о Грозном Рестораны и кафе книга жалоб Чеченский форум Интересное Кино О Чечне и чеченцах Проза и поэзия Мастера Чечни Фото Ислам

Уголок мусульманина

Об испытаниях и воздаянии

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Когда Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не (наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День воскресения.
(Анас передал также, что) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, великое воздаяние (полагается за) великое испытание и, поистине, если Аллах Всевышний любит людей, Он подвергает их испытаниям, после чего довольствовавшиеся снискают благоволение (Аллаха), а негодовавших постигнет гнев (Его). (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».)
 
    Чеченский форум GovzPeople.ru » Моя Родина, - Даймохк » Чечня и Чеченцы  

    Чеченский тейп и тукхум, структура и формирование  
saidOFF
Сообщение # 1


ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
  • 102

Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 693

Чеченский тукхум - это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка.

Некоторые историки считают, что между тукхумом и тайпом, взятыми в их исторической динамике, нет никакой разницы, кроме количественной, что как тукхум, так и тайп могут в определенной последовательности выполнять функции и рода, и фратрии - то есть союза родов.

Хотя тукхум и означает в переводе "семя", "яйцо", - говоря о внутренней структуре его, необходимо подчеркнуть, что эта организация в представлении чеченцев никогда не рисовалась как группа кровнородственных семей, а представляет собой союз родов, объединившихся во фратрию по своему территориальному и диалектологическому единству....

Чеченский тукхум, в отличие от рода, не имел официального главы, равно как и своего военачальника (бячча). Отсюда видно, что тукхум был не столько органом управления, сколько общественной организацией, тогда как тайп представлял необходимую и логическую стадию прогресса в развитии идеи управления.

Возникновение союза тайпов (тукхумов) представляло собой также несомненный прогресс, происходящий на одной и той же территории, как неуклонный процесс, ведущий к возникновению нации, хотя тенденция к локальному разделению по родам и продолжала существовать.

Совещательным органом тукхума был совет старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум на равных по положению и почету правах. Тукхумный совет созывался в случае необходимости для решения межтайповых споров и разногласий, для защиты интересов как отдельных тайпов, так и всего тукхума.

Тукхумный совет имел право объявлять войну и заключать мир, вести переговоры с помощью своих и чужих послов, заключать союзы и порывать их.

Вот почему еще надо полагать, что понятия "тукхум" и "тайп" далеко не идентичны... Следовательно, тукхум, как показывает сам термин, - не кровнородственный союз, а всего-навсего братство, и представляет собою естественное образование, выросшее из организации. Это союз нескольких тайпов одного и того же племени, сложившийся для определенных целей.




--------------------

прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА!!! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации...
saidOFF
Сообщение # 2


ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
  • 102

Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 693

Но в Чечне есть и союзы кровнородственных родов, образовавшиеся путем сегментации одного начального рода, как, например, чантийцы и терлосецы.

В состав терлоевцев входят такие кровнородственные группы, именующие себя гарами, иногда и родами, как Бешни (Боьшни), Бавлой (БIавлой), Жерахой (Жерахой), Кенахой (Кхенахой), Мацархой (МацIархой), Никарой (Никарой), Ошний (Оьшний), Санахой (Санахой), Шюидий (Шуьндий), Элтпархой (Элтпхьархой) и др.

Из ста тридцати пяти тайпов, составлявших чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти фратриях (союзах) следующим образом.

В тукхум Аккий (Аьккхий) входили такие тайпы, как Барчахой (Барчахой), Жевой (Жевой), Зогой (31огой), Ноккой (Ноккхой), Пхарчой (Пхьарчой), Пхарчахой (Пхьарчахой) и Вяппий (Ваьппий), занимавшие в основном район восточной Чечни на границе с Дагестаном.

В Мялхи (Маьлхи) входили: Бястий (Б1аьетий), Бенастхой (Б1енастхой), Италчхой (Италчхой), Камалхой (Камалхой), Коратхой (Кхоратхой), Кеганхой (К1еганхой), Меший (Меший), Саканхой (Саканхой), Тератхой (Тератхой), Чархой (Ч1архой), Эрхой (Эрхой) и Амхой (1амхой), занимавшие юго-западный район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией.

В Нохчмахкахой объединялись такие крупные тайпы, как Белгатой (Белг1атой), Беной (Беной), Билтой (Билтой), Гендаргеной (Гендаргеной), Гордалой (Г1ордалой), Гуной (Гуной), Зандакой (Зандакъой), Ихирхой (Их1ирхой), Ишхой (Ишхой), Куршалой (Куршалой), Сесанхой (Сесанхой), Чермой (Чермой), Центарой (Ц1ентарой), Чартой (Чартой), Эгашбатой (Эг1ашбатой), Энакхаллой (Энакхаллой), Энганой (Энганой), Шоной (Шуоной), Ялхой (Ялхой) и Алирой (1алирой), занимавшие в основном восточные и северо-восточные, а частично и центральные районы Чечни.

В Чебарлой (Ч1ебарлой) входили: Дай (Д1ай), Макажой (Макажой), Садой (Садой), Сандахой (Сандахой), Сиккахой (Сиккхахой) и Сирхой (Сирхой). В Шарой входили: Кинхой (Кинхой), Ригахой (Ригахой), Хихой (Хихой), Хой (Хой), Хакмадой (Хьакмадой) и Шикарой (Шикъарой).

Тайпы, входившие как в Ч1ебарлой, так и в Шарой, занимали юго-восточный район Чечни по реке Шара-Аргун.

В Шотой (Шуотой) вошли: Варандой, Вашандарой, Гаттой (Г1аттой), Келой, Маршой, Нижалой, Нихалой, Пхамтой (Пхьамтой), Сяттой (Саьттой) и Хаккой (Хьаккой), занимавшие центральную Чечню в долине реки Чанты-Аргун.

В Эрштхой вошли тайпы: Галой, Гандалой (Г1андалой), Гарчой (Г1арчой), Мержой, Мужахой и Цечой (Ц1ечой), жившие на западе Чечни, в долине реки Нижнего Мартана (Фортанги).

А все остальные тайпы чеченцев в этом районе объединялись в кровнородственные союзы. Так, например, Борзой, Бугарой (Буг1арой), Хилдехарой (Хилдехьарой), Дерахой (Доьрахой), Кхокадой (Кхуокхадой), Хачарой (Хьачарой) и Тумсой, жившие в верховье реки Чанты-Аргуна, объединялись в союз Чянтий (Ч1аьнтий), а такие, как Никарой (Никъарой), Ошний (Оьшний), Шюндий (Шуьндий), Элтпхархой (Элтпхьархой) и другие входили в Терлой (Т1ерлой).

Были в Чечне и такие тайпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно. Такие, например, как Зурзакхой (Зурзакъхой), Майстой (М1айстой), Пешхой, Садой и др.



--------------------

прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА!!! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации...
saidOFF
Сообщение # 3


ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
  • 102

Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 693

Дела тукхума, как мы уже писали, решались советом старейшин, созываемым им по мере необходимости. Но тукхум как орган не имел каких-либо функций управления, принадлежавших тайпу, хотя он и был облачен в общей социальной системе определенными полезными полномочиями в связи с необходимостью какой-либо организации - большей, чем тайп.

Таким образом, договорившись между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тайпы объединялись в тукхумы прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Надо полагать, что нохчмахкойцы, составившие основное ядро чеченцев, первыми поселились и в районе Аксая, Мичига вдоль реки Терека.

Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Ношхой (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен живут на территории своего нынешнего поселения.

Отдельные тайпы из этого тукхума, например, Беной и Центорой, настолько сильно увеличились, что давно уже забыли о своем первоначальном кровном родстве. Брак между беноевцами и центороевцами давно стал обычным явлением. Выйдя за пределы своей древней земли, представители этих тайпов уже по крайней мере с XVI века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не было представителя, например, беноевцев.

Таким образом, по мере своего увеличения, тот или иной тайп в свою очередь расчленялся на несколько родов, и гары прежнего рода в этом случае становились самостоятельными родами, а первоначальный род продолжал существовать уже как тукхум - союз родов. Мы уже писали о тукхуме Ч1аьнтий. Есть в Чечне и такие тайпы, которые в силу тех или иных исторических обстоятельств не входили ни в какие тукхумы, жили и развивались самостоятельно. Эти тайпы образовались как из аборигенов данного края, так и из пришлых лиц. Поэтому следует считать тайп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии.



--------------------

прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА!!! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации...
saidOFF
Сообщение # 4


ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
  • 102

Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 693

Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: "Цу стеган тайпа а, тукхум а дац" (У этого человека нет ни рода, ни племени).

Итак, что же такое чеченский тайп и какие общественно-экономические принципы устанавливает институт тайпизма?

Знаменитый американский исследователь первобытного строя, посвятивший себя изучению обычаев и нравов древних индейцев, Л. Морган в своей работе "Ancient" дает следующее описание родового строя у индейцев: "Все его (рода. - М.М.) члены - свободные люди, обязанные защищать друг друга; они обладают равными личными правами, - ни сахемы, ни военные вожди не претендуют ни на какие преимущества; они составляют братство, связанное кровными узами. Свобода, равенство, братство, хотя это никогда и не было сформулировано, - были основными принципами рода, а род в свою очередь был единицей целой общественной системы, основой организованного индейского общества".

Чеченский тайп - это тоже группа людей или семейств, выросших на основе примитивных производственных отношений. Члены его, пользуясь одинаковыми личными правами, связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Свобода, равенство и братство, хотя никем и не были сформулированы, здесь также составляли основу тайпа - основу всей организации чеченского общества. Но чеченский тайп рассматриваемого нами периода (после XVI века) отнюдь не был уже архаическим родом, каким он был у ирокезов. Нет! Тайповый строй чеченцев этого периода является уже продуктом собственного заката, проявлением его потенциальных внутренних противоречий, разложения до сих пор казавшиеся незыблемыми форм, вытекавших из первоначальных правовых принципов тайпизма, которые раньше цементировали тайповый строй и искусственно сдерживали его разложение. Эти старые формы и тайповые принципы уже вступили в противоречие с теми социально-имущественными сдвигами, которые с каждым днем возрастали внутри отдельных тайповых ячеек. Юридическая оболочка тайповых корпораций уже не соответствовала имущественной структуре общества.

Однако была очень важная причина внешнего характера, которая сохраняла в силе "старое право" и "гармонировала" его с произошедшими новыми сдвигами: малочисленные чеченские тайпы жили в это время в окружении более сильных соседей (грузинов, кабардинцев, кумыков и других), феодальная знать которых постоянно так или иначе посягала на их вольность. Эти внешние условия прежде всего и отсутствие у чеченцев сложившихся форм государственности сильно повлияли на сплочение тайпов, и эта сплоченность перед лицом внешней опасности придавала вид (конечно, только вид) равенства, братства, защиты интересов друг друга.




--------------------

прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА!!! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации...
saidOFF
Сообщение # 5


ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
  • 102

Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 693

Итак, тайп в понятии чеченцев - патриархальная экзогамная группа людей, происходящих от одного общего предка. Известны четыре термина, служившие для обозначения боковых ветвей, сегментировавшихся от тайпа, и употреблявшиеся у чеченцев с незапамятных времен для обозначения крупных родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и прежде всего кровнородственное единство: ваьр (вяр),гар, некъий (некий), ц1а (ца).

Только первый из них - ваьр многозначен и наряду с остальными терминами обозначает кровнородственную группу людей, причем более точно определяет понятие "род-тайп".

Основные коренные чеченские тайпы следующие: Айткхалой, Ачалой, Барчахой, Белхой, Белг1атой, Беной, Бецахой, Билтой, Бигахой, Буг1арой, Варандой, Вашандарой, Ваьппий, Галой, Г1андалой, Г1арчой, Г1аттой, Гендаргеной, Гилой, Г1ой, Г1ордалой, Даттахой, Д1ай, Дишний, Доьрахой, Жевой, Зандакъой, 31огой, Зумсой (он же Буг1арой), Зурзакъой, Зуьрхой, Ишхой, Их1ирхой, Италчхой, Камалхой, Кей, Келой, Кулой, Куршалой, Кушбухой (он же 1алирой), Кхартой, К1сганхой, Лашкарой, Макажой, Мар-шалой, Мержой, Мерлой, Мазархой, М1айстой, Мужахой, Мулкъой, Нашхой, Нижалой, Ник1арой, Нихалой, Ноккхой, Пешхой, Пхьамтой, Пхьарчой, Ригахой, Садой, Сахьандой, Сярбалой, Саьттой, Тулкхой, Туркой, Харачой, Херсаной, Хилдехьархой, Хой, Хуландой, Хурхой, Хьаккой (он же Ц1оганхой), Хьакмадой, Хьачарой, Химой, Хихой, Хьуркой, Цацанхой, Ц1ентарой, Ц1ечой, Чартой, Чархой, Чермой, Ч1архой, Ч1инхой, Чунгарой, Шарой, Шикъарой, Ширдой, Шуоной, Шпирдой, Шуьндий, Эг1ашбатой, Элстанжхой, Энакхаллой, Энганой, Эрсаной, Эрхой, Ялхарой, 1алирой, 1амахой и др.

Тайпов в Чечне в исследуемый нами период с относительной точностью, насчитывается более ста тридцати пяти. Из них более двадцати - не коренные, а образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях: одни из них шли в страну вайнахов сами, в поисках удобных земель, а других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены перенять чужой для них язык, чужие обычаи. Разумеется, эти люди не имели здесь ни тайповых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов (солнечных могил) для похорон своих умерших сородичей. Но по примеру аборигенов этого края, они сплотились в кровные родства, оказывали помощь членам своей общины, объявляли кровную месть за убийство своего сородича, придерживались и других общественно-обязательных принципов института тайпизма. Это обстоятельство для нас интересно еще и тем, что оно решительно отвергает теорию абсолютно чистого этнического происхождения вайнахов - в частности, чеченцев.




--------------------

прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА!!! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации...
saidOFF
Сообщение # 6


ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
  • 102

Репутация: 22
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 693

По мере размножения тайп распадался на две или более части-гары, и каждый из этих гаров с течением времени составлял самостоятельный тайп.

Чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам Чечни, каждый чеченец должен был помнить имена не менее двенадцати лиц из числа своих прямых предков...

Старейшины и вожаки чеченских тайпов не всегда обладали недоступными замками, не украшали свои выезды фамильными гербами. Они не гарцевали в сверкающих доспехах и не бились на романтических турнирах. Подражая тайповой демократии в обществе, они все еще имели вид мирных крестьян: водили по горам отары овец, пахали и сеяли сами. Но высокие понятия чести, равенства и братства между всеми членами тайповой общины пришли в новый этап тайповых отношений не в ореоле прежней чистоты и благородства, а в извращенной, модернизированной форме, порожденной наглой жестокостью и высокомерными притязаниями сильных и богатых.

В своей основной массе вайнахи очень настороженно и чутко относились ко всяким попыткам и поползновениям к зарождению феодальной власти и феодальной аристократии и общими усилиями в корне пресекали их. Об этом свидетельствуют богатейший фольклорный материал и обычай байтал ваккхар (раскулачивание), бытовавший у чеченцев и очень редко встречающийся у других народов.

И все же процесс разложения тайповой общины явственно прослеживается у чеченцев еще с позднего средневековья (XIII-XIV века). Причем этот процесс и тогда знаменует не первоначальную стадию, а уже ту ступень, которой предшествовали более ранние шаги.

Экономической основой тайпа были скотоводство, земледелие и охота. Скот являлся тем базисом, который определял специфические особенности чеченского тайпа того периода. Поля и усадьбы также являлись важнейшей частью тайпового имущества. Земледелием чеченцы занимались с древнейших времен, еще в начале XVII века качкалыковские чеченцы имели богатые виноградники, сеяли пшеницу, просо, ячмень, а позже стали возделывать кукурузу.

Майсты и вообще Средне-Аргунский район Чечни XVII века славились своими мудрыми лекарями, хорошо лечившими раны, делавшими ампутацию органов и даже трепанацию черепа. Майстинцам, например, еще задолго до появления русских на Кавказе, известна была прививка от оспы. Они славились и как искусные строители боевых и жилых башен. И наконец майстинцы славились и как знатоки адата - тайпового права. Именно сюда, в Майсты, который в силу своего географического положения был защищен от всевозможных нападений врагов, съезжались старейшины тайпов на официальные совещания для обсуждения адатно-таиповых вопросов...

Еще одним местом, где также обсуждались вопросы общечеченского адата, была гора Кхеташ-Корта, возле аула Центорой



--------------------

прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА!!! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации...
benoevskij
Сообщение # 7


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Дел рез хюьлда хьун. Очень хорошая тема. С интересом все прочитал.


benoevskij
Сообщение # 8


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Чечня. Бронзовая поясная бляха из Чечни(б. Терская область)






Чечня. Луговой могильник. Бронзовые поясные пряжки кобанского типа






Чечня. Область Майста, город мертвых







benoevskij
Сообщение # 9


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

Беноевская летопись (тептар)
Предлагаем вашему вниманию имеющуюся у нас в распоряжении часть тептара. Весь текст, надеемся, скоро будет опубликован учеными, непосредственно занимающимися переводом.

_____________
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будет благословение и мир над пророком и его семьей!

Это летопись племени Бено народа Нахче. Переписана сия летопись мною, бедным Тарли Даудом, в год 1204 по хиджре, когда наш великий имам Мансур ушел с боями на запад и совершались иные грозные деяния здесь и в мире.

Я, бедный Эски, сын Берда из племени Бено народа Нахче, пишущий эти строки, – девятое поколение от предков своих. Во времена Ороса, сына Сарда, пришло большое войско с юга, из страны Ишшар, ведомое двоими сыновьями царя Балка, и были битвы и сражения у Священного Города, и кое в чем из задуманного сыновья царя Балка преуспели. Сокрушили они Священный Город, увели в полон всех его жителей, а многих убили, и явились по сю сторону Кремневого озера, чтобы завоевать Укрепленный Город.

А перед тем явился во дворец к Оросу, сыну Сарда, некий чародей из страны Джелтов и предсказал ему гибель города и семьи и иные несчастья и бедствия. И призвал Орос, сын Сарда, зятя своего, Тарга, сына Лийя, бери из страны Минас, и поручил ему увести на север, в страну Эров, семью свою и семью вдовы-сестры своей, а также младшего из сыновей своих Аргиша, коему было в ту пору пять лет. И Тарг, сын Лийя, без промедления исполнил волю эла Ороса, тестя своего, и двинулся с людьми, доверенными его попечению, на север, в страну Эров. У Тарга, сына Лийя, была дружина воинов, испытанных в боях и преисполненных отваги и преданности, и потому в дороге никто не осмелился напасть на людей сих, и добрались они без помех до замка на горе Ирга в стране Эров, где жил гость Ороса, сына Сарда, по имени Малхаз. Был тот Малхаз «хранителем Кашке», как и предки его. И ввел Малхаз путников сих в свои чертоги и башни, и принял их так, как подобает принимать домочадцев и родственников великого эла, и ни в чем не было у них нужды, но всего было вдоволь.

В это время в замок Ирга прибыли гонцы из страны Бейни. И сказали они, что Укрепленный Город разрушен сыновьями царя Балка, а старший эл Орос, сын Сарда, погиб в бою, защищая город и страну. И еще сказали гонцы, что сыновья царя Балка отрядили в страну Эров большое войско, чтобы захватить семью царя Ороса в полон, а сына его Аргиша убить, чтобы пре(*censored*)я род элов Бейни, и чтобы страна сия до скончания времен стала достоянием повелителей страны Ишшар. И был плач в замке Ирга, горевали все от печальных известий сих. И решил Тарг, сын Лийя, покинуть замок Малхаза и двинуться далее на север, в страну Арцаби, и там укрыться в неприступных горах, покрытых лесами. И так они и сделали.

В стране Арцаби в то время правил Ихло, сын Тиша, человек злого нрава и коварных дел. Этот-то Ихло, сын Тиша, решил предать путников из страны Бейни в руки царя Балка, и послал на юг гонцов, чтобы навести воинов страны Ишшар на убежище Тарга, сына Лийя. И явились воины страны Ишшар в Арцаби, и сразились они с воинами Тарга, сына Лийя, и разбил их Тарг и обратил в бегство. Узнав о коварстве Ихло, сына Тиша, явился к нему Тарг, сын Лийя, с отрядом воинов своих, и поверг его, и убил мечом, а чертоги его предал огню. И не осмелились воины Арцаби сразиться с воинами Тарга, сына Лийя, ибо был Тарг исполином.

В это время вдова царя Ороса, сына Сарда, позвала к себе Тарга, сына Лийя, зятя своего, и вопросила его, что он намерен делать далее, когда в стране Арцаби им более нельзя оставаться. И ответил Тарг, сын Лийя, что надобно им перевалить эти высокие горы, называемые местными людьми горами Керо. И надобно им найти место для житья к северу от гор сих, ибо говорят, что много там пустынных земель. И перешли они горы Керо, и нашли красивую местность в горах, где протекала река и били родники, и назвали сию местность Нашха. Там они воздвигли башни и иные строения, и расселились. И рождались у них дети, и дети детей, и размножились они в стране той. И стали их называть племенем Бено народа Нахче, ибо были они пришельцами из страны Бейни.
, бедный Гюриг, сын Эски из племени Бено народа Нахче, пишущий эти строки, – десятое поколение от предков своих. Когда прошли годы и умножились люди в местности Нашха, собрали они совет и решили по жребию отселить половину жителей в иную местность, ибо не вмещала их Нашха. И сделали так, и бросили жребий. Уходящие избрали элом Берга, сына Аргиша, и, нагрузившись скарбом, двинулись они вниз по течению реки и вскоре нашли прекрасное место у подножия горы Девяти пещер. Там они и поселились.

В это время из равнины, что простиралась от гор Керо до Великой реки, пришли косматые люди народа Гирман, поклоняющиеся огненному мечу, и стали нападать на обитателей гор. И собрались старейшины горцев, и пришли к Таргу, сыну Лийя, и спросили у него совета, как им поступить: уйти ли в глубину гор, или сразиться с пришельцами. И сказал Тарг, сын Лийя, чтобы они прислали в Нашху всех молодых мужчин, кроме тех, кто не имеет сыновей. И явились молодые мужчины страны той, и сделал Тарг, сын Лийя, из них войско, и поставил во главе него младшего сына своего Бердука, прозванного Гневным. И не понравилось сие Бергу, сыну Аргиша, и братьям его, ибо надлежало им, а не Бердуку, сыну Тарга, вести войско на битву. Они были элами, а Бердук и братья его были только бери. И пришел к отцу с этим Берг, и повелел Аргиш ему «завязать в узел сердце свое», чтобы разладами и ссорами не погубить общее для всех дело. И повел войско Бердук, сын Тарга, на север, и разбил он войско косматых и отогнал их остатки по Гирман-Аре за Великую реку, и вернулся вспять с добычей многой и со славой. И упрочилась власть Бердука, и братьев его, и отца их Тарга. И стали они называть себя элами, и утвердились в Нашхе. А Берг и братья его, сыновья Аргиша, ушли к горе Девяти пещер и воздвигли у подножия ее город Балх. И славился город сей лучниками и пращниками, и крепким было место сие.
Я, бедный Тисс, сын Гюрига из племени Бено народа Нахче, пишущий эти строки, – одиннадцатое поколение от предков своих. В дни мои случилось чудо: с запада, со стороны горы Эл-Лат, прилетела горящая звезда и упала в озеро Башен. Воды озера вскипели и многие годы после этого были горькими.

Всю долину к северу от гор Керо занимали в эту пору люди народа Гирман. Были они дикими и не ведали иных обычаев, кроме звериных. И вторглись они на юг, в страну Арцаби, где в это время царем был Курпал, сын Кела. И призвал Курпал на помощь племя Бено и весь народ Нахче, и перевалили горы, и пришли на помощь. Одолели воины Нахче диких людей Гирман, полонили многих из них, а иных умертвили в сражении. Одарил Курпал воинов Нахче дарами многими, и отправились они восвояси.

В это же время в Нашху прибыло посольство из страны Гард, что на берегу Нижнего моря. Остановились послы в чертогах Варда, сына Бердука, и не понравилось сие жителям Балха, потомкам Аргиша и сыновьям сыновей его, ибо себя они почитали главными людьми страны сей. И собрался совет страны, чтобы выслушать послов, но на рассвете найдены были послы сии убитыми в чертогах Варда. И обвинил Вард в злодеянии этом сыновей Берга, и напал на Балх с дружиной своей, и было много убитых с обеих сторон. И ушли потомки Аргиша из страны сей, поклявшись, что нет на них вины за убийство послов из страны Гарда, и что отомстят они за все злодеяния и козни потомкам Тарга. И поселились потомки Аргиша и домочадцы их в ущелье Черных скал, и укрепили место сие башнями и стенами, и стали жить. И с этих пор украшали они щиты свои изображением падающей звезды. Одни говорили, что это знак падшей славы потомков Аргиша, а другие говорили, что в год упавшей звезды погиб город Балх, и потомки Аргиша хотят навеки запомнить сие. А в стране Нахче возобладали с этих пор потомки Тарга, и стали они именоваться старшими элами страны сей.

Baskurt
"Мы окружены! Значит им от нас не убежать!"
Байсангур Беноевский


Небо и река
Сообщение # 10


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 5

Выкладываю статью форум, прошу админа, перенести ее на заглавную страницу.
Дала аьтто бойла нохчий, г1алг1ай.


Происхождение нахских племен чеченцев

Орстхой, аьккхий, мержой и цечой являються по сути единым племенем чеченского народа. Представители этих групп проживают практически во всех частях, где присутствуют вайнахи(чеченцы и ингуши): в Ингушетии, Чеченской республики, в Ауховском районе, Грузии. Сами представители этих древних чеченских родов на легендарную чеченскую горную область Ломе Аккху указывают как на свою прародину, помимо чеченских преданий мы видим и подтверждения ученых-историков: "...Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой , аккий, мержой и цечой. “ Мы все орстхой из Акки ”, – говорят представители этих групп."(1)

Этнографы, историки, ученые до сих пор не могут придти к единому выводу об этнической принадлежности карабулаков, точнее идет обычная борьба среди историков разных народов с целью приписать воинственное племя карабулаков-орстхой. Сами же карабулаки считают себя выходцами из Аккинских гор и подчеркивают родство с аккинцами(аккинцы горное племя вайнахов), приведем цитату из брошюры «Чеченская Республика»:

«Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха(Галанчожский район) или Лам-Аьккхи(авт- обширный район, который еще до половины включал в себя часть Джейрахского и Дарьяльского ущелий и земли влоть до горы Казбек) или местность Балой-Лам и общество Балой (у озера Галанчож). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу». (2)

У вайнахов, кроме каменной и письменной истории, сильно была развита устная история- от старшего к младшему. Многие чеченцы помнят досконально родословные, как и своих, так и соседних родов, людей основавших поселения и др. события из прошлой истории чеченцев и ингушей. Часто чеченское старшее поколение(баккхий нах) в своих устных повествованиях упоминает прародину Ломеку(авт - горн. диалекты: Лом Аьккхе, литературный язык: Аьккхийн Лам), хотелось привести в нашей ознакомительной статье отрывок У. Б. Далгата из знаменитой книги «Первобытная религия чеченцев»:

«Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(груз. Ломеки); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... »(3)


Чеченское племя балой или люди войны

С балойцами связано много легенд у чеченцев, они были непокорными людьми, которые воевали и с русским царем, и с имамом Шамилем, и со своими ближайшими соседями, часто балойцы совершали молниеносные рейды на резиденции кабардинских, кумыкских, калмыцких и др. князей. Историки тоже оставили про них много замечаний, приведем их:
«Балой – это народ по р. Фортанге, - говорил мне во время беседы ауховец, житель сел. Бони-юрт. Потом они переселились в Курчалой (Ичкерия)».(4)
Балойцев упоминают и наши историки, интересны замечания про них у А. Сулейманова, который общался как с потомками балойцев, так и с потомками тех тайпов, чьи предки контактировали с легендарными балойцами. А. Сулейманов приводит ценную информацию, где приводиться факт сокращения численности балойцев в результате постоянных войн и их образа жизни в главе «Балойн Лам»:

...В звене Балойн Лам имеются две возвышенности: Боккха-Таш-Корта и Жома-Таш-Корта.
По преданию, гора Балойн Лам является прародиной некогда воинственного чеченского этнического общества «балой», от которых произошли ялхарой, аьккхий и орстхой. Представители этнич. об-ва балой в наши дни проживают в гг. Грозном, Аргуне, Гудермесе, в ее. Пседах, Бердкел, Курчалой, Гелдаген, Цацан-Юрт, Илисханан-Юрт, Ойсхара, а также в Турции (Чардакхе и Стамбуле), Ираке, Иордании и Сирии.
Балсур-хи «Балойских войск река» - так называлась в прошлом река Фарта (Марта). Позже этническое имя, в основу которого легло название некогда воинственного и довольно большого племени «балой», вышло из употребления в результате физического ослабления и значительного сокращения численности из-за изнурительных войн.(5)


Цхорой(Цхьуоро)

Цхорой- род, который большей частью проживает на территории Ингушетии, около одной трети из численности цхорой проживают в Чеченской Республике. Сами цхоройцы считают себя прямыми потомками легендарного чеченского племени орстхой. У. Б. Далгат подтверждает цхоройские предания в историческом труде «Героический эпос чеченцев и ингушей», где по рассказам вайнахов-ингушей(название от с. Ангушт/ Онгушт), цхоройцы ведут свое происхождение от орстхойцев переселившихся из Даттыха на место нынешнего поселения Цхоро.(6)





Рис. 1 Поселение Цхоре(Цхьоре)

Фяппий- стражники крепостей(Гаппий, вяьппий, вабой), стражники аланских воротв в Лом Аькхе

Фяппий(вяппий) один из древнейших чечено-ингушских обществ. Они часто употребляються в истории Кавказа и конечно вайнахов. История фяппинцев богата. Чеченцы их называли эзда нах(оьзда нах), т.е. уздени на русском языке. Башенные села фяппинцев(вяппинцев) будет слабым словом назвать местах их поселений, это целые укрепления, особенно Эрзи. Ларс, Эрзи и др. поселения вызывают восхищение у современников. Оосбняком стоит Эрзи, он впечатляет своими грандиозными размерами, это город башен Арзи(Эрзи, Аьрзи- Орел). Только сильный и уважаемый род мог строить такие башни, склепы и замки. Особо известны оарцхойцы из фяппий(вяппий), они потомки легендарного аккинского наездника Лорсы. Оарцхойцев называют также Лорсан някий. По преданиям они охраняли Аланские ворота в Лом Аккинском ущелье. Но не всегда фяппинцы(вяппий) купались в золоте славы и военной доблести. После монгольского нашествия, а позже завоевания равнинной Чечено-Ингушетии полководцем Тамерланом, фяппий(вяппий) были заперты в горах. Голод, осада, блокада сделали свое дело. Вассалы-князья со своими дружинами терзали фяппинцев(вяппий), как и всех остальных горцев вайнахов не склонивших голову. Но честь дорога, говорили предки чеченцев. Известными фяппинцами(вяппий) были братья Ших мирза Аккинский и Салтан мирза(7), не менее известен был их умный отец Ушурма. До нас дошло предание о знаменитом строителе башен фяппинце(вяппинце) Янде. Чеченский народ уважал сыновей Ушурмы, когда встал вопрос о освобождении равнины, то Ших Аккинский покинул с отцом Ларс и по решению Мехк кхела спустился на равнину Ичкерии и Ауха, где он и погиб. Также погиб и его младший брат Салтан мирза, защищавший Дариальское ущелье. Свое родство и происхождение фяппинцы по их преданиям введут от аккинцев(8) и орстхой(9), об этом упоминает Р. С. Плиев, Ч.Ахриевым, Л. Ильясовым и др.






Небо и река
Сообщение # 11


Новичок
  • 0

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 5

Продолжение статьи: Происхождение нахских племен чеченцев

Кто был этим легендарным дзурдзуком-нахчо воитель Арштхо?

Чечено-ингушские предания описывают его человеком бесстрашной смелости, отваги и железного характера. Т.е. все черты людей воспеваемые чеченским народом. Одни описывают его в железных латах с ног до головы, как и коня Арштхо, другие говорят, что он вышел из пещеры в полном вооружении и когда его спросили, кто он, он ответил на языке местного народа: " Я от вас и пришел расширять нашу землю". Присутствуют еще описания Арштхо предке нартов и нарт-орстхой(многие историки и сказители легенд считают нартов, и нарт орстхой одним племенем) как человека невиданной силы и размеров, он был говорят выше самого высокого человека и сильнее чем сорок самых сильных мужчин(местные рассказы жителей Ачхой Мартана, Малгобека, с. Гехи). Сами же орстхой говорили, что он из Аккинских гор Чечни.
Так, согласно преданиям самих орстхойцев, один из аккинцев по имени Арштхо спустился с родственниками из горного Аьккхи в Бамутское ущелье и от них произошли орстхойцы(10). У.Б.Далгат делает указку на это предание в «Героический эпос чеченцев и ингушей».
Заслуживает внимание еще одно сведение у У. Б. Далгата в труде «Героический эпос чеченцев и ингушей»(11):
«По некоторым историческим сведениям, орстхои-карабулаки в период межродовых и межфамильных раздоров были наиболее воинственным и непокорным обществом, которое устрашало и подавляло слабые фамилии и роды, выселявшиеся с гор на плоскость».






Рис. 2 Орстхойцы


Примечания:

(1) Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С.151,
(2) «Чеченская Республика» (Население, экономика, история). Все о Чечне и ее народе… Грозный, 1995. С.13.,
(3) (У. Б. Далгат, 1893: 45). Б. Далгат в книге «Первобытная религия чеченцев» цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год,
(4) АИЭ, ф.8, д.27, л.136. Материалы экспедиции 1971 г,
(5) «Топонимия Чечни», часть 1-я, А. Сулейманов, с. 42,
(6) Далгат У.Б. «Героический эпос чеченцев и ингушей», М. – 1972 г., с.43
(7) Документы о русско-чеченских отношениях XVI-XVII вв. не дают ясной картины о социально-(*запрещенное слово!Читай правила!!!!*)еском устройстве Чечни. В них упоминаются чеченские феодалы, в том числе Ших-мурза Окоцкий и его брат Салтан-мурза, владелец Ларсова кабака (селения). Но о многих горных обществах говорится как о джамаатах - союзах сельских общин, т.е. как о тукхумах. См.: Русско-чеченские отношения (вторая половина ХУ1-ХУП в.). М., 1997.
(8) Научно-историческая статья «Язык история народа», Руслан Султанович Плиев, кандидат филологических наук,
(9) Фяппинцы(вяппинцы) указывают на орстхой, как своих предков, как и на аккинцев. «В сказании «Об основании аула Оббоно», записанном Ч.Ахриевым, говорится, что «наши предки(фяппий, вяппий) происходят от орстхоевцев» и что они были славными героями и прославили себя между народами». У.Б.Далгат «Героический эпос чечен-цев и ингушей», М. – 1972 г., с.113; ССКГ, выпуск VIII, 1875 г., с.25-26),
(10) У.Б.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей», Москва – 1972 г., с.42
(11) У.Б.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей», М. – 1972 г., с.113

Замечание: Выражаю огромную благодарность всем, кто помог в составлении статьи и рисунков, выражаю благодарность жителям селений Малгобек, Назрань, Бамут, Ачхой Мартан, Гехи, Урус Матан, Шали, Хасав Юрта. При пересылке ссылаться на автора и дату.
Статья посвящяеться всем чеченцам и ингушам!
Автор: Лема Центороев, кандидат исторических наук, г. Урус Мартан, 2007 г


benoevskij
Сообщение # 12


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

По преданию джейраховцев, жители ущелья Армхи Льяновы, Боровы, Ахриевы и другие пришли с востока и являются по происхождению дышнинцами. Некоторые из них поселились на западе от Дарьяльского ущелья, потомками их считаются осетинские фамилии Льяновы и др. Часть этих дышнинцев, по преданию, снова перешли на восточное побережье Терека. Это ингушские фамилии Цуровы и др. Некоторые дышнинцы отюречились и стали кумыками". (Саидов И.М. Этнографический и фольклорный материал о классовых отношениях у чеченцев и ингушей. // ЧИНИИИЯЛ. Археолого-этнографический сборник, том II, Грозный - 1968 г., с.281-282)


benoevskij
Сообщение # 13


Есть прописка
  • 51

Репутация: 22
Группа: BANNED
Пол: мужской
Сообщений: 320

«В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор.
Население Восточной Чечни знает лишь восточных (равнинных) аккинцев, как пограничных с ними жителей. Плоскостные аккинцы в настоящее время населяют шесть селений Ауха и называют себя аьккхи(й) или орара аьккхи(й), т.е. плоскостные акинцы, тем самым отличая себя от ламаьккхи(й) – горных аккинцев. Таким образом, по народным представлениям, аккинцы более всего сближаются с карабулаками- чеченцами, но имеют свое самоназвание (выделено мной – О.Б.)» // (Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С.172).



«Предания чеченцев упоминают трех братьев: Га, Ахо (или Ако) и Шото, которые будто были родоначальниками всего чеченского племени. От трех братьев Ако, Шото и Га образовались три общества: Галгай, Ако и Шото; первое – в верховьях Ассы, второе – в верхвьях Гехи, третье – в верховьях Чанты-Аргуна и Шаро_Аргуна, притоков Сунжи. От этих трех обществ путем естественного роста и присоединения новых пришельцев образовались все остальные общества чеченцев, расселявшихся на восток, север и запад. Все названия – Шото, Акр, Га (Галгай) – были именами предводителей, родоначальников-пришельцев; свое имя они перененосят и на занятую территорию» //(Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972. С.41).

«Основа чеченской народности, по-видимому, была заложена в местах Галанчожского района». //(Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. С. 73).


кАрЕгЛаЗаЯ БрЮнЕтКа
Сообщение # 14


Местный житель
  • 34

Репутация: 11
Группа: Посетители
Пол: женский
Сообщений: 186

а про Чермой кто-нибудь знает что-то? :no:



--------------------
Гуш дацар але, шайн оьздангаллех ма дохалаш!
TsArt
Сообщение # 15


Осматривается
  • 17

Репутация: 0
Группа: Посетители
Пол: мужской
Сообщений: 14

а сколько вообще тейпов в Чечне


Stigal
Сообщение # 16


Govz-Профессионал
  • 85

Репутация: 283
Группа: Доверенные
Пол: мужской
Сообщений: 2620
ICQ: 422444744

Около 150.



--------------------
Грехи людей пересчитать ты так усердно рвёшься?
С своих начни, и до чужих едва ли доберешься.