были массовыми и ограничивались переселением отдельных семей или небольшой родственной группы. Во-вторых, процесс переселения вайнахов на равнину отличался значительной длительностью по времени и не был столь быстрым, как у осетин, у которых в течение нескольких десятилетий xix в. на равнину переселилась едва ли не половина населения горных обществ. <…>. Собранные более чем в 60 чеченских и ингушских селениях, эти материалы раскрывают картину непрерывного движения вайнахов с гор, происходившего вплоть до установления Советской власти во всех районах Чечено-Ингушетии»
//Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в xviii - начале xx вв. М., 1974, с. 237

Академик М.Н. Покровский в своей работе, подчеркивая исключительную важность для дагестанцев чеченского хлеба, писал: «кто владел чеченской плоскостью, тот был хозяином и в горах Дагестана».
//Адильгереева П.К. Переселенческое движение и аграрный вопрос в пoлитике России на Северо-Восточном Кавказе в первой половине xix века.: Дис. ...канд. ист. наук. – Махачкала,2006. – С.45.




Еще в 1888 году Л.П.Загурский указывал, что чеченцы живут от Дарьяла до истока реки Акташ, на огромном земельном пространстве.. // Загурский Л.П. Этнологическая классификация кавказских народов. – Б.М. 1888. С. 6

Чеченцы занимали весь западный Дагестан, расположившись на востоке от осетин и кабардинцев.// Реклю Элизе. Земля и Люди. Восточный Кавказ. Чеченцы, дагестанцы. Т. 6. – СПб. 1883. С. 108


«...тогда как кабардинцы и другие племена...понятия не имели о хлебопашестве, чеченцы деятельно занимались им».// Цит. по: Тебиева Л.Т. Хозяйственно-экономические воззрения северокавказских просветителей (конец xviii – 70-е гг. Xix вв.). Дис. ...канд. ист. наук. – Влади- кавказ,2005. – С.113.


benoevskij
Сообщение # 14


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Происхождение Шах мирзы Аккинского

Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого.// Глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности», журнал "Чеченское общество", Земля отцов [№ 1/2008]

Братом Ших-мурзы,..., был Салтан-мурза - ингушский владелец аула Ларса, находящегося в самой теснине Дарьяльского ущелья, занимавшего стратегически важное место на дороге, ведущей с севера в Закавказье, куда были устремлены интересы России.// 239 лет вместе с Россией Газета «Сердало, 12.03.2009г

Согласно документальных источников, в конце ХVI в. в Дарьяльском ущелье в ингушском Ларсе жил «феодал Салтан - Мурза, который состоял в родстве с другим вайнахским владельцем Ших-Мурзой Окуцким //Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М..1973, с.155). Мурзы встречаются у мусульманских народов Северного Кавказа: ингушей, чеченцев и кумыков. Выше Ларса находилось ингушское село Гвилети (Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.152).


Ларс. Башня аккинцев Дударовых - выходцев из Акки(здесь: Галанчожский район Чечни). XIX век.

 [b]Происхождение Шах мирзы Аккинского[/b]
Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения –Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого.// Глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности», журнал "Чеченское общество", Земля отцов [№ 1/2008]
Братом Ших-мурзы,..., был Салтан-мурза - ингушский владелец аула Ларса, находящегося в самой теснине Дарьяльского ущелья, занимавшего стратегически важное место на дороге, ведущей с севера в Закавказье, куда были устремлены интересы России.// 239 лет вместе с Россией Газета «Сердало, 12.03.2009г
Согласно документальных источников, в конце ХVI в. в Дарьяльском ущелье в ингушском Ларсе жил «феодал Салтан - Мурза, который состоял в родстве с другим вайнахским владельцем Ших-Мурзой Окуцким //Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М..1973, с.155). Мурзы встречаются у мусульманских народов Северного Кавказа: ингушей, чеченцев и кумыков. Выше Ларса находилось ингушское село Гвилети (Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1,1578-1613гг. М.,1889,с.152).
Ларс. Башня аккинцев Дударовых - выходцев из Акки(здесь: Галанчожский район Чечни). XIX век.
[IMG]http://s001.radikal.ru/i195/1012/a1/12694b7f5603.jpg[/IMG]
Можно предположить, что движение аккинцев на восток происходило в несколько этапов, причем часть их осела в районе низовьев Аргуна. Подобный характер движения аккинцев отразился также и в исторических преданиях, указывающих как на промежуточную область их обитания район р. Мичик(АИЭ, ф.8, д.27, л.137. Материалы экспедиции 1971 г) .[b] Как уже отмечалось, восточные, равнинные аккинцы представляют смешанную в племенном отношении группу, образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкерницев) и менее аккинцев. Основу этой группы составили карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это Цiечой тейпа (карабулаки), переселившаяся на восток из Аккилам, т.е. горного Акки[/b](Там же, д.25, л.101. Материалы экспедиции 1970 г.) .// Н.Г.Волкова ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В xviii — НАЧАЛЕ xx ВЕКА
З.Х.Ибрагимова, Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900), Монография, Москва «ПРОБЕЛ-2000», 2006, с.12 Отходничество среди чеченцев практически не было развито, поэтому и жили и работали они на своих исконных территориях. В прошлом владельцами затеречных земель исторически были чеченцы, представители тейпа Гуной, чеченцы-аккинцы и другие представители народа. Мустапаев Х.А., 1913 года рождения, утверждал, что в прошлом его предки владели всеми землями от Кизляра по левому берегу Терека до станицы Наурской и 34 хуторами, где жили и выращивали скот батраки и наемные работники из нагайцев и казаков [Сулейманов А. Топонимия Чечни. – Нальчик, 1997. С. 646].




Можно предположить, что движение аккинцев на восток происходило в несколько этапов, причем часть их осела в районе низовьев Аргуна. Подобный характер движения аккинцев отразился также и в исторических преданиях, указывающих как на промежуточную область их обитания район р. Мичик(АИЭ, ф.8, д.27, л.137. Материалы экспедиции 1971 г) . Как уже отмечалось, восточные, равнинные аккинцы представляют смешанную в племенном отношении группу, образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкерницев) и менее аккинцев. Основу этой группы составили карабулаки. По определению восточных чеченцев, хасавюртовские аккинцы – это Цiечой тейпа (карабулаки), переселившаяся на восток из Аккилам, т.е. горного Акки(Там же, д.25, л.101. Материалы экспедиции 1970 г.) .// Н.Г.Волкова ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В xviii — НАЧАЛЕ xx ВЕКА

З.Х.Ибрагимова, Чеченцы в зеркале царской статистики (1860-1900), Монография, Москва «ПРОБЕЛ-2000», 2006, с.12 Отходничество среди чеченцев практически не было развито, поэтому и жили и работали они на своих исконных территориях. В прошлом владельцами затеречных земель исторически были чеченцы, представители тейпа Гуной, чеченцы-аккинцы и другие представители народа. Мустапаев Х.А., 1913 года рождения, утверждал, что в прошлом его предки владели всеми землями от Кизляра по левому берегу Терека до станицы Наурской и 34 хуторами, где жили и выращивали скот батраки и наемные работники из нагайцев и казаков [Сулейманов А. Топонимия Чечни. – Нальчик, 1997. С. 646].


benoevskij
Сообщение # 15


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Одна из первых работ начала столетия была опубликована Равинским, в которой, описывая хозяйственную жизнь народов края, он приводит интересное замечание об острове «Чеченъ», лежащем «против обиталища Чеченцев» // Равинский. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской Губерний. СПб., 1809. С. 13.


А. М. Буцковский: "Аухами называются поселившиеся на землях кумыцких около рек Агташа и Ярух-су карабулакские и частью чеченские выходцы..."//Буцковский А. М. Выдержки из описания Кавказской губерния и соседних горских областей. 1812г.//История, география и этнография Дагестана. Махачкала, 1958. С. 243.


benoevskij
Сообщение # 16


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Ауховский район
Площадь: 500 кв. км.
Население: точных данных нет.
Переименованые название. Оригинальные название(Чеченское)
Новомехельта - Йассара
Новолакский РТС - Iовхара
Тухчар - Билтой-Эвла
Гамиях - Минай-ТIуга
Дучи - Зори-КIуотор
Ницовкра - Барчхой-КIуотор
Ахар - Боной-Юрт
Шушия - ЙассатIи
Новочуртах - Алтимирза-Юрт
Новокули - ГIачалкха
Новолакское - Боной-Эвла
Чапаево - ЦIечой-Юрт
-------- - Бурсана(Аул был стерта советским НКВДем, позже возвратившие Чеченцы востановили село)
Ленин-Аул - Пхьарчхошка
Калинин-Аул - Iовха
Дылым - ГIебекх-Кхаьл
-------- - МажгIара(Аул был стерта советским НКВДем, позже возвратившие Чеченцы востановили село)
Алмак - Iалмакх
Буртунай - Боьртана
Наки-Отар - Нокхи-КIуотор


Вот здесь фотки, если хотите посмотреть большом размере, нажмите на фото.


Fatim
Сообщение # 17


Местный житель
  • 34

Репутация: 5
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 199

Цитата: benoevskij
кки

Сом ца кхитар, тайп бено входит в тукххум Нохчмахкхо :belay: насколько мне известно.



--------------------
Иногда захожу на xadis****ru и на zhaina****com.
benoevskij
Сообщение # 18


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Цитата: Fatim
Сом ца кхитар, тайп бено входит в тукххум Нохчмахкхо :belay: насколько мне известно.


Части одного и того же тейпов проживают от Назрани до Ауха, а тукхум занимает определенную территорию, но тейпы имеют свою родовую землю, это у дагестанцев тукхум яваляется родственным образованием:

«Тейпово-тукхтумная организация в ее классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период после нашествия Тимура, когда были уничтожены чеченское государство с его институтами, правящие династии, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон – право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти горы» // Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. Грозный-М., 2006. С.17



Туккхум — это союз группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а также окружающего района, где тейпы, входившие в тукхум , занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на своём диалекте вайнахского языка.

Тукхум , в отличие от тейпа, не имел официального главы или военачальника (чеч. бяча). Таким образом, тукхум был не столько органом управления, сколько социальной организацией.

Совещательным органом тукхума был Совет старейшин, который состоял из представителей всех тейпов, входивших в данный тукхум , на равных правах.

Совет старейшин созывался в случае необходимости для решения межтейповых споров и разногласий, для защиты интересов как отдельных тейпов, так и тукхума в целом. Совет старейшин имел право объявлять войну, заключать мир, вести переговоры с помощью своих и чужих послов, заключать союзы и разрывать их.

Тукхум — не кровнородственный союз, Он представляет собой образование, возникшее из родовой организации. Это союз и (или) ассоциация нескольких тейпов одного и того же племени, сложившаяся для определенных целей[1].


Fatim
Сообщение # 19


Местный житель
  • 34

Репутация: 5
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 199

что-то первый раз слышу про эту версию..мне как-то Нохчмахкхо ближе :wink:



--------------------
Иногда захожу на xadis****ru и на zhaina****com.
benoevskij
Сообщение # 20


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Цитата: Fatim
что-то первый раз слышу про эту версию..мне как-то Нохчмахкхо ближе

Какая разница, корни надо знать, мы есть все народ нахчой от Казбека до Ауха :)!
Нигде не доказано, что даже тейп является повально родственным объединением, такое только у тюрков и сюли, как я знаю.
Вот дословно представитель Нахчимахкахойцев историк, исследователь Болатойха Джамболат, автор книги "Мы единый народ", говорит, вот его слова:
Я считаю, что название тайпа это не фамилия. Не доказано что тайп является кровно-родственной общиной, но много фактов указывающих на формирование тайпов как территориальных и профессиональных социальных единиц, включающих несколько родов не связанных друг с другом кровным родством.

У чеченцев фамилия это род (вар, некъие) или даже часть, ветвь рода (гар), но не тайп. Тем не менее, тайп до сих пор несет в себе некую иммунную функцию народного огранизма, хотя прошлого значения конечно уже давно не имеет. Поэтому я считаю, что в идеале чеченский паспорт или даже паспорта других кавказских народов должны будут иметь помимо имени, имени отца и фамилии строчку тайп или джамаат как у дагестанцев или какое либо другое обозначение общины у других кавказских народов. Можно вывести какую-нибудь унифицированную графу для всех кавказцев, если в будущем это будет актуально.


Но все мы нахчой народ выходцы из Наш-хи и потомки легендарного Турпала Нахчуа:
В пользу этого как будто бы говорит и старинное предание о “Турпале Нахчуо”, в котором последний представлен как первопредок не только чеченцев, но и ингушей - двенадцать сыновей “Турпала Нахчуо” основали общества, которые стали носить их имена: “Ичкери, Аух, Чобирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джейрах, Ангушт” - Пожидаев В. Горцы Северною Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. М.-П., 1926. С.16. Взято из книги З.Х. Ибрагимова Мир чеченцев xix век


Урочище аула Нашхой. Аул Нашхой место рождения отца народа Турпала Нахчо.
«Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4: «... чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем(авт- до депортации) селении Нашхой Галанчожского округа (авт- аул Нашхой в Аккинском обществе горной Чечни ). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейпов), названных чеченцами чистыми(авт- коренными) тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами.

Местораспложение аула Нашхой (не путать с мохком Нашхой):
Нашах лаьттинчу кога (Нашах ляттинчу кога) «Нашах стоял (где) впадине к» - на в. Вовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха. (Горная Чечня, см. «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(ВIовга), с. 46,):