Увидел полосатый жезл - остановись!
Как все внезапно начинается, - вы едите на своем авто, никому не мешаете, не нарушаете правил и вдруг...взмах полосатого жезла. Естественно, Вы обязаны остановится, так как неостановка по требованию инспектора дорожного движения - нарушение правил, что, следовательно, им на руку. Формально, инспектор не имеет никакого права останавливать Вас без основания, т.е. без весомой причины и повода. Но у нас в стране уж так заведено.
Вот основания, согласно которым ГАИшники имеют право Вас остановить. В «Наставлении по работе дорожно-патрульной службы» черным по белому прописано:
- нарушение ПДД;
- наличие у инспектора данных о причастности к совершению водителем данной машины ДТП, правонарушения или преступления (обычно в таких случаях рассылаются ориентировки);
- объявление схожей машины в розыск, информация о ее противозаконном использовании;
- необходимость опроса очевидцев об обстоятельствах ДТП, правонарушения или преступления;
- выполнение решений госорганов или должностных лиц об ограничении, запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи гражданам или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления авто, документов на сам автомобиль и перевозимый груз (на стационарных постах, а также в период проведения спецмероприятий).
Наставление написано так, что практически любую ситуацию на дороге можно "подогнать" под один из пунктов. Останавливая Вас просто так, без причин, ГИБДДшник уже нарушает закон, хотя поспорить тут особо не получится (особенно у нас, в Чеченской Республике). Делать нечего, жезл поднят, так что останавливайтесь. За неповиновение указанию ГАИшника Вас могут догнать, применить оружие, применить силу, оштрафовать, а то и вообще, отнять авто и отправить в больницу. Такие факты не раз случались на наших дорогах. Так что останавливаться советуем настоятельно.
Где разговаривать: в салоне своего авто, на улице, или в салоне авто инспектора?
ГАИшник ОБЯЗАН представиться. Не просто промямлить что-то вроде "стар...серж...Магома...кехаташ гайта", а четко и внятно назвать свое имя, должность, звание. Все это с поднятой к фуражке ладонью правой руки. По требованию водителя инспектор ОБЯЗАН показать свое удостоверение так, чтобы водитель мог свободно прочитать его. Затем инспектор должен назвать причину остановки автотранспорта и уже потом попросить показать документы.
После этого водитель должен показать инспектору свои водительские права. Кстати, тут есть одно очень интересное отличие. Если Вас останавливает сотрудник других подразделений МВД (общественная милиция, и т.п.), то Вы не обязаны отдавать свои документы в руки, в особенности паспорт, достаточно просто развернуть его и показать в своих руках. Но почему-то по закону с ГАИшником все сложнее, так как Вы обязаны отдать документы ему в руки.
Так где же "общаться"? По правилам выходить из машины водитель НЕ ОБЯЗАН. Он может спокойно сидеть в салоне, ждать пока его документы проверят, или выпишут протокол, потом получить документы обратно и спокойно уехать. Тут дело личное. Бывает, что водители, забывшие пристугнуться выходят. Делайте и так. Другие считают, что выход навстречу инспектору расценивается последним как добрый жест, и он может отпустить нарушителя по доброте душевной. Однако, как показывает практика, если ГАИшник хочет "докапаться", то "докапается".Если Вас приглашают сесть в машину инспектора, можете садиться, а можете и нет. Это вообще в правилах не оговорено. Повторюсь, можете сидеть в своей машине и слушать музыку.
Однако, есть случае, заранее оговоренные в правилах, когда инспектор может попросить Вас выйти из машины. Делается это в следующих случаях:
- для устранения технической неисправности авто или при нарушении правил перевозки грузов;
- когда есть серьезные подозрения, что водитель нетрезв;
- для сверки номеров агрегатов автомобиля (двигателя и кузова);
- для досмотра авто и груза;
- если водителя, и/или пассажиров подозревают в совершении преступления;
- если требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи.
Как видите, закон лапой писан, и под последний пункт можно подвести практически любую ситуацию. Так что лучше уж выходите.
Что везем?
Нередки случаи, когда машину досматривают инспекторы, отпускают водителя, а через полкилометра его останавливают другие инспектора, проверяют машину и "находят" наркотики. Слышали о таких случаях? Ясно дело, слышали, потому что такие факты имеют место быть!
Не забывайте, что досмотр Вашего авто должен проводиться в присутствии двух понятых. Вы сами можете их пригласить, остановив для этого проезжающие мимо машины. Именно понятые должны затем подписаться в протоколе о досмотре транспортного средства. Очень важно, чтобы понятые были "свежие", т.е. такие, которых нашли при Вас, или же Вы сами нашли. А то бывает, что у инспекторов бывают "свои" понятые, которые уже давно ждут Вас. Да, и не забывайте, что Вы сами можете стать понятым. Если Вас попросят быть, - не отказывайтесь. Может быть о Вас зависит чья-то судьба. В конце концов, когда-то и Вам может понадобиться помощь. И не забывайте требовать копию протокола о досмотре. Это Ваше право.
Дыхни-ка в трубочку, водила!
Золотая жила ГАИшников, - прохождение медицинского освидетельствования. Т.е. тест на нетрезвость, на алкогольное, понимаешь ли, опьянение. Или наркотическое. Отказаться Вы не можете, по той простой причине, что в противном случае Вас ждет такое же наказание, как и за нахождение в состоянии опьянения - лишение прав на срок от полутора до двух лет. Если честно, то в Интернете полно всяких статей с описанием различных лазеек, мол, можно сказать, что срочно еду в больницу а потом в суде доказывать и т.п. и т.д. Наше мнение: выпил - преступник с баранкой в руках! Так что Администрация сайта даже не будет рассматривать варианты Ваших действий если Вы даже всего лишь "чуть-чуть приняли на грудь". А вот если Вы трезвы, то тогда читайте дальше.
Инспектор требует дунуть в трубочку. Вы можете тупо дунуть, если у Вас нет свободного времени, а если хотите потратить время ГАИшника и потрепать ему нервы - отказываайтесь! Тогда Вас повезут на медицинское освидетельствование, тут уже отказываться нельзя. Об этом чуть Выше мы уже написали. Но возможно и так, что инспектор в сговоре с врачом-экспертом и Ваши анализы подделают! Смело запоминайте имя врача, имя инспектора! Не забудьте, что при экспертизе у Вас должны взять два образца жидкости: один для настоящего освидетельствования, другой - в случае повторного контрольного освидетельствования, причем, вторая баночка опечатывается и подписывается Вами, чтобы не вскрыли и не подделали. Даже если Вы ничего такого сделать не смогли или просто не вспомнили, что Вы запросто можете пройти поторное освидетельстование с другим врачом. В суде Вы сможете потребовать моральной компенсации, а также компенсации затрат на экспертизу и умущенной выгоды (может Вы на самолет опоздали, или еще что-то в этом роде).
Повторюсь, пьяный за рулем - преступник. Так что если Вас поймали нетрезвым за рулем - так Вам и надо!
Тонировка: быть или не быть?
В Чечне тонировка запрещена на всей территории республики. Имеется ввиду любая тонировка любых стекол. Однако, в других регионах РФ она разрешена в допустимых пределах. Поговорим об административной ответственности за тонировку в других регионах РФ.
Очень часто водители идут на поводу у инспекторов, когда те заявляют о превышенных нормах тонировки окон. Согласно части первой статьи 12.5 КоАП РФ за неправильную тонировку Вам должны дать предупреждение, или наложить штраф в размере 100 рублей. НО! Даже если у Вас стопроцентрая тонировка, даже если если Вы включите внутри салона прожектор, а снаружи не видно и лучика света, то и тогда инспектор ГИБДД не имеет никакого права останавливать Вас за тонировку. Почему? А потому что замерять прозрачность тонировки имеют права только инспекторы на стационарных постах с участием (внимание!) госинспекторов технадзора! Никаких сканеров, фонариков, хитрых приспособлений у ГАИшника быть не должно! Не ведитесь на такие "разводы". Только ГОСИНСПЕКТОР ТЕХНАДЗОРА!
Кстати, имеются два ГОСТа: 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и 51709-2001, в которых говориться, что для передних лобовых ветровых стекол должна соблюдаться пропускная световая способность не менее 75 процентов, а для передних боковых пропускная световая способность не менее 70 процентов. Ну и тонировка задних боковых и тонировка заднего ветрового вообще никак не нормируется. Т.е. хоть фанеру ставьте - законно!
Забыли права?
Кошмар водителя - забыл права! Ё-маё! Сколько сунуть ГАИшнику, чтобы не прикопался?! Сколько отстегнуть, чтобы машину не отогнали. На самом деле по закону ответственность такая: предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ). Однако, при этом авто задерживается и отгоняется на спецстоянку или штрафстоянку до устранения причины задержания (то есть пока водитель не принесет впохыхах свое водительское удостоверение или не приведет другого водителя, который может управлять его автомобилем на законных основаниях). Эти дополнительные хлопоты забывчивому водителю гарантирует ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.
Какие документы предъявлять?
Запомните этот перечень документов, которые Вы должны иметь при себе, и предоставлять для проверки инспекторам ГИБДД. Этот перечень прописан в ПДД, так что Вы итак должны были его знать, когда сдавали на права:
- водительское удостоверение (либо временное разрешение);
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- талон о прохождении техосмотра;
- доверенность (при управлении автомобилем в отсутствие владельца);
- полис ОСАГО.
Никаких других документов требовать у Вас ГАИшник не имеет права, за исключением особых случаев: это проверка паспорта (инспектор ГИБДД - сотрудник МВД, и имеет на это право), путевой лист, лицензионную карточку (я так понял на газовое, гладкоствольно, нарезное оружие, и другое оружие самообороны), и документы на груз. Это уже право инспектора.
Счастливого пути! Не нарушайте! Но и не давайте обвинять Вас в том, что Вы не делали и чего Вы не нарушали!!!