|
Картлис Цховреба, интересная вещь, оказывается |
|
|
saidOFF |
Сообщение # 21
|
ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
Репутация: 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 459
|
Тогда брат его собрал бесчисленное войско и встретил Мириана для битвы у Насибисского ущелья. И как увидели старейшины и марзапаны персидские, что они прибегли к мечам, встали они послами и посредниками, и послушались оба царя их совета. А когда сели совещаться, тогда сказал Мириан, жалуясь: «Я первородный сын отца моего, и дал он мне в удельное владение чужие страны, силой вырванные из его рук, и там все дни свои я провел в борьбе с хазарами и многократно защищал я кровью своей Персию от хазар. Поэтому мне принадлежит престол отца моего».
Бартам же к этому сказал: «Хотя Мириан является первородным сыном, но его родила наложница, а рожденному наложницей достаточны доставшиеся ему царства. Я же рожден дочерью царя индийцев, царицей персов, и слышали ли вы о завещании отца моего и увидели ли вы, что своей рукой возложил он венок на меня».
Они же рассудили и дали царство персидское Бартаму, Мириану же для успокоения дали от удела Бартама Джазирети и половину Шами и Адарбадаган. И это все присоединили к Картли, Рани, Херети и Мовакану. И направился обратно Мириан. Когда же он еще был там, перешли овсы через Перош и Кавтию и опустошили Картли. Мириан же окружными путями перешел в Овсетию, опустошил Овсетию и достиг до Хазарии, на обратном пути прошел двалетской дорогой и вернулся домой.
После этого через несколько лет по обычаю пришли хазары для взятия Дарубанда. Мириан же отправился на помощь Дарубанду, и пока он находился там, сражаясь с хазарами, тогда царь гутов с бесчисленным войском вступил в Грецию. Царь же греков собрался с большим войском, чтобы противостоять ему. Тогда царь попросил цезаря сразиться с ним. Цезарь же не имел силы, чтобы сразиться с ним.
Но тогда в греческих войсках находился сын Косароса, армянского царя, по имени Трдат, которого мы упоминали выше. Он был воспитан в Греции и был витязем. В то время он находился в греческом войске и его выбрали из всего греческого войска, облачили его в одежды и оружие цезаря и под видом цезаря послали его сразиться с гутским царем. Выступил оттуда гутский царь и сразились они. Одолел Трдат его и захватил гутского царя в руки, и бежал гутский лагерь. Цезарь же дал войска Трдату и отправил его в Сомхити, отечество свое. Выступили в Сомхити и погнали войска эриставов Мириана.
Тогда Мириан вернулся с войны с хазарами, привел из Персии свойственника, родственника царей, по имени Пероз. И тот привел с собой большое войско. И поэтому Перозу дал Мириан в жены дочь свою и дал страну от Хуани до Бардави, по обеим сторонам Куры, и утвердил его эриставом там. И получил Мириан подкрепление из Персии и начал воевать с Трдатом. Но, когда получил Трдат подкрепление из Греции и направился против Мириана, у этого не хватило сил для сопротивления, и он укрепился в крепостях и городах. И Трдат прошел через всю его страну. А когда же получил Мириан новые подкрепления из Персии, тогда не смог сопротивляться ему Трдат, и прошел Мириан через всю Сомхити. И так, не остывая, продолжалась смута много лет, и не нашелся среди персов никто, кто бы мог сразиться с Трдатом один на один. И прославился он всюду, и победил всех, сразившихся с ним, как написано об этом в книге жития армян.
После этого воцарился в Персии третий брат Мириана и Бартама, который послал посланника Мириану и сказал: «Соединимся, пройдем Сомхити и вступим в Грецию». Тогда выступил персидский царь и встретил его Мириан, и собралось войско, подобное числу травы в поле и листьев на деревьях. И перешли Сомхити, и не смог противостоять Трдат, но укрепил крепости и города. И опустошили Сомхити, и вступил в Грецию.
И не мог противостоять им царь греческий Константин и впал в печаль великую. И как начали опустошать Грецию, тогда убедили царя Константина служители бога и сказали ему: «Мы видели диво Христово и победу врагов верующими в него, ибо все верующие в Христа, неся крест перед собой, побеждают врагов своих». Константин поверил им, как сказано об этом в книге обращения греков, крестился Константин, взял с собой лик креста, сразился с врагами бесчисленными теми персидскими с войском малым, и силой Христовой заставил бежать их лагерь и уничтожил множество их.
И бежали оба те царя с немногими всадниками; преследовал их Константин и вступил в их пределы. И бежавший персидский царь вступил в Персию, а Мириан остановился в Картли и укрепил крепости и города. Был бессилен Мириан и испугался, чтобы не пришлось совсем бежать из Картли, потому что в той битве были истреблены все его знатные персы и картвелы. И поэтому тоже послал посланника к царю Константину и запросил у него мир, обещая ему служить, отказался от персов и присоединиться к нему.
--------------------
прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации... |
saidOFF |
Сообщение # 22
|
ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
Репутация: 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 459
|
Это одобрил Константин, ибо все-таки боялся царя персов, и для помощи помирился с Мирианом. И взял сына Мириана, которого звали Бакар, в заложники, и породнил между собой Трдата и Мириана, ибо дал Трдат дочь свою, которую звали Саломэ, в жены сыну Мириана, которого звали Рэв. И определили Мириану и Трдату следующие границы: страны, реки которых текут на юг и присоединяются к Араксу, определил как принадлежащие Трдату; а страны, реки которых текут на север и присоединяются к Куре, определил как принадлежащие Мириану. И как рассудил царь Константин, так и выполнил посредничество между ними и ушел в свое царство.
И царствовал Мириан в Картли, Херети и Мовакани. И владел также Эгриси вплоть до Эгрисской реки. И дал в удел сыну своему Рэву Кахети и Кухети, и посадил его, Рэва, и жену его Саломэ в Уджарма, и жили они в Уджарма.
Пероз же, зять Мириана, владел страной, которую упомянули выше, как данную Мирианом, и был он там эриставом.
В то время уже пришла святая и блаженная мать и крестительница наша Нина, пробыла в Мцхета три года, и объявила хвалу учения Христова, и лечила без лекарств, и начала громко хвалить веру истинную, Христа, бога нашего.
--------------------
прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации... |
saidOFF |
Сообщение # 23
|
ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
Репутация: 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 459
|
ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ЦАРЬ КАРТЛИЙСКИЙ КУРАПАЛАТ ГУАРАМ БАГРАТИАН
А этот Гуарам был по матери из рода Хосроев, а по отцу – Багратиан. Так Багратианы являются потомками и родственниками этого Гуарама.
Этому Гуараму дал цезарь курапалатство и послал в Мцхета.
А дети Бакура-царя, потомки Дачи, сына Вахтанга, которому дал царствование царь Вахтанг, остались в Кахетии. И заняли Кухети и Херети от реки Иори, и сели в Уджарма, и подчинялись Гуараму Курапалату.
Тогда цезарь дал большие сокровища Гуараму Курапалату и приказал, чтобы теми сокровищами вывели северные войска, чтобы соединились войска грузин и вступили бы в Персию. Гуарам же поступил так: вывел осетин, дурдзуков и дидойцев и поставил во главе их эриставов картлийских. Вступили они в Адарбадаган и начали опустошать его. И таким несчастьям подвергались персы из-за их занятости другими делами.
--------------------
прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации... |
saidOFF |
Сообщение # 24
|
ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
Репутация: 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 459
|
Тогда появился в Персии человек, которого звали Барам Чубин. Он встретил турок, вступивших в Персию, как написано в книге жития персов, убил Барам Чубин Сабу, царя турок, и заставил бежать их в лагерь. Войска же греческие, которые вступили в Персию, отошли и вернулись домой. И северные войска, посланные Гуарамом Курапалатом, тоже вернулись домой. Ибо ввиду того, что персы освободились от турок, испугались грузины и их союзники, и появился страх и трепет среди грузин перед персами.
И этот Гуарам Курапалат начал укреплять крепости и города.
И опять бог оказал милость христианам, и в Персии начались другие распри, ибо тот же Барам Чубин отказался от царя персов, и выжгли глаза Урмизду-царю братья его жены, и начали воевать друг против друга Чубин и Касрэ. А цезарь Маврикий дал дочь свою в жены Касрэ, и дал войско свое и послал его против Чубина. Бежал Чубин из Персии, а Касрэ завоевал Персию.
Тогда царь Маврикий ходатайствовал за грузин перед Касрэ и сказал ему: «Ввиду того, что грузины оставили язычество, теперь грузины подчиняются грекам. Ибо из-за насилия с вашей стороны была замучена Картлия, а теперь нет вашего права над Картлией. Теперь по повелению божьему, ввиду того, что я и ты находимся в полном согласии, Картлия пусть будет мирно свободной между нами. Я являюсь помощником и правителем всех христиан».
Тогда подчинился персидский царь цезарю, и освободились грузины. И так Гуарам Курапалат стал подчиняться грекам.
Был он человеком верующим и строителем церквей. Он начал строить церковь честного креста; а до тех пор крест стоял под открытым небом. И построил церковь лишь по пояс.
И царствовал благополучно и безмятежно. Но не смог отстранить эриставов картлийских с их эриставств, ибо были у них грамоты персидского царя и греческого царя на владение своими эриставствами, но подчинялись эриставы Гуараму Курапалату.
А у этого Гуарама Курапалата были сыновья, одного из которых звали Степаноз, а другого Деметрэ.
И умер католикос Свимон и сел каталикосом Самоэл. И умер каталикос Самоэл и посадили Самоэла же.
Этот же Гуарам Курапалат возобновил основание тбилисского Сиона.
После этого Гуарама завершили строительство тбилисского Сиона: половину некая вдова, а половину весь народ во время первого Адарнасэ-владетеля, и этот Адарнасэ тоже помог его строительству.
Ибо все потомки верующего царя Мириана были строителями церквей. И умер Гуарам Курапалат.
ИЗ «ОПИСАНИЯ ГРУЗИНСКОГО ЦАРСТВА» БАГРАТИОНА ВАХУШТИ
К вопросу о Кисти. Теперь же начнем описание кавказцев к востоку от Хеви, так как закончили описание западной части. В конце Хеви, где выходит на равнину река Арагва, или Ломеки, к этому Арагви выше поселения Хетадзе присоединяются Кистетская и Дзурдзукская реки. Эта последняя присоединяется с востока, вытекает из Дзурдзукии и Пшав-Хевсуретии (Пховели) между Кавказом, течет с юга на север и слегка на северо-запад. Длина ее от Кавказа до Ломеки. Где же соединяются эти две реки, там между ними лежит Джариехи, скала большая, окружающая большую долину, утесистая, и этим она весьма крепка, построена там башня большая со стеной подобно крепости. И выше этой реки, в ущелье, выше этого Джариехи расположена страна кистов, имеющая поселения и строения.
К вопросу о Дзурдзукии. Опять же южнее этого, выше Кистети, расположена Дзурдзукия, имеющая строения и поселения, и те, и другие с башнями. Эти ущелья ограничиваются с востока Кавказом, расположенным между Кист-Дзурдзуки и Глигви; с юга Кавказом, расположенным между Пшав-Хевсуретией и Дзурдзуки; с запада Кавказом, расположенным между Кист-Дзурдзуки и Хеви; с севера Кавказом, расположенным между Черкесией и Кистети. И проходят дороги из Кист-Дзурдзуки через эти Кавказы в Хеви, Пшав-Хевсуретию, Глигвети и Черкесию.
--------------------
прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации... |
saidOFF |
Сообщение # 25
|
ПоЛуМеСяЧнЫй ОтЕц
Репутация: 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 459
|
К вопросу о Глигви. А с востока этой Кист-Дзурдзуки расположен Глигвети, так названный от Глигоса, внука Дзурдзукоса, или за неодетость, река которой вытекает из Кавказа, идущего между Пшавией и Глигви, и течет с юга на север и присоединяется к реке, а потом присоединяется к Борангской реке. На этой реке расположен Ангушт, поселение большое. И застроено это ущелье строениями и поселениями. И ограничивают Глигви с востока гора, расположенная между Глигви и...; с севера гора, расположенная между Глигви и Дзурдзуки. А жители Ангушта похожи на черкесов, религией магометане, сунниты. А к востоку от этой Глигви расположено ущелье, река которого вытекает из Кавказа, расположенного между ней и Панкиси, течет с юга на север, присоединяется к Глигвской реке и потом обе присоединяются к Борангской реке с запада. И это ущелье также имеет строения и поселения. И ограничивают ее с востока Кавказ, расположенный между Тушетией и этим ущельем; с юга Кавказ, расположенный между ним и Панкиси; с севера гора Черкеская, расположенная между ним и Черкесией, с запада гора, расположенная)между ним и Глигви. Но эти ущелья, которые мы описали, первоначально назывались все они Дзурдзукией, ныне же разделяются так.
Но эти ущелья весьма крепки и недоступны врагам, гористые, скалистые, тесные, с реками и лесами, скудные и неурожайные, с малым количеством скота. Такою мы описали Осетию. Также людей верой, религией, нравом, повадками, обычаями считают подобными осетинам. Но имеют язык свой собственный, и женщины их одеты иначе. И не ведают убийств и мстительности между собой, кроме как случайной, вообще же мирятся по рассуждению их стариками. И также они совестливые в отличие от осетин. Но в обычае у них двое- и троеженство, и прелюбодеяние в замужестве, но среди девушек – никогда, как у осетин. Умеют строить на извести, и так строят дома, башни и укрепления. Но подчиняются и платят дань черкесам, соседям своим за неимением пропитания и одежды, и за соль.
История. Когда же пришел Кавкасос в доставшуюся ему в удел страну, и поселился в этой стране, и овладел ею, и сыновья его, и внуки его размножились и были покорны мцхетскому мамасахлису, а некогда были откзавшимися и врагами, как описали, до выступления хазарского царя. А когда же выступил хазарский царь, дал страну эту Урбаносу, сыну своему, который назвал ее Осетией, и пленников ранских и армянских. Тогда пришел Урбанос с теми пленниками, обосновался сам, и пленных тех поселили здесь на этой равнине. Дзурдзукос же, сын Таргамоса, который был самым именитым среди всех сыновей Кавкасоса, вступил этот Дзурдзукос в Кавкасию и нашел место весьма крепкое; построил город и назвал именем своим Дзурдзуки, а дань давал хазарам. И стали называть после того Дзурдзукией ущелья, расположенные восточнее Хеви, а расположенные западнее Хеви стали называть Кавкасиани, или Двалети, в которых обосновались некоторые из сыновей и родичей Кавкасоса. И пребывали все в покорности Дзурдзукосу, а после него – его потомкам, а эти последние были покорны мцхетскому мамасахлису, вплоть до первого царя Фарнаоза. Фарнаоз же привел родственницу Дзурдзукоса, женщину из Дзурдзука, и сам женился на ней, и этим большей частью вновь покорил Дзурдзукию. А после Фарнаоза-царя, как показывает история, находились в подчинении и платили дань грузинским царям Дзурдзуки, Хеви, Двалети, область, лежащая выше Касрис-Кари. Другие же подчинялись осетинским царям. А во время)нашествий татар Чингисхана, а более того Батыя и Орхана (Борхана) были истреблены и опустошены города и строения их, а царствование осетин превратилось в правление владетелей, и бежали осетины в эти Кавкасии, и большинство областей опустело, какой является и ныне Черкесия. И опять же после пришествия Лангтемура и взятия Константинополя стали притеснять осетин: с одной стороны, Татархан (крымский), а с другой – Лангтемуровы магометане-кочевники, и бежали осетины в Кавкасию, и завоевывали они родичей кавказцев, которые суть двальцы. И после этого Осетия стала называться Черкесией или Кабардией, из-за нашествий разделилась и превратилась во множество княжеств. Также при разделе Картлии на три царства Хеви и Двалети остались за грузинскими царями, и эти места платили дань до сегодняшнего дня царям грузинским и их владетелям. А Дзурдзук-Кистию считают своей кахетинцы, а также Глигвию. Но глигвинцы никому не должны были платить дань и больше подчиняются черкесам. Также и другие осетины. Но Дигор слегка подчиняется рачинским эриставам, ибо владеет Рача Дигором. И до сегодняшнего дня это так, а в будущем как будет только бог ведает.
Текст приводится по книге С.Х. Нунуева «Нахи и священная история». – Ярославль, 1998 г.
--------------------
прежде чем умничать - прочитай ПРАВИЛА! Помни: ОБСУЖДАТЬ пoлитиkУ ЗАПРЕЩЕНО!
Ссылки скрываем тегом [ hide ]
чеченский сайт, чеченский форум, доска бесплатных объявлений и еще много SEO слов для поисковой оптимизации... |
|
|
|